Российский общественный деятель, почетный работник сферы образования РФ, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»
Санатовская Лариса Анатольевна
Лариса Анатольевна, здравствуйте. Мы рады видеть Вас в гостях в редакции. Цель работы Национальной родительской ассоциации (НРА), которую Вы возглавляете, — это профессиональная информационная поддержки семей с детьми и тех, кто организует работу с родителями. Что значит осознанное родительство и каковы его критерии?
На мой взгляд, осознанное родительство — это целая система взаимосвязанных знаний, навыков, обязанностей и действий. Что касается критериев осознанного родительства, это прежде всего: зрелое и ответственное отношение к своей миссии — воспитанию детей, готовность тратить много сил и времени на их воспитание, любовь, взаимопонимание, доброта, участие, сотрудничество в отношениях с детьми, гуманно-личностный поход к ребенку. Это значит, что его нужно любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Это рациональная организация жизни ребенка, знание его особенностей, понимание и принятие физических, психических, душевных качеств, учет в воспитании возрастных особенностей, установка на развитие ребенка, его талантов и способностей.
Нельзя не упомянуть и пример собственного поведения, так как это самый мощный способ воздействия на ребенка. Если у родителя есть потребность в достижениях, он стремится к сохранению и развитию собственной индивидуальности тоже. Очень важен единый стиль воспитания, применяемый родителями, разделение родительской ответственности и готовность к обсуждению возникающих проблем в воспитании детей со специалистами (психологи, педагоги).
Расскажите, пожалуйста, о нескольких наиболее ярких проектах, организованных НРА в этом году. Чем они важны лично для Вас?
Один из главных результатов деятельности НРА — действующая система информационной поддержки семей с детьми, а также организаторов работы с родителями, направленная на формирование в российском обществе осознанного и ответственного родительства, повышение родительских компетенций. Ежегодно НРА проводит более 50 крупных всероссийских, международных, региональных мероприятий и проектов, направленных на просветительскую, воспитательную, патриотическую, международную, спортивно-массовую работу.
Среди них наиболее важными считаю: проект «Страна трудовой доблести», направленный на просвещение родительского сообщества и молодых граждан — будущих родителей о значении тыла и конкретного города в годы Великой Отечественной войны; Всероссийская Вахта памяти «Без срока давности» — вовлечение родителей и семей в сохранение памяти о геноциде на
Что бы Вы пожелали руководителям и педагогам ДОО в предстоящем учебном году?
шего народа в годы войны; проект «Наш краеведческий музей. Перезагрузка» — повышение интереса к малой родине и краеведению; Московский городской конкурс родословных семей ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны. Цель последнего — сохранение и формирование традиционных духовно-нравственных ценностей в московских семьях, единство семьи через коллективную подготовку исследований истории семьи и рода, посвященных Великой Отечественной войне. Проект «Родители и родные языки народов России» — это цикл мероприятий по вовлечению родителей в сохранение и развитие родных языков. Следует отметить и цикл международных проектов НРА по продвижению и позиционированию русского языка и культуры за рубежом; всероссийские конкурсы для организаторов родительского роста и многие другие.
Приятно отметить, что Правительством России утвержден план проведения основных мероприятий Года семьи и четыре традиционных проекта НРА («Моя родословная» (п. 55), «Фестиваль семейных театров» (п. 64), «Общероссийское родительское собрание» (п. 73) и «Конференция «Школа одаренных родителей» (п. 74)) включены в него. Также НРА — соисполнитель по пунктам 68–71 плана.
Для всего родительского сообщества это очень важно. Ведь мероприятия, вошедшие в план, — это мероприятия про семью и для семьи! Согласитесь, нет ничего важнее знаний о своем роде, причастности предков к важным историческим событиям своей страны, трудовых династиях! И именно эти знания формируются у всех участников конкурса «Моя родословная».
А как не восхищаться семейным творчеством? Вся Россия «болеет» Фестивалем семейных театров! Именно этот формат взаимодействия с семьями позволяет раскрыть всю красоту и глубину национальной культуры, традиций, межличностных отношений. Истинная любовь к Родине начинается с любви к семье, делу, которому ты посвящаешь свою жизнь. И это очень ярко прослеживается в работах всех наших конкурсантов.
