У нас в гостях
канд. психол. наук, директор Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» г. Барнаул Алтайского края
Холодкова Ольга Геннадьевна
Ольга Геннадьевна, добрый день! Скажите, пожалуйста, в чем Вы видите предназначение современного педагога. К какому результату он должен стремиться?
Уметь зажигать сердца — это, наверное, самое точное, с моей точки зрения, предназначение современного педагога. Сегодня наши дети получают огромный поток информации, часто наносящей вред их психическому и психологическому здоровью, и эта информация поступает из разных источников, иногда околонаучных, не проходящих проверку соответствующими органами. В этих условиях современная система образования в самом классическом ее понимании (дошкольное образование, школа, колледж, вуз, дополнительное образование) должна действительно мотивировать подрастающее поколение к получению знаний и компетенций, способствующих их гармоничному развитию и приносящих пользу государству.
Мотивация ребенка к познанию, продуктивному действию — тот главный результат профессиональной деятельности педагога, открывающий ребенку путь не просто к себе и к своей мечте, но и путь новому таланту для пользы общества. Зажечь в ребенке интерес и научить его учиться — а дальше он найдет сам все возможные пути для достижения результата. Именно за это я люблю профессию педагога и всегда ориентирую своих студентов на самые замечательные стороны педагогической профессии, показываю самые интересные и полезные ее продукты и учу получать истинное удовольствие от взаимодействия с обучающимися.
Думаю, что современной системе образования нужны прежде всего мотивационно зрелые личности, увлеченные своей профессией и идеей, профессионалы в своем деле, зажигающие сердца и своим примером мотивирующие детей добиваться своей мечты.
Каких специалистов ждут сегодня в дошкольном образовании?
Все начинается с детства, и образовательная система активно включается в жизнь современного ребенка практически с раннего возраста. Поэтому важно подготовить компетентных специалистов в области дошкольного образования, так как возникновение познавательного интереса начинается в дошкольном детстве и только грамотный, мотивированный педагог сможет увлечь своих воспитанников и взрастить в них интерес к учению. На этапе дошкольного детства закладываются основы духовно-нравственного развития и гуманистические ориентиры ребенка. И нам важно дать эти ценностно-смысловые ориентации будущим воспитателям, педагогам и родителям для дальнейшей трансляции подрастающему поколению.
Какие важнейшие задачи стоят перед системой дошкольного образования в Алтайском крае?
Развитие системы дошкольного образования — одна из приоритетных задач, стоящих пред образованием Алтайского края. Сегодня в дошкольном образовании региона при поддержке правительства Алтайского края происходят масштабные перемены. Забота о детях — важнейшее направление краевой социальной политики. Регион лидирует по вводу и реконструкции дошкольных организаций.
Доступность дошкольного образования для детей всех возрастов составляет 100%, детские сады посещают более 90 тысяч юных жителей края. В дошкольных учреждениях региона трудятся более 9 тысяч педагогических работников. Многое делается для повышения престижа профессии педагога, реализуется ряд мер социальной поддержки. Развивается инновационная практика, касающаяся обновления содержания дошкольного образования и форм его реализации. В инновационную инфраструктуру системы дошкольного образования края входит 37 дошкольных организаций, имеющих статус федеральной инновационной площадки, и 18 — региональной.
Алтайский край — один из пяти регионов, вошедших в число пилотов по реализации федерального проекта «Пилотная апробация единой программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации».На протяжении последних трех лет педагоги — победители регионального профессионального конкурса «Воспитатель года Алтая» входят в число лауреатов федерального профессионального конкурса «Воспитатель года России», все — выпускники Института психологии и педагогики АлтГПУ. Это свидетельствует о высоком профессионализме профессорско-преподавательского состава и качественном уровне подготовки студентов и бакалавров АлтГПУ.
Какие направления профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования являются приоритетными?
