У нас в гостях
заведующий МБДОУ д/с №8 «Сказка» общеразвивающего вида, г. Горно-Алтайск
Наумова Наталья Геннадьевна
Наталья Геннадьевна, рас скажите, как складывался Ваш профессиональный путь? — Почему я выбрала профессию педагога? Моя мама отработала воспитателем в детском саду больше 40 лет. Сколько себя помню, я все время крутилась у нее на работе, играла с воспитанниками. Видела, как мама с ними занимается, играет в игры, знакомит с окружающим миром, и поэтому, когда после окончания школы встал вопрос выбора профессии, я не задумываясь подала документы в педагогическое училище на дошкольное отделение, по окончании которого в 1992 го ду сразу устроилась работать в детский сад. В 2005 году закончила заочно Бийский государственный университет им. В.М. Шукшина по направлению «дошкольная педагогика». Работая воспитателем, защитила ВКК. С удовольствием делюсь своим опытом и перенимаю его у более профессиональных коллег. Всегда уделяю много внимания повышению квалификации и педагогической компе тенции. Участвую в мероприяти ях городского и республиканского уровней. В 2009 году назначена на должность заведующего муниципальным бюджетным детским садом №8 «Сказка» г. Горно-Алтайска. Пришлось начинать с нуля: вверенный детский сад только строился, и приходилось не только уделять внимание подбору и оформлению в штат персонала, но и общаться с подрядчиками, осуществляющими работы по строительству и оснащению здания, контролирующими инстанциями, социальными партнерами и даже родителями будущих воспитанников.
Какие факторы позволяют сплотить педагогический коллектив ? — Сплоченность коллектива влияет на результативность и эффективность образовательной деятельности ДОО. Коллектив, в микроклимате отношений которого преобладают взаимоуважение, доверие и готовность к сотрудничеству, готов не только для создания партнерских взаимоотношений, но и для повышения качества образовательной деятельности. В хорошем коллективе сотрудники не только решают, но и главным образом предотвращают конфликтные ситуации, открыто обсуждают проблемы и, соответственно, находят пути их решения. В таком коллективе понятны и система контроля, и мотивация, обеспечивающая продуктивность сотрудников; соблюдаются основы корпоративной культуры и этические нормы.
На каких основных принципах строится Ваша работа с коллективом? — Основные принципы, на которых я строю свою работу с персоналом: дисциплинированность — все сотрудники детского сада обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; коллегиальность — аппарат администрации (в лице заведующего детским садом, заместителя по АХЧ, заместителя по воспитательной работе, старшего воспи тателя) участвует в разработке наиболее важных решений вместе, и эти решения всегда должны быть направлены на благо детей и сотрудников детского сада; справедливое вознаграждение — премирование сотрудников осуществляется по результатам их работы; ротация — временное выбытие отдельных педагогических работников — никак не должна сказываться на эффективности воспитательного процесса дошкольного учреждения в целом, данный принцип реализуется через взаимозаменяемость сотрудников в ДОО; корпоративность — интересы сотрудников организации общие (воспитание детей, создание комфортных условий их пребывания в стенах детского сада и т.д.), что позволяет достичь целей управления ДОО; социально-экономическая эффективность. Уверена, что в современных условиях кадровая политика ДОО должна строиться на данном принципе, подразумевающем органическое единство целей администрации и персонала, что находит отражение в концепции социального партнерства.