Насколько важно обеспечение ранней помощи детям и их семьям в современном образовательном пространстве и обществе?
В настоящее время в стране сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. Уменьшение доли рождения здоровых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии — тревожащие факторы. Результатом этих неблагоприятных тенденций и явлений стало значительное увеличение так называемых детей с проблемами в развитии, т.е. детей, имеющих отставание в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС). Данные обстоятельства подтверждают актуальность помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии.
В первые три года жизни закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др. К этому чрезвычайно важному этапу развития взрослые должны подойти с максимальной ответственностью. Именно поэтому становление в нашей стране системы ранней помощи является сегодня одной из приоритетных задач. Как результат в стране открываются психолого-медико-педагогические центры, консультативно-диагностические пункты, создаются службы раннего сопровождения.
Важно, что сегодня системное внедрение ранней помощи детям строится на межведомственной основе при активном участии некоммерческого партнерства, детских психологов, коррекционных педагогов и экспертов НРА.
Какие современные технологии оказания ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям можно выделить?
Из множества форм и технологии оказания ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям я бы выделила семейно-ориентированный подход. Влияние, которое семья оказывает на развитие ребенка на протяжении всей его жизни, оправдывает то, что любая программа, ориентированная на детей в раннем возрасте, будет принимать в своей работе принцип центрального значения семьи, ценить ее участие и применять индивидуальный подход к ее потребностям. Семейно-ориентированный подход — это философия и ряд методик, признающих семью центром принятия решений, и способствующих развитию ее сильных сторон и возможностей. Это больше связано с тем, как реализовать программу ранней помощи (как делать), чем с тем, что применить в программе ранней помощи (что делать). Основной акцент на деятельности, способствующей вовлечению семьи и усиливающей ее компетентность, самоэффективность, самостоятельность и возможность способствовать развитию ребенка.
И здесь стоит подробнее рассказать об особенностях современных детей и семей с детьми дошкольного возраста, организации партнерского взаимодействия с педагогами ДОО в современных условиях.
Несмотря на хорошо известный и многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка, разногласия и конфликты между педагогами ДОО и родителями возникают довольно часто. Проблема взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания на современном этапе стоит достаточно остро. В последнее время значительно изменился вектор семейных ценностей: исчезло почитание родителей, уважение к истории своего рода и своей страны, произошел разрыв связи между поколениями. Семья, ее уклад и традиции для большинства молодых людей перестали быть ценностью. У некоторых родителей сформировалась потребительская позиция по отношению к государству, а по отношению к своему ребенку — безответственная. У таких пап и мам значительно снижена потребность в информации о детско-родительских отношениях, возрастных особенностях своих детей, методах и способах своего реального участия в становлении личности ребенка. Поэтому в современных условиях необходимо учить родителей быть родителями.
Я считаю, что в результате активных действий в этом направлении может быть решен ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, формирование условий для самостоятельного решения семьей своих социальных функций. В области образования просветительская работа с родителями помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг и в целом «развернуть» родителей лицом к школе для совместного поиска решения проблем.
Что бы Вы посоветовали педагогам при организации взаимодействия с родителями детей, имеющими особенности здоровья и развития?
Я бы посоветовала в первую очередь перейти к диалогу! Да, это задача сложная, особенно для педагогов, привыкших недооценивать родителей как воспитателей и воспринимать себя как единственных носителей истинного знания о сути детства и взрослости, семье и родительстве, об образовательном процессе. Важно руководствоваться золотой формулой: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие от этого будут последствия!»
Какую роль играют родители в образовательном процессе ДОО? Какие у них есть права и обязанности?
Я согласна с утверждением, что семья и детский сад — два важнейших и основополагающих общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений. ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам и акцентирует внимание на работе с родителями.
Глобальная цель — вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Взаимодействие с родителями рассматривается сегодня как обязательное условие единства требований детского сада и семьи и успешного воспитания. Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями — условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки всех сторон на совместную работу, определение целей, планирование, организацию и подведение итогов.
