У нас в гостях Бычинина Татьяна Валентиновна

У нас в гостях

Член РОО «Союз женщин Самарской области» (2018 г.), Ассоциации руководителей образовательных организаций г. Москвы

Председатель ГЭК ГБПОУ Самарской обл. «Самарский социально-педагогический колледж» (2021 г.)

Отмечена грамотами и благодарностями: Министерства просвещения РФ, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (2022, 2023 гг.)

Заведующий МБДОУ д/с №290 «Совушка»

Бычинина Татьяна Валентиновна

 

Татьяна Валентиновна, добрый день. Расскажите, пожалуйста, о начале своего профессионального пути. Почему дошкольное образование привлекло Ваше внимание?

Окончив школу, я поступила в механико-технологический техникум и совсем не планировала стать педагогом и тем более руководителем. Рождение ребенка изменило мои жизненные планы. При определении сына в детский сад пришлось устроиться машинистом по стирке и ремонту спецодежды, совмещая такую работу с должностью помощника воспитателя. И вот в 2006 году я поступаю в Самарский государственный социально-педагогический университет и начинаю работать воспитателем сначала в общеразвивающей, а потом в логопедической группе. Со временем совмещаю это с должностью старшего воспитателя, а затем заместителя заведующего. В 2018 г. я вступила в должность заведующего. Так бывает, что случайность определяет судьбу.

Скажите, пожалуйста, какова сегодня миссия педагога дошкольного образования и его роль в воспитании ребенка?

Миссия педагога-дошкольника — бережно и аккуратно ввести маленького человека в большой и разнообразный мир социума: поддержать, подсказать и направить… Здесь очень много тонкостей: не напугать ребенка неизвестностью; заинтересовать деятельностью (игрой, творчеством, исследованием и др.); помочь найти единомышленников; научить дружить; раскрывая способности и таланты каждого воспитанника, помочь ему найти свое место в коллективе сверстников, осознать себя ценной и самодостаточной личностью. Знания, умения — это не самоцель, а лишь эффективные средства личностного роста гражданина будущего!

Назовите важнейшие, на Ваш взгляд, профессиональные качества современного руководителя.

Современный руководитель детского сада — это в первую очередь специалист, создающий эффективную коммуникацию, помогающий установить правила взаимодействия в коллективе, позволяющие каждому выработать свой способ эффективной работы. Но это не все. Руководитель должен быть открыт для новых веяний образования, выбирая среди них наиболее актуальные для своей дошкольной образовательной организации, «взращивая зерна новаторства» в педагогах; и, естественно, быть активным и настойчивым, смелым и решительным, отзывчивым и коммуникабельным.

Какие проблемы в сфере дошкольного образования Вы бы выделили в числе приоритетных?

Недостаток кадров в нашем регионе — на сегодняшний день, пожалуй, это основная проблема. Затем материально-технические сложности и недостаток целевого финансирования, особенно если детский сад такой как наш, то есть занимается инновационной деятельностью. Ну и дальше череда трудностей, знакомых каждому руководителю и педагогу ДОО: инклюзия, взаимодействие с родителями, «бумажная» загруженность и отчетная документация, преобразование зданий-«ветеранов» в соответствии с современными требованиями.

Какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда в ДОО, чтобы она отвечала запросу конкретного ребенка и его семьи, учитывала специфику развития детей раннего возраста?

Безопасной, достаточной, многофункциональной и доступной ребенку. Развивающая среда и сама должна постоянно развиваться. Замечательно, что в современных зданиях есть обширные рекреации и комнаты для дополнительных занятий, куда можно прийти ребенку и в сопровождении родителей. Нашему детском саду 60 лет! Такие пространства для нас — несбыточная мечта, но у нас есть подоконники и стены в коридорах. На стенах располагаются игровые магнитные панно, бизиборды, фотозоны, выставки детских проектов и творческих работ. Широкие и невысокие подоконники — это зоны для совместного творчества детей и родителей: особенные игрушки, возможность создавать тематические поделки или рисунки, совместно участвовать в социально значимых акциях или проектной деятельности.