Расскажите о своем педаго гическом коллективе. Каковы его особенности? — Считаю эффективность системы управления, и прежде всего управления кадрами, одним из непременных условий успешного функционирования ДОО сегодня. Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему современного дошкольного образования. В настоящее время в России происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. Буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. Дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возрас та. В условиях изменений, связанных с введением ФГОС ДО и ФОП ДО, возросли и требования к качеству профессиональной компетентности и квалификации педагогических кадров. Отвечая на вопрос, отмечу, что педагогический коллектив нашего детского сада довольно молодой, средний возраст составляет 25–35 лет. При этом следует констатировать существующее противоречие между требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог», с одной стороны, и выявленным недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации — с другой. Проведенный анализ компетентности педагогического состава, направленный на оценку уровня профессионального развития педагогов, показал, что у нас есть проблемы, препятствующие профессиональному развитию педагогов и специалистов. Основные проблемы выражены в отсутствии опыта, недостаточности уровня квалификации педагогических кадров, нуждающихся в профессиональной переподготовке, недостаточной активности большинства педагогов в профессиональном развитии; в коллективе есть педагоги, не видящие перспектив для личного профессионального роста и теряющие интерес к профессии. Педагог не может быть от природы наделен готовыми про фессиональными данными, реа лизующимися в дошкольной ор ганизации. Профессиональная деятельность воспитателя требу ет постоянного обновления и со вершенствования мастерства, развития имеющегося опыта, по вышения уровня своей компетентности. Отсутствие опыта и недостаток знаний по дошкольной педагогике, недостаточный уровень квалификации педагогических кадров, нуждающихся в профессиональной переподготовке, отсутствие специального образо вания (дошкольного) при доста точном опыте работы, а порой отсутствие желания и сложившаяся у педагогов система стереотипов, неготовность к инновационной деятельности, недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии, а также проблема эффективного кадрового обновления оказались актуальными и для нашего детского сада.
Как Вы решаете эти пробле мы внутри коллектива? — Уверена, что только слаженная деятельность команды приведет к нужному результату. Достичь этого можно только при правильной организации рабочей деятельности и внимательном отношении к атмосфере внутри ДОО. Пытаясь найти пути ликвидации выявленных проблем в нашем детском саду, мы приняли решение о разработке проекта по созданию условий, способствующих развитию кадрового потенциала в условиях введения ФГОС ДО и ФОП ДО. Суть проекта — создание современного образовательного пространства в детском саду в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО и удовлетворение потребностей родителей в качественном образо вании в ДОО. Внедрение проекта позволило не только закрыть нуж ды организации в профессиональ ных кадрах и повысить профессио нальный и социальный уровень педагогических работников детского сада, но и устранить отдельные проблемы коммуникации, так как для решения масштабной задачи потребовалась слаженная работа всего коллектива.
Расскажите, пожалуйста, об этом проекте более подробно. — Проект реализовывался в системе программно-целевого метода планирования деятельности дошкольной организации. Цель основного этапа проекта — повышение профессиональной компетентности педагогов — участников проекта благодаря практико-ориентированному сотрудничеству на мероприятиях различных форматов (дистанционное обучение, очные семинары, курсы повышения квалификации, интерактивные вебинары, практикумы, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, ярмарки педагогических идей, методические дни, посещение коллег в других ДОО по вопросам реализации задач ФОП ДО, применения современных, в том числе и игровых, технологий, развития технического творчества и естественно-научных представ лений детей). Для организации профессионального обучения и роста педагогов в детском саду была разра ботана модель непрерывного обу чения и развития — организована «Школа молодого воспитателя», созданы проблемные, творческие