Как показывает практика, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОО приводит к положительным результатам. Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь родителей к сотрудничеству, знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т.д.
О чем важно помнить руководителю дошкольной образовательной организации при осуществлении партнерского взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста?
Важно помнить, что одна из главных задач руководителя дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО — обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, выстроить отношения взаимного доверия и сотрудничества, необходимые для становления гармоничной личности дошкольника, обеспечения его всестороннего развития и социализации, воспитания здорового и счастливого ребенка. Исходя из вышеизложенного, руководитель ДОО должен обладать сформированными личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для сопровождения и эффективного сотрудничества с родителями, а также выстраивания качественных, доверительных детско-взрослых отношений.
Лариса Анатольевна, скажите, пожалуйста, как родителям лучше спланировать досуг или летние каникулы для детей дошкольного возраста?
Очень непростой вопрос. Все семьи разные, а значит, разные интересы и потребности. Любому человеку для полноценного восстановления важны новые впечатления и смена обстановки, поэтому важно чередовать активные виды отдыха с познавательными или успокаивающими. Совместный семейный отдых в летнее время имеет целый ряд компонентов, и мне кажется, что если использовать их при выборе и формировании досуга и отдыха детей, то результат будет отличным! Позволю себе напомнить эти компоненты: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.
Главное, чтобы родители умели учитывать потребности и желания ребенка, и тогда его летние каникулы будут интересными, познавательными и полезными для здоровья, физического и творческого развития.
Лариса Анатольевна, современные дети часто проводят свободное время, бесконтрольно используя гаджеты. Как в наши дни цифровизация влияет на детей дошкольного возраста? Какие Вы видите плюсы и минусы?
В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов: сотовые телефоны, планшеты, компьютеры — без них мы не представляем себе нашу современную жизнь.
Наши дети с такой легкостью осваивают любые цифровые технологии, что взрослые только диву даются: еще и говорить не научился, а уже умеет переключать каналы телевизора на любимый мультик, включать и выключать планшет, требует телефон для игр.
Отношение родителей к появлению гаджетов в жизни ребенка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний. Меня часто спрашивают, стоит ли разрешать ребенку с раннего возраста пользоваться гаджетами. Мой однозначный ответ: «Нет! Не стоит, если Вам дорог Ваш ребенок!»Поэтому молодым мамам, разрешающим детям играть с планшетом или смартфоном, стоит подумать о последствиях ежедневных игр с гаджетами для ребенка в будущем.Родителям важно не все разрешать, а понимать, что хорошо и безопасно для ребенка, выставлять для него границы и в общем довольно твердо об этом говорить. Это абсолютно правильно — ограничивать до определенного времени использование гаджетов, можно честно говорить ребенку: «Если ты проводишь за ним больше времени — это плохо влияет на твой организм, твое настроение и твой сон». Задача родителя — заботиться о ребенке и ограничивать в вещах, представляющих для него опасность.
Какие они, сегодняшние дошкольники, воспитанные в век инновационных технологий?
В силу своих физиологических и психологических особенностей развития дети в возрасте до 7–8 лет наиболее восприимчивы к информационному влиянию окружающей среды. С раннего детства их окружают яркие картинки и звуки различных электронных устройств, они живут в условиях вездесущего интернета, поэтому уже в дошкольном возрасте умеют пользоваться мобильными устройствами, планшетами, компьютерами; намного быстрее овладевают компьютерными технологиями, нежели чтением и письмом. Телевизор, компьютер, смартфон, интерактивные игрушки, не требующие сложных манипуляций, становятся важным, если не главным, инструментом социализации детей в современном мире. Цифровая культурная среда — естественное окружение нового поколения детей, и факт, что цифровая социализация неизбежна как условие успешной социализации в обществе и коллективе сверстников.
Применение компьютерных и цифровых технологий в современном дошкольном образовании стало обыденным, это необходимость, но при обязательном соблюдении ряда гигиенических и психолого-педагогических требований к данному процессу.Сегодня традиционные методы обучения перестают отвечать запросам нового цифрового общества и теряют свою эффективность, поэтому необходима модернизация методической базы и актуализация методов и приемов, внедрение новых обучающих технологий и средств коммуникации.
