Лыкова И.А.,
д-р пед. наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования, ведущий научный сотрудник Института художественного образования
и культурологии Российской академии образования, Москва
Согласно ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». В тексте ФГОС ДО четко оговорено, что «требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования» (п. 4.1), которые «не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей» (п. 4.3).
Вместе с тем задача своевременной и точной оценки развития детей для принятия оперативных мер по его оптимизации или коррекции остается актуальной. Поэтому диагностику развития детей проводить не только можно, но и обязательно нужно с учетом требований, обоснованных ФГОС ДО:
«3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей».
Таким образом, педагогическая диагностика (мониторинг) проводится воспитателем по мере необходимости, которую он определяет самостоятельно. Для диагностики, которая выступает рабочим инструментом педагога в ходе реализации образовательной Программы, согласие родителей не требуется.
Одна из самых сложных проблем, с которой сталкиваются педагоги, проводя процедуру диагностики (мониторинга) и оценивая результаты своей профессиональной деятельности, — объективность. Исходя из этого, представляет несомненный интерес теоретическая и технологическая разработка данной проблемы.
В онтологическом аспекте понятие «объективность» обозначает, что предметы и явления окружающего мира (объекты), а также их особенности и свойства существуют независимо от человека (субъекта). В гносеологическом аспекте это понятие определяет возможность познания объективной истины, характеризует содержание знаний как таковых и предусматривает наличие логических способов для объективного рассмотрения познаваемого объекта, включая процедурный инструментарий и критерии.
Понятие «объективация» было обосновано и введено в научный оборот Н.А. Бердяевым для обозначения процесса (и результата) разделения субъективного и объективного в мышлении и творчестве человека, а шире — во всякой деятельности, включая социальную жизнь, культуру и религию. «В процессе объективации нечто, созданное творческой личностью, становится достоянием общества, культуры или общепринятой религии и начинает жить независимой жизнью — отчуждается, обезличивается, становится объективным фактом, а не уникальным духовным явлением, рожденным в глубине внутреннего мира автора» [2].
В рамках данной статьи рассмотрим один аспект — объективное отражение достижений ребенка в результатах его деятельности. В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективации педагогической диагностики (мониторинга)? Помимо двигательной (физической) активности, результаты которой можно надежно измерить и сравнить, описать количественно и качественно, следует отметить определенные преимущества художественно-продуктивной деятельности.
Результаты изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда обычно материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, игрушки, модели, конструкции и др.), объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка, а также позволяют значительно расширить временны́е и пространственные границы самой педагогической диагностики. Продукты художественно-продуктивной деятельности могут длительное время храниться, не изменяют свое содержание (предмет диагностики) с течением времени, легко фиксируются с помощью фотоаппарата и видеоаппаратуры, могут быть предъявлены другому эксперту. Все это вместе взятое позволяет объективировать результаты педагогической деятельности.
В ходе многолетнего теоретико-экспериментального исследования автор статьи разработал и апробировал систему методов изучения специфики и генезиса художественно-продуктивной деятельности детей 2—7 лет, что позволило обосновать критерии для объективной оценки творческих достижений ребенка, в том числе сформированности интегративных качеств личности [3; 4].
1. Метод теоретической матрицы обоснован и предложен как новый научный метод. В качестве матрицы (от лат. matrix — первоисточник) как теоретической первоосновы были избраны основные результаты фундаментальных исследований А.Б. Бакушинского [1], и в эту матрицу интегрировались наиболее значимые идеи отечественных и зарубежных ученых. В результате был смоделирован портрет ребенка-художника, отражающий степень разработанности проблемы онтогенеза эстетического развития.