В нашем Институте психологии и педагогики АлтГПУ осуществляется подготовка специалистов в области методического, психолого-педагогического и специального сопровождения периода детства. Мы готовим педагогов дошкольного, начального образования, педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов и дефектологов. Наши студенты овладевают не только общекультурными и профессиональными компетенциями, навыками педагогической деятельности в процессе прохождения педагогической практики и исследовательскими умениями в области научных знаний по своей будущей профессиональной области. Они научаются современным технологиям воспитательной деятельности, психолого-педагогическим аспектам формирования детского коллектива, умениям строить взаимоотношения с педагогическим коллективом и родителями обучающихся.
Как реализуется практико-ориентированный подход к подготовке специалиста в области дошкольного образования?
С 2020 года Институт психологии и педагогики включен в апробацию проекта «Проведение демонстрационного экзамена в процессе подготовки учителя». Сегодня выпускники всех направлений и профилей подготовки бакалавриата и специалитета, а также программы магистратуры «Управление воспитательной работой в образовательной организации» сдают итоговую государственную аттестацию в виде демонстрационного экзамена. Это замечательный опыт для выпускников и эффективное средство для демонстрации их педагогических компетенций. В нашем университете создан высокотехнологичный центр проведения демонстрационного экзамена, на базе которого осуществляется независимая оценка результатов освоения образовательной программы, а также готовности обучающихся к решению профессиональных задач в соответствии с профессиональными стандартами в реальных или смоделированных условиях профессиональной деятельности с учетом запросов работодателей.
Студенты и педагоги Института психологии и педагогики принимают активное участие в реализации различных инновационных проектов, в том числе в области дошкольного и дополнительного образования. Например, грант Минпросвещения РФ на создание системы организаций (стажировочных площадок) «Детский сад — маршруты развития»; грант Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) на проект «Форум “Формирование основ гражданско-правовой идентичности дошкольников”»; грант Минпросвещения РФ для реализации проекта «Адаптивная система повышения квалификации педагогических и руководящих работников дошкольного образования»; государственное задание «Повышение квалификации советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по программе проекта «Навигаторы детства» федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» национального проекта «Образование» и т.д.
Ваш институт и кафедра дошкольного и дополнительного образования активно участвуют в реализации грантов и государственных заданий Министерства просвещения, расскажите об этом подробнее.
Хотелось бы отдельно остановиться на некоторых грантах и государственных заданиях, выполненных по кафедре дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики АлтГПУ.
Кафедра дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики создана в 1985 году. За эти годы выпускниками кафедры стали свыше 2 тысяч человек. Сейчас это заведующие образовательными учреждениями, старшие воспитатели, главные специалисты отделов образования края и министерства образования и науки Алтайского края, воспитатели центров развития ребенка, руководители танцевальных и художественных студий, музыкальных коллективов — профессионалы самого высокого уровня. Преподаватели кафедры входят в состав жюри профессиональных конкурсов «Воспитатель года России», «Воспитатель года Алтая», «Детский сад Алтая».
На кафедре реализуется уникальная не только для Алтайского края, но и для России программа магистратуры «Управление дошкольным и дополнительным образованием». Благодаря этой программе бакалавры разных направлений подготовки в области дошкольного образования, психологии, специальной педагогики могут получить управленческое образование. Именно выпускники Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета составляют лучший кадровый резерв управленческих кадров Алтайского края в области образования.
В 2021 году в рамках государственного контракта министерства образования и науки Алтайского края преподавателями кафедры дошкольного и дополнительного образования (О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец) разработан «Концепт системы оценки качества дошкольного образования в Алтайском крае».Мониторинг качества деятельности ДОО — один из основных инструментов и механизмов выявления и своевременного реагирования на отклонения и проблемы, возникающие в процессе реализации управления региональных и муниципальных органов исполнительной власти по обеспечению качества дошкольного образования.