У детей, особенно дошкольного возраста, чрезвычайно развиты познавательная активность, любознательность, стремление узнавать новое. Поэтому в век инновационных технологий вопрос информационной безопасности как состояния защищенности детей от негативной информации, способной причинить вред их здоровью, физическому и духовному развитию, является принципиальным. Ребенок не может критически относиться к поступающей информации, склонен верить всему увиденному и услышанному, поэтому детская аудитория должна быть защищена от насилия, изобилия рекламы, а задача неравнодушных взрослых (педагогов и родителей) — научить адекватно оценивать и воспринимать получаемую информацию. И только совместная деятельность родителей и педагогов может оградить детей от отрицательного влияния современного информационного пространства.
Сейчас дети очень рано начинают заниматься спортом. Считаете ли Вы, что дети, профессионально занимающиеся спортом или хореографией, как уверены многие, лишены детства? Что можно посоветовать родителям и педагогам?
На первый взгляд, ответ на данный вопрос может быть только один: разумеется, детям нужна физическая активность. Но движение — это необязательно профессиональный спорт, это прежде всего подвижные игры и активный досуг. Основа нашего здоровья закладывается в раннем возрасте. Физкультура — это и правильная осанка, и хорошее кровообращение. Но тут важно понимать разницу между просто активным образом жизни и профессиональным спортом.
Нужен ли детям профессиональный спорт? При такой постановке вопроса уже сложно дать однозначный ответ. На мой взгляд, принимая решение о выборе вида спорта, родители не должны ставить свои амбиции выше желаний ребенка. Ведь если ребенок сам хочет тренироваться, он будет получать от этого удовольствие! И главное. Как бы сильно родители ни старались помочь своему ребенку принять решение в выборе за или против профессионального спорта, важно помнить, что поступки, решения, и выбор детей по мере их взросления часто не соответствуют родительским ожиданиям. Важно принять их детское решение и ценить своего ребенка как самостоятельную личность со своими желаниями и потребностями. Жизненный путь ребенка — это именно его путь, а не его родителей.
Что важно делать родителям для успешной социализации ребенка-дошкольника? Какую роль в этом играют дошкольная образовательная организация и педагог?
Воспитание личности — всегда сложная задача.Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.
Перед педагогами и родителями, кроме традиционных вопросов — чему учить и как учить, встает проблема, как воспитать человека нравственного, обладающего духовными ценностями, настоящего гражданина своей страны.
Основные черты характера личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и детский сад возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения, и одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.
Успешная социализация дошкольника — проблема наиболее актуальная для дошкольной образовательной организации, и я считаю, что ее возможно решить только через полноценное социальное сотрудничество в триаде «педагог — дети — родители». Важно выстроить сотрудничество как общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родителям важно помнить и знать, что они должны стать активными участниками образовательного процесса. Общественное дошкольное воспитание, детский сад — это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, напротив, все становится на свои места.
Насколько для воспитания дошкольника важны семейные традиции?
Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, состоящая из распорядка дня, уклада жизни, обычаев, а также привычек членов семьи. Они помогают развивать у ребенка эмоциональную отзывчивость и сопереживание. Через традиции у ребенка формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества, представления о культуре своего народа, основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Принимая посильное участие в семейных ритуалах, ребенок осознает свою роль в семье, ощущает принадлежность к ней, узнает права, обязанности и зоны своей ответственности.
Создавать основу для семейных традиций нужно с начала создания молодой семьи, пока нет детей или они еще маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Важно помнить, что традиции доставляют удовольствие всем членам семьи, они развивают чувство постоянства, единства, учат дружбе, взаимопониманию, показывают, насколько сильны семейные узы.В этом случаи дети гордятся своей семьей, а их детские воспоминания остаются и передаются следующему поколению. Так создается счастливая и крепкая семья и формируется ее история.
Насколько важно для дошкольника историческое просвещение и какие темы следует обсуждать с детьми этого возраста?