2. Праксиметрический (архивный) метод, направленный на изучение индивидуальных художественно-творческих работ детей, был избран основным средством мониторинга, поскольку особенность творческого продукта состоит в его уникальности. Было изучено и описано более 5000 творческих работ, выполненных в разных художественных техниках детьми от 1,5 до 7 лет. Применение праксиметрического метода позволило проанализировать не только содержательные, но и формальные характеристики продуктов детской деятельности, что, в свою очередь, дало возможность выявить и объективировать статистически значимые закономерности. При анализе рисунков детей старшего дошкольного возраста частично применялась техника контент-анализа, что позволило выявить взаимосвязь между уровнем художественно-эстетического и интеллектуального (в том числе речевого) развития. Единицами содержания были определены художественные знаки — визуальные и вербальные образы.
3. Естественный (полевой) эксперимент позволил собрать объективные факты, раскрывающие специфику самостоятельной художественной деятельности детей 2—7 лет. Результаты наблюдений отражены в подробных протоколах, зафиксировавших не только результат, но и «живой» процесс детской художественно-продуктивной деятельности: свободный выбор художественного материала, манипулирование, рождение и развитие замысла, поиск способов создания образа, речевое сопровождение, двигательные и мимические реакции, введение игрового сюжета и элементов театрализации.
4. Моделирующий эксперимент, в котором экспериментатор (или воспитатель, педагог дополнительного образования, родитель) ставил художественную задачу, определял тему, и поэтому дети действовали в специально созданной творческой ситуации, использовался для изучения отдельных вопросов, связанных с разработкой системы методов, технологий, новых типов художественных заданий. При этом поведение детей моделировало на разных уровнях абстракции вполне типичные действия или деятельность, что позволило решить разнообразные исследовательские задачи.
5. Монографический исследовательский метод использовался для глубокого, тщательного, продольного изучения индивидуальных, гендерных и возрастных особенностей двоих детей с тщательной фиксацией процесса художественно-эстетического развития в форме дневника. Лонгитюдное исследование позволило уточнить представление о генезисе изобразительной деятельности, полученном на основе результатов научного исследования.
6. Формирующие методы научного исследования использовались в разнообразии видов: преобразующий, психолого-педагогический, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного становления художественной деятельности и формирования эстетического отношения к миру. Применение формирующих исследовательских методов было обусловлено необходимостью реорганизации некоторых сторон (характеристик) образовательного процесса и выявления влияния этой перестройки на уровень художественно-эстетического развития детей. По существу, данный метод выступил в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов исследования. Этот эксперимент проводился как массовый для получения статистически значимых выводов.
Использование данных методов позволило создать модель «Возрастной портрет ребенка-художника» и выявить показатели для педагогической диагностики (мониторинга) индивидуальных достижений детей в художественном творчестве. Рассмотрим в динамике, каким образом происходит становление и развитие художественно-продуктивной деятельности, интегрирующей многие линии развития дошкольника. Обратим внимание на логику перехода организованной деятельности в свободное, самостоятельное творчество детей. В качестве модели для ориентира изберем диагностику (мониторинг) достижений детьми планируемых результатов освоения двух комплексных программ дошкольного образования — «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой) и «Мир открытий» (под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Вторая младшая группа (3—4 года)
Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.
Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда, детского дизайна.
Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным, модульным, каркасным и др.).
Средняя группа (4—5 лет)
С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные), самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.
В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), уверенно владеет разными художественными техниками.
Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.
Старшая группа (5—6 лет)
Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.
В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета.
Успешно применяет освоенные художественные способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.
Подготовительная к школе группа (6—7 лет)
Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники), а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения).
В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.). Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на арт-выставке.
Художественно-продуктивная деятельность рассматривается сегодня как специфическая детская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает различными человеческими орудиями, в том числе художественными инструментами, создает оригинальный (субъективно новый) продукт, познает и успешно реализует свое «Я» и тем самым выражает эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и себе. Художественно-продуктивная деятельность позволяет детям свободно экспериментировать с художественным материалом, его свойствами и способами воздействия на него с целью создания образа. Эти способы и приобретаемый с их помощью художественный опыт имеют универсальный характер и тем самым обеспечивают формирование у ребенка базовой, общей культуры творчества.