и рабочие группы педагогов, что позволило педагогам поэтапно в течение нескольких лет участвовать в различных формах методической работы. Большое значение в повышении эффективности педагоги ческого труда сыграли созданные в организации проблемные (поиск и внедрение новых форм работы) и творческие (обеспечение качества образования через организацию профессионального общения, обмена опытом) группы. Цель «Школы молодого воспи тателя» — помощь начинающим специалистам в повышении их профессиональной компетентности. Встречи проходят раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих воспитателей. В рамках школы рассматриваются теоретические и практические вопросы педагогической деятельности, поэтому к работе привлекаются опытные, творческие наставники. Школа позволяет молодым педагогам успешно пройти адаптацию, повысить их активность и участие в мероприятиях детского сада. В рамках реализации проекта одной из форм методической работы по формированию профессионального развития педагогов являются консультации на темы «Воспитание социокультурной толерантности ребенка на занятиях по развитию речи», «Сенсорное восприятие как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», «Помощь педагогам в формировании портфолио». С целью изучения инструкций, методик, рекомендаций по вопросам реализации требований ФОП ДО проводились обучающие семинары по теме «Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста», где игровые технологии рассмотрены в контексте требований ФГОС ДО и содержания ФОП ДО. Инструктор по ФК Самохина Т.В. приняла участие в республиканском семинаре «Физическое развитие детей в условиях дошкольной образовательной организации»; воспитатель Тадырова А.В. — участник республиканского семинара «Методические приемы и средства родной речи дошкольников». Педагоги активно принимают участие в работе городских методических объединений. Так, воспитатель Трапеева Т.С. представила свой авторский проект «Лесная лаборатория» (цель занятия — форми рование представления о кедре как о значимой части Алтайского государственного природного за поведника, изучение свойств ке дровой шишки с использованием метода экспериментирования). Воспитатель Карпова Г.Ю. участвовала в республиканской персональной педагогической выставке и делилась опытом работы по теме «Интеграция образовательных областей в работе по формированию личности ребенка дошкольного возраста». Воспитатель Туйденова И.В. показала занятие для слушателей курсов Института повышения квалификации Республики Алтай «Ма стерская национальной одежды “Ырысту”». Активность педаго гов, их успешные выступления стали стимулом для профессио нального роста. Проекты наших педагогов высоко оценены на различных конкурсах: педагог Гуляева Н.С. — призер республиканских (заочных) конкурсов «Молодые — молодым» и «Страна мастеров» (дипломы II степени). А в этом году Надежда Сергеевна стала победителем городского конкурса «Воспитатель года» и призером республиканского конкурса «Вос питатель года Республики Алтай» (диплом III степени). Воспитатели Несмачных Т.М., Невкина О.Н. участвовали в республиканском (заочном) конкурсе «Лучший интегрированный урок», посвященном 80-летию алтайских писателей Кюгея Чыр быкчиновича Телесова и Александра Янгановича Ередеева. Мы воодушевлены полученными результатами и не планируем останавливаться. Сегодня копилка успехов ДОО насчитыва ет 8 дипломов I степени, 13 — II степени, 7 — III степени, а так же 21 сертификат участника республиканского конкурса. Конкурсы профессионального мастерства — эффективная форма деятельности, позволяющая получить практический опыт, разрабатывая проекты в условиях ограниченных ресурсов и времени, а также узнать о новых разработках коллег других ДОО и обменяться опытом. Конкурсы способствуют формированию профессиональных компетенций, что значительно влияет на качество образовательного процесса в ДОО, повышает мотивацию профессиональной деятельности и перспективы на рынке труда в целом. Представляя опыт нашего детского сада на мероприятиях, мы не просто укрепили и сохранили коллектив, но и смогли повысить его потенциал. Считаю, что только в профессионально зрелом педагогическом коллективе благодаря атмосфере сотрудничества и взаимопонимания создаются условия для эффективной деятельности каждого из его членов, что способ ствует повышению качества предоставляемых услуг. Хочется отметить, что все наши педагоги открыты для творческих идей и внедрения новаций.