Эксперты НРА отмечают, что раннее историческое просвещение дошкольников важно и должно носить интегрированный и системный характер, так как в дошкольном детстве закладываются качества личности, в будущем доминирующие в характере взрослеющего человека. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей и народов. Такое значение и понимание возможны, только если органически освоена культура своего народа, понятно и осмыслено прошлое — далекое и близкое. Только так можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Необходимость приобщать юное поколение к национальной культуре не вызывает сомнений, так как наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовываться как личность, любящая свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Дошкольникам необходимо знать свои истоки, любить свою историю, страну и чтить свои традиции, а это чудесным образом можно реализовать через народное творчество (фольклор), обряды, обычаи: сказки, считалки, стихи, потешки, прибаутки, заклички, игры, танцы, которые дети так любят.
Как Вы относитесь к ранней профессиональной ориентации дошкольников в ДОО?
Положительно! Актуальность проблемы ранней профориентации — неотъемлемая составляющая процесса обучения и воспитания дошкольников, именно от нее зависит состояние общества, поскольку вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями. Ранняя профориентация — первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии, заключающийся в ознакомлении ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в будущем.
Поскольку детский сад — первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в РФ, то именно в стенах ДОО должно начинаться формирование базовых знаний о многообразии и широком выборе видов деятельности. Считаю, что ранняя профориентация дошкольников — фундамент для формирования их профессиональных предпочтений.
Для каждого человека нет ничего важнее выбора профессии по душе! И нам, взрослым, важно помнить, что раннее начало подготовки ребенка к определению будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в семье работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить его с различными видами труда, облегчить самостоятельный выбор в дальнейшем.
Начнется новый учебный год. Перечислите, пожалуйста, несколько важных моментов, которые должны учесть родители при подготовке детей к школе.
Первое, что необходимо понять родителям будущего первоклассника: ребенок уже не безвольный малыш. Человечек, хоть еще маленький, но он начинает новый, очень сложный и ответственный этап своей жизни — этап работы, ответственности и результатов. Нет никаких стандартов и матриц в этом вопросе, и все же я позволю себе дать несколько практических советов родителям, как вести себя с ребенком на этапе подготовки к школе, которые я использовала в своей практике.
Для начала нужно научиться соблюдать режим дня и планировать свое время. Учиться в школе — значит каждый день просыпаться в одно и то же время. И лучше, если за несколько месяцев до школы ребенок начнет привыкать к школьному режиму дня.
Занятия с ребенком следует проводить в игровой форме, так как главная цель — привить ему интерес к получению новых знаний, научить не бояться ошибаться и находить общий язык с одноклассниками и учителями. Не стоит сидеть целый день за книгами — больше гулять играть, общаться! Играть можно и между делом. Например, для тренировки памяти во врем прогулки можно считать птиц, наблюдая за ними, или обратить внимание на количество и цвета автомобилей. После прогулки можно спросить ребенка, сколько белых автомобилей он видел и какие птицы ему особенно запомнились.
Необходимо соблюдать меру во всем. Несмотря на то что усидчивость и умение концентрировать внимание более 30 минут считаются одними из главных критериев готовности к школе, не стоит сразу усаживать ребенка за парту на полчаса. Скорее всего, поначалу пределы его выносливости гораздо меньше. Поэтому лучше начать занятия с 10 минут в день, с каждым разом увеличивая их продолжительность на пару минут.
Во избежание переутомления важно чередовать виды деятельности: двигательную, игровую, познавательную и продуктивную. Слишком «академичное» преподнесение материала может вызвать у ребенка неприятие.
Важно поощрять дружеские отношения ребенка со сверстниками. Навык общения с другими детьми, желание играть в коллективные игры, умение разделять с друзьями успехи и неудачи, выигрыши и проигрыши — все это очень пригодится в школе.
Немаловажны трудовое воспитание и навыки самообслуживания. Следует поощрять домашний труд и помощь взрослым в семье — это важно для создания рабочей обстановки в помещении для занятий и организации деятельности за рабочим столом. При этом нужно выделить время и для «детской лени», то есть на любимые занятия ребенка.