Ребенок учится:
— ставить культуросообразные цели;
— выбирать для их достижения культуросообразные средства (операциональные, организационные и коммуникативные);
— проводить соответствующий анализ ситуации, в которой предстоит действовать, правильно — на основе культурных критериев — ее оценивать, делать выводы, принимать решения и осуществлять их; правильно относиться к собственным ошибкам.
Исходя из этого, основным методом художественного образования и воспитания детей выступает метод пробуждения предельно творческой самодеятельности, а основную педагогическую ценность являет не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины (образа) мира. В результате у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, самовоспитания и саморазвития. Большую роль в этом сложном процессе может сыграть портфолио как зеркало наиболее значимых достижений и успехов ребенка.
Инновационная технология портфолио
В настоящее время самое пристальное внимание уделяется развитию ребенка как уникальной личности с его индивидуальными способностями, темпом и особенностями развития. На помощь педагогу, родителям и самому ребенку приходит технология портфолио.
Портфолио — способ накопления, фиксации, мониторинга и проектирования индивидуальных достижений ребенка (или взрослого человека) за определенный период времени. Можно с уверенностью сказать, что портфолио — это своеобразное зеркало основных достижений ребенка, в которое он может заглянуть сам и увидеть свое творческое отражение.
Обычно понятие «портфолио» применяется в связи с понятием «творческое развитие», но в педагогике оно имеет более широкое значение, предусматривающее системный мониторинг общего развития ребенка.
Функции портфолио:
— диагностическая (фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени);
— целеполагательная (поддерживает образовательные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего));
— мотивационная (поощряет достигнутые ребенком результаты);
— содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);
— развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году);
— рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений) [5].
Портфолио может составляться как на одного ребенка, так и на группу детского сада или другой детский коллектив (музыкальный ансамбль, спортивный клуб и т.п.). Оно может составляться также на педагогический коллектив ДОО и на конкретную семью. В любом случае портфолио — так называемое досье успеха, показатель творческих успехов ребенка или педагога (семьи). Любое портфолио должно быть интересно для самого автора. Поэтому его страницы оформляются так, чтобы даже не читающий дошкольник легко мог понять саму информацию и способ ее систематизации.
Виды портфолио по способу хранения информации
1. Классическое портфолио, которое создается в виде папок, книжек, альбомов, дневников, картотек.
2. Электронное портфолио, предполагающее владение хотя бы основами компьютерной грамотности и располагающее уникальными возможностями для сбора, хранения и систематизации информации. Этот вид портфолио привлекает старших дошкольников и младших школьников своей красочностью и множеством интересных визуальных эффектов. Но далеко не все педагоги и родители сносно владеют компьютерной программой Microsoft PowerPoint. К тому же не в каждой группе ДОО есть компьютер.
3. Интерактивное портфолио-раскраска на печатной основе интересно максимальной активностью ребенка, который раскрашивает картинки, вырезает и приклеивает изображения, прокладывает маршруты, вкладывает фотографии и т.д. Этот вид портфолио более удобен для родителей или гувернера, няни. Взрослые также включаются в его ведение: ведут записи, делают комментарии, помогают ребенку выбрать новые материалы для творчества.
Алгоритм работы над портфолио
1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Выявление вида портфолио и способа хранения информации.
3. Выбор временного отрезка, во время которого будет собираться информация и «служить» портфолио.
4. Определение структуры (количество рубрик и их название).
5. Презентация и использование.