Замечательно, когда в новых детских садах предусмотрено несколько площадок с безопасным покрытием и игровым оборудованием, где ребенку предоставлены двигательная свобода и право выбора как во время прогулки в детском саду, так и с родителями в вечернее время. Мы тоже стараемся не отставать. На обширной территории нашей ДОО силами педагогов, детей и родителей оборудованы тематические пространства, отвечающие разным интересам: «метеостанция» и «город профессий», «аллея выпускников» и «поляна эмоций», «уголок туриста» и «уголок здоровья», «музыкальная шкатулка» и «азбука маленького пешехода».

Как можно научить современных детей ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, решать проблемы, принимать и находить нестандартные творческие решения?

Этому неплохо было бы поучиться не только детям… А если серьезно, нужно, чтобы «поток информации» не топил, а помогал двигаться в нужном направлении, его необходимо уметь обобщать, структурировать и выбирать главное. Это непросто! Самостоятельный выбор ребенка из разнообразия предложений — это уже его ориентировка в информационном потоке пока еще не такого обширного мира. Расширение кругозора естественным образом обостряет проблему выбора и повышает требования к познавательным способностям малыша: восприятию, вниманию, мышлению.

Формула «хочу, могу, делаю», на мой взгляд, основная в образовании, где «хочу» — это мотивация, «могу» — знания, умения, опыт, а «делаю» — готовность пробовать, прилагать усилия, ошибаться, извлекать уроки и пробовать снова. Каждый из трех этапов важен, но основной — «хочу» — желание самого ребенка изучать, творить, двигаться, говорить, взаимодействовать и достигать цели. Искусство педагога в том и состоит: зажечь и поддерживать интерес детей к развитию, предлагать «инструменты» для достижения цели, обучая ими пользоваться и, конечно, поддерживать веру в успех.

В дошкольном возрасте для этого есть универсальная технология — игра, где интересен сам процесс, наполняемый разнообразной информацией и вариативностью действий, а результат не является конечным. Играя, ребенок формулирует свою личную задачу, ищет пути решения, проявляя творчество, оценивает и анализирует результат, планирует последующие действия. Играя с ребенком, предоставляя ему свободу действий и право на ошибку, можно его научить всему. Главное, чтобы педагог сам умел играть, обладал развитыми творческими способностями и фантазией, а не просто задавал алгоритм действий.

Каковы проблемы и главные задачи в работе с родителями дошкольников?

Главная задача — сформировать партнерские отношения, чтобы детский сад и семья стали союзниками в воспитании и обучении детей. А главная проблема — кто, под кого и в каких случаях должен подстраиваться? Чья позиция в конкретных ситуациях лидирующая, педагогов или семьи?

Назовите, пожалуйста, современные способы и средства повышения компетентности и профессионального мастерства педагога в условиях современного детского сада.

Для каждого они свои. Кому-то подойдут курсы повышения квалификации, кому-то — дистанционные вебинары, а кто-то готов к участию и развитию в профессиональных конкурсах. Но «суммарная компетентность» педагогов растет только тогда, когда коллектив имеет общий вектор развития.

В нашем учреждении таким вектором стала инновационная деятельность. С 2020 г. мы погружены в формирование здорового образа жизни в единстве и равнозначности условий физического и психосоциального благополучия дошкольников и их семей. В рамках городской проектной и стажировочных площадок мы разработали, апробировали и опубликовали программу «Будьте здоровы!», включающую в себя занятия со специалистами и воспитателями, досуговые мероприятия и две игровых технологии: «оздоровительные игры» и «игры о здоровье».

Постоянное взаимодействие объединяет коллектив и повышает компетенции каждого, в том числе и мои. На сегодняшний день наш детский сад — региональная инновационная площадка с грандиозными планами.

Что дает Вам силы и энергию к движению вперед? Каков Ваш профессиональный девиз?

Никогда не задумывалась о девизах, но для меня важна активность, новые цели и движение к их достижению. Когда есть цель, силы всегда найдутся. Семья, единомышленники, успехи коллектива и мои как руководителя, признание администрации, гордость за наших выпускников, благодарность родителей — вот те источники энергии, которые, я надеюсь, не иссякнут.

Что бы Вам хотелось пожелать или посоветовать руководителям детских садов?

Брать пример с наших воспитанников. Дети всегда подвижные, активные, энергичные, целеустремленные, они четко знают, что неудачи временны, а любые препятствия преодолимы.

 

Прочитано 28 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868