В 2022 году по государственному заданию Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной НИР по теме «Научно-методическая подготовка учителя к работе с информационными ресурсами мультимедийного исторического парка “Россия — моя история” в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров» подготовлено и опубликовано пособие «Дошкольник в мире диалога: информационные ресурсы исторического парка “Россия — моя история” в воспитании личности ребенка как гражданина», в которомпредставлены активные формы работы в педагогических коллективах дошкольных учреждений с детьми, родителями по гражданско-патриотическому воспитанию. Научные результаты авторов были представлены на VII Всероссийском съезде работников дошкольного образования «Актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере дошкольного образования» в г. Москве. В 2024 году в издательстве «Творческий Центр Сфера» вышло учебно-методическое пособие с лучшими проектами по гражданско-патриотическому воспитанию детей с использованием регионального компонента, выполненными в ходе данного государственного задания*.
* Богославец Л.Г., Давыдова О.И. «Россия — моя история» Гражданско-патриотическое воспитание детей в едином образовательном пространстве семьи и ДОО. М., 2024.
В 2023 году при выполнении задания гранта Минпросвещения РФ по созданию системы организаций (стажировочных площадок) «Детский сад — маршруты развития» сформирован инновационный кластер одноименной региональной стажировочной площадки на базе нашего вуза, в состав которого вошли 32 ДОО. Сегодня это база для проведения семинарских и практических занятий, практики студентов, выполнения магистерских и бакалаврских исследований.
На кафедре дошкольного и дополнительного образования открыт центр информационно-методической поддержки «Энергия наставничества» по использованию сетевого взаимодействия и электронных образовательных ресурсов, где проводятся инструктивно-методические семинары, мастер-классы, вебинары по обновлению содержания дошкольного образования в рамках направлений федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по запросам педагогов ДОУ Алтайского края. Идет координирование сетевых образовательных проектов участников СП «Детский сад — маршруты развития», что позволяет непрерывно повышать профессиональное мастерство педагогических работников, управленческих кадров, создавать механизмы восполнения профессиональных дефицитов, включая их в деятельность СП «Детский сад — маршруты развития» — носителя эффективной педагогической практики.
Методические материалы участников инновационного кластера систематизируются преподавателями кафедры дошкольного и дополнительного образования, готовятся к печати и публикуются в ведущих профессиональных журналах в области дошкольного образования, в том числе и вашего издательства «Творческий Центр Сфера»: «Управление ДОУ», «Методист», «Воспитатель ДОУ», что способствует распространению опыта педагогов Алтайского края и внедрению его на всей территории России.
Какие программы повышения квалификации востребованы у педагогов-практиков?
Очень востребована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (ДПП ПК) для педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования «Современные психолого-педагогические практики и технологии в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования» (72 часа), выполненная в рамках гранта Министерства просвещения РФ при реализации проекта «Адаптивная система повышения квалификации педагогических и руководящих работников дошкольного образования» в 2023 году.
Видеоролики, снятые для реализации данной программы на базе лучших дошкольных образовательных учреждений Алтайского края, технопарка АлтГПУ, центра «Мир детства», используются в работе со студентами и магистрантами. Всего прошли обучение по программе свыше 2 тысяч педагогов Алтайского края. Программа представлена и реализована в учебно-педагогическом округе №2 в рамках подписанного соглашения между АлтГПУ, министерствами образования и науки Забайкальского края, Бурятии и Алтайского края о сотрудничестве по развитию педагогического образования и достижению национальных целей развития РФ в области образования.
В 2024 году АлтГПУ повторно выиграл грант по выполнению данной программы для руководителей, педагогов дошкольных образовательных организаций. С сентября 2024 года ДПП ПК «Основные условия и направления реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования» (осуществляется средствами электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий) (72 часа) будет доступен для педагогов всей России.
Как привлекаются студенты к реализации инновационных проектов?
Опыт участия студентов в реализации инновационных проектов дает возможность будущим педагогам под руководством профессиональных наставников получить необходимые для современной системы образования компетенции проектной и инновационной деятельности.
Институт психологии и педагогики славится богатым опытом организации научно-исследовательской работы студентов. Здесь ежегодно проводятся научные студенческие мероприятия различного уровня: олимпиады, конкурсы, конференции.