Важно развивать связную речь детей. Самый простой способ развития речи — больше разговаривать с ребенком. И необязательно с «обратной связью» — просто можно описывать свои действия, что и в какой последовательности вы делаете. Не важно, печете ли вы пирог или пересаживаете цветы. Простые ситуации помогут развить речь ребенка, пополнить его словарный запас и научить выстраивать причинно-следственные связи, чтобы сформировать позитивное отношение к школе. Чаще рассказывайте забавные истории из своей школьной жизни.
Важно научить планировать свой день: с утра рассказывая о планах на день, а вечером подводя итоги и вспоминая, как провели день. Есть множество поводов поговорить с ребенком, рассказать больше о себе, о мире и о нем самом.
Лариса Анатольевна, каким, по Вашему мнению, должно быть счастливое детство современного ребенка?
Каким должно быть детство? Прежде всего оно должно быть МИРНЫМ и БЕЗОПАСНЫМ для каждого ребенка!
А еще счастливое детство — это любовь и забота, нежные мамины руки, сказки на ночь и крепкие, надежные объятия отца; запах пирогов, встречи гостей, совместное времяпровождение и досуг с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дядями и тетями. Это возможность увидеть свою страну, познакомиться с ее красотами и традициями и обрести счастье сопричастности во всех добрых делах. Получить хорошее образование и реализовать свои творческие способности. А еще нам, взрослым, важно помнить, что счастливое детство возможно только в счастливой стране, где дети сегодня ценятся государством как общественный капитал.
Поделитесь, пожалуйста, с читателями журнала радостными моментами своего детства, запомнившиеся Вам.
Мое детство было очень счастливым и солнечным! У меня были самые замечательные родители! Меня в семье любили, заботились, всегда считались с моим мнением и старались сделать приятное. Я была «папиной дочкой», и этот статус с детства делал меня самой счастливой и в то же время ответственной. Папина мудрость и сегодня остается для меня основой моей жизни, моим устойчивым фундаментом.
У нас в семье в почете были различные семейные праздники, поездки, совместное творчество. Мои бабушки и дедушки всегда были частью нашей семьи, и их роль и влияние на мое воспитание невозможно переоценить. Они были яркими, одаренными личностями, зародившими во мне чувство гордости за семью, страну и любовь к литературе и музыке. Мне посчастливилось не только родиться в замечательной, дружной и интеллигентной семье, но и в дальнейшем встретить на своем школьном пути прекрасных, я бы сказала, великих педагогов-наставников. Благодаря этому в школе я была прилежной ученицей, окончила школу с отличием и получила много знаний, пригодившихся в дальнейшем.
В моем детстве было много радостных моментов, и самые яркие из них — поездки в Артек, Орленок, победы в олимпиадах, конкурсах, путешествия по стране и миру (мой папа — военный). А еще празднование великого дня — Дня Победы и возложение цветов к Вечному огню, а потом праздничный стол и песни хором, вместе с родителями, дедушками, бабушками и гостями! Так я полюбила романсы и русские народные песни. Именно это занятие привело меня в специализированную музыкальную школу, которую я также окончила с отличием. Это было самое счастливое время!
Я всегда говорю, что родилась под счастливой звездой! И эта звезда всегда освещает мой путь.
Мне говорят не плакать и не маяться.
Мол, рождена ты под счастливою звездой.
«Такой, как ты, быть одинокой не случается
И, щелкнув пальцами, ты манишь за собой».
Я долго сомневалась и не верила
В счастливый знак, что на моих плечах.
Я множество ролей к себе примерила,
Порою счастье отгоняя сгоряча.
Напившись молока, что не остыло,
Я воду обходила стороной.
Теперь я знаю, что впитала силу,
Родившись под счастливою звездой!
Что бы Вы пожелали руководителям и педагогам ДОО в предстоящем учебном году?
Прежде всего мира, здоровья и добра! Гордится великим и почетным статусом педагога! Обрести надежных соратников и помощников в лице родительского сообщества. Реализовать все свои планы и мечты. Достичь поставленных целей. А главное — любить детей и свое дело!