Как организована научно методическая работа в образо вательной организации? — Большое внимание в детском саду уделяется научно-методической работе, публикациям на различных ресурсах, выступлениям на мероприятиях разного уровня. Опыт работы ДОО транслируется в СМИ. Публикационная активность — это ведь тоже определенная ступень педагогического мастерства (сегодня в копилке ДОО более 40 статей), для которой характерно желание развиваться, изучать опыт коллег отрасли по актуальным проблемам, делиться своими наработками в освоенной профессиональной области. Очень часто воспитатель публикует материал на основе темы самообразования и тогда выступает в роли исследователя, представляющего результаты своей деятельности широкой общественности. Потенциал, заложенный в возможностях публикации как ведущей формы освещения эффективного опыта педагогической деятельности, способен обеспечить всестороннее представление педагогического работника как исследователя и гармоничной личности, наделенной умением и желанием профессионально развиваться и реализовываться. Методическая работа занимает особое место в системе управ ления детским садом, так как прежде всего способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми до стижениями в педагогической и психологической науке. Главное — оказание реальной, дей ственной и своевременной помощи педагогам. Основой эффективной методической работы была и остается творческая активность педагога. Традиционные формы методической работы нашей ДОО: консультации (индивидуальные и групповые), обучающие семи нары, педагогические советы, из учение лучшего опыта педагогов, смотры-конкурсы и мастер-клас сы, круглые столы и взаимопосе щения, открытые просмотры, не дели педмастерства — все они носят практико-ориентированный характер и решают задачи повышения профессионального мастерства воспитателей, происходит реализация их потребности в самоактуализации. Как организуется сотрудничество с вузами в плане подготовки будущих педагогов? — Взаимодействие вуза и ДОО традиционно реализуется в ряде функций — дидактической, воспитательной и социально-педагогической. Вуз обеспечивает научную поддержку и сопровождение при внедрении новых технологий обучения, разработке программ курсов повышения квалификации. Присутствие преподавателей вуза на совместных мероприятиях в стенах организации стирает границы между нами, теми, кто готовит будущих педагогов, и теми, кто выступает работодате лем, позволяя студентам выстраи вать траекторию своего обучения в вузе более осознанно, поскольку от этого будет зависеть весь их дальнейший жизненный путь. В рамках педагогической практики мы с удовольствием принимаем студентов Горно-Алтайского педагогического университета и педагогического колледжа в своем детском саду, знакомим их со структурой работы, документацией, обеспечиваем наставничество. Это стимулирует и самих педагогов работать еще более качественно. Таким образом, работа с педагогами по повышению профессионального развития обеспечила стабильную работу педагогического коллектива и показала хорошие результаты. Расскажите, как обеспечива ется сетевое взаимодействие? — Детский сад успешно сотрудничает с различными организациями (социальное партнерство). Например, с целью ранней профессиональной ориентации мы регулярно проводим экскурсии в пожарную часть №1, посещаем Республиканский нацио нальный музей им. А.В. Анохина, станцию юннатов, где дети при нимают участие в мероприятиях в рамках реализации программы «Помоги ушастому другу» и могут не только увидеть, услышать, но и потрогать некоторых животных и даже помочь в уходе за ними. Некоторые тематические мероприятия с партнерами, проводимые на базе ДОО, стали традиционными: обучение ПДД ГИБДД в рамках месячника «Внимание, дети!»; спектакли Алтайского государственного театра кукол «Сказка»; занятия с МЧС «Безопасный лед» и ВДПО «Пожарная безопасность», «Огонь друг, огонь враг». Многие встречи направлены на усвоение детьми основ безопасного поведения на улице, дороге, объектах транспортной инфраструктуры, как того требует ФГОС ДО. На базе детского сада с целью совершенствования воспитательно-образовательной работы по пропаганде ПДД и безопасного поведения на до роге создан отряд юных помощ ников инспекторов движения (ЮПИД).
Какими важными качества ми должен обладать современ ный руководитель ДОО? — Современный руководитель прежде всего должен владеть технологиями кадрового ме неджмента и обладать правовой компетентностью, чтобы свое временно и грамотно разрабатывать и внедрять локальные нормативные документы в соответствии с ТК РФ, свободно оперировать законами и подзаконными актами в сфере образования. Сегодня обеспечение качества образования — инструмент эффективного управления персоналом организации, а действия руководителя дошкольной организации должны быть направлены на создание условий для развития педагогического коллектива, способного решать поставленные задачи и достигать целей в русле современных требований и трендов. Особенно сейчас, когда нам важно воспитывать у детей основы национальной идентичности, прививать им традиционные семейные ценности, представления о культуре своей страны глубже, чем мы это делали раньше. Взрослые — пример для детей, и поэтому сами педагог и руководитель должны обладать определенными качествами и умениями. И над этим предстоит еще серьезно работать.