Воспитание и работа с молодежью в нашем институте направлены на решение стратегических задач, продиктованных трендами молодежной политики, реализуемой в рамках федеральной повестки Минпросвещения РФ и Федерального агентства по делам молодежи. Навыки педагогической деятельности, полученные в рамках учебной работы, практик, реализуются в студенческих проектах, волонтерском движении, творческой и спортивной деятельности. Этим определяется базовый вектор развития воспитательной работы университета, который можно обозначить как формирование воспитательной компетентности современного педагога посредством развития креативного, инновационного, проектного мышления, коммуникативных навыков, солидарности и эффективности у студентов.
В Институте психологии и педагогики созданы условия для сохранения и развития физического и психологического здоровья студентов: сформирован отдел физкультурно-оздоровительной работы с различными спортивными секциями, а также центр психологического и социального здоровья молодежи.
Представители студенческих сообществ института интегрированы в процесс реализации молодежной политики на городском, краевом и федеральном уровне: участвуют в конкурсах различного уровня, реализуют собственные проекты. Институт получает грантовую поддержку проектов в сфере развития воспитательной деятельности на городском, краевом и федеральном уровне. Институт осуществляет системное взаимодействие с Федеральным агентством по делам молодежи по поддержке и реализации молодежных проектов. Данная деятельность позволяет осуществлять воспитательную работу в институте на принципиально ином уровне, вовлекая студентов в социальную активность не только внутри института, но и на региональном уровне. Студенты Института психологии и педагогики — активные участники социально значимых проектов, организованных ФАДМ (Росмолодежь): «Твой ход», «Я — профессионал», «Флагманы образования», «Абилимпикс».
Институт имеет выстроенные связи с органами управления в сфере молодежной политики муниципального, регионального и федерального уровня (комитетом по делам молодежи г. Барнаула, управлением молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края, Федеральным агентством по делам молодежи).
Как осуществляется воспитательная работа в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов?
Историческое просвещение и формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного самосознания молодежи — приоритетное направление воспитательной работы. На постоянной основе проводятся циклы мероприятий с вовлечением практически всех студентов очной формы обучения. Это «Разговоры о важном», цикл кураторских часов «Всероссийский урок мужества “Герои нашего времени”», организация помощи волонтеров «Волонтерство#МыВместе», мемориальные мероприятия, посвященные известным педагогам, знаменитым спортсменам и ветеранам боевых действий.
Вовлечение молодежи в профессиональную и трудовую деятельность — одно из приоритетных направлений современного воспитания. Это профессиональная подготовка вожатых, реализуемая в нашем институте при поддержке гранта молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды». Грант поддерживается с 2021 года по настоящее время. За 3 года обучения по профессии «вожатый» прошли более тысячи человек. За 10 лет работы школы вожатых «Вести за собой» подготовлено более 3 тысяч профессиональных вожатых. Педагогические отряды вожатых обеспечивают отдых детей в 72 стационарных летних оздоровительных лагерях Алтайского края, а также в Международном детском центре «Артек», всероссийских детских центрах «Орленок» и «Океан». Ежегодно в эти здравницы едут работать студенты нашего университета. Для нас уже стал традиционным форум студенческих педагогических отрядов «Вожатская смена», поддерживаемый Федеральным агентством по делам молодежи. Форум проводится с 2018 года по настоящее время, в 2023 году он прошел в октябре, в нем приняли участие 50 субъектов РФ.
Сегодня Институт психологии и педагогики — гармонично развитый, четко структурированный, высокопрофессиональный, обладающий ценностно ориентационным единством коллектив единомышленников, цель которого — подготовка для системы образования специалистов в области методического, психолого-педагогического и инклюзивного сопровождения периода детства.
Мы гордимся нашими студентами и нашими выпускниками — педагогами и руководителями в сфере образования и социальной сфере. Для будущих руководителей очень важно иметь не только высокий уровень компетентности в своей профессиональной сфере, управленческой деятельности, но и высочайший уровень развития человеческих качеств, ведь главное достоинство человека — быть Человеком!