Оформление и структура
Для оформления детских портфолио потребуются архивные папки, предназначенные для долговременного использования, имеющие жесткую обложку и надежный механизм крепления вкладышей. Поэтому они смогут выдержать несколько лет постоянной службы. Для группы детей желательно приобрести папки с красочными обложками — разными по цвету, рисунку или декоративному элементу, чтобы каждый ребенок легко узнавал свой «документ развития». Современные магазины канцтоваров предлагают многотомные архивные папки, оформленные в едином стиле и не слишком тяжелые. Корешки этих папок, стоящих на полке в один ряд, образуют целостную композицию. Если вы приобрели классические серые или черные папки Korona, их можно оформить с участием детей или их родителей. Самый простой вариант: оклеить папку упаковочной или самоклеящейся бумагой (так школьники защищают свои учебники и дневники). Для самой важной части портфолио — его художественного содержания — нужно приобрести папки-вкладыши. Желательно заранее предусмотреть хранение детских работ разного формата и с этой целью запасти вкладыши с перфорациями форматов А3, А4 и А5.
Структура портфолио художественного развития ребенка всегда условна и зависит, в первую очередь, от мотивации, увлеченности, возможностей педагога и родителей. Но в любом случае важно предвидеть конечный результат, а это определяется наличием способности к педагогическому целеполаганию. Педагогам и родителям необходимо четко понимать цель создания портфолио и сбора информации.
Цели могут быть различными:
— мониторинг основных достижений ребенка, отражающих уровень его общего развития и формирования интегративных качеств личности;
— сбор и обобщение информации о достижениях в каком-то конкретном виде деятельности (например, в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»);
— накопление информации за определенный период, благодаря чему можно увидеть путь развития ребенка или группы детей за определенный отрезок времени;
— тематический портфолио, который посвящается определенной теме и поэтому чаще используется для мониторинга достижений группы (творческого коллектива), а не отдельного ребенка.
Количество разделов в портфолио может варьироваться от 3 до 10—20 и более. Так, вы можете начать работу с 3—5 разделами, а затем расширить спектр освещаемых вопросов и соответственно дополнить количество разделов. С течением времени вы сами поймете, какие разделы нужно сохранить и добавить, а какие окажутся лишними.
Примеры рубрик
1. Информация о ребенке (ФИО, дата и место рождения, адрес места жительства, сведения о родителях).
2. Детские работы (оригиналы (рисунки, коллажи, аппликации и др.), выполненные в организованных образовательных ситуациях).
3. Самостоятельное детское творчество (спонтанные рисунки и другие творческие работы, созданные в свободной художественной деятельности и отражающие индивидуальные интересы, увлечения, способности, достижения).
4. Фотографии детских творческих работ.
5. Фотографии ребенка, увлеченного творческим процессом.
6. Дипломы, грамоты, свидетельства.
7. Газеты, журналы, буклеты (в том числе рукотворные), в которых представлены работы ребенка или описывается его творчество.
8. Высказывания ребенка о себе и своем творчестве.
9. Диагностика (мониторинг) художественного развития ребенка.
10. Программа индивидуального художественного развития.
Условия успешности портфолио
1. Добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, оно может стать формальностью, лишней нагрузкой на педагога и детей.
2. Индивидуальный подход к ребенку и оформлению портфолио.
3. Удобство хранения. Весь материал необходимо собирать, систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает не просто хранение, а постоянное пополнение, изучение и анализ имеющихся материалов.
5. Взаимодействие взрослого и ребенка. Вид, структуру и содержание портфолио определяет взрослый (педагог или родители), но при этом обязательно учитывает мнение ребенка. Таким образом, работа над созданием портфолио позволяет естественным образом сблизить всех его участников (педагога, ребенка, его родителей или других членов семьи).
Таким образом, детская художественно-продуктивная деятельность и инновационная технология портфолио позволяют оптимизировать процедуру педагогической диагностики (мониторинга) и получить объективные показатели не только специального (художественного), но и общего развития каждого ребенка. Наибольшую ценность для объективации результатов педагогической деятельности представляют ситуации, в которых ребенок действует творчески, самостоятельно, по своей инициативе. В свободной художественно-продуктивной деятельности содержание действий, их цель, способы реализации замысла, художественные материалы и инструменты, а также изобразительно-выразительные средства определяются самими детьми и объективно отражают уровень индивидуальных достижений.