Телепень Т.С., учитель-дефектолог ГУО «Специальный д/с № 9 для детей с тяжелыми нарушениями речи», г. БобруйскМогилевской обл., