Мучкаева И.В., учитель-логопед МБДОУ д/с № 187 «Умка», г. Архангельск
Аннотация. В статье представлен семинар-практикум для педагогов, на котором раскрываются вопросы использования интерактивных игровых технологий и цифровых образовательных ресурсов в приобщении дошкольников к чтению художественной литературы.
Ключевые слова. Дошкольники, художественная литература, интерактивные игровые технологии, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) и интернет-ресурсы.
Педагоги должны постоянно повышать свою квалификацию, расширять свои представления об использовании интерактивных ресурсов.
Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах использования интерактивных технологий в приобщении дошкольников к чтению художественной литературы.
Задачи:
— знакомить с интерактивными игровыми технологиями и цифровыми образовательными ресурсами по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы;
— предложить практические рекомендации к организации работы с дошкольниками по чтению художественной литературы.
* * *
I. Вводная часть
Логопед. Уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум по теме «Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы посредством интерактивных игровых технологий и цифровых образовательных ресурсов».
Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда-то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Я предлагаю вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве.
Участники поочередно называют произведения.
II. Основная часть
Логопед. В наше время великих достижений науки, техники из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим считается книга.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи у дошкольников. В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.
По данным исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры (в телефоне или планшете).
Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя.
Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс их усвоения. Одним из инновационных направлений являются интерактивные технологии и применение цифровых образовательных ресурсов.
Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. Цифровые образовательные ресурсы — представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, необходимые для организации образовательного процесса.
Действительно, современное образование в настоящее время невозможно без использования интерактивных технологий, ЦОР и интернет-ресурсов, которые все более плотно входят в жизнь как взрослых, так и детей. Следовательно, интерактивные игровые технологии и ЦОР значительно расширяют возможности педагога при предъявлении познавательного и иного материала.
Применение интерактивных игровых технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным.
Виды интерактивных игровых технологий и ЦОР:
Практическая часть
Один из приемов приобщения дошкольников к чтению художественной литературы — ребус. Это загадка, в которой искомое слово или фраза «изображены» комбинацией фигур, букв или знаков.
Ребусы можно использовать при заучивании стихотворений, составлении загадок, назывании персонажей, героев, предметов в рассказах, сказках, названиях произведений и т.д. С помощью конструкторов можно создавать ребусы любой сложности: от одного слова до целого предложения или строчки из стихотворений.
На начальном этапе обучение детей отгадыванию ребусов мы начинаем с одного слова. Затем увеличиваем количество слов (словосочетание или предложение) и знаков, обозначений.
Варианты ребусов
• Отгадайте персонажа русской народной сказки
Мышка
• Отгадайте название сказок
Аленький цветочек
Двенадцать месяцев
• Отгадайте ребус по одному известному стихотворению
Каждый ребус — это строчка стихотворения.
Уронили Мишку на пол
Потому что он хороший.
Таким образом, использование современных интерактивных игровых технологий и ЦОР в образовательной деятельности служит эффективным средством приобщения дошкольников к художественной литературе и развитию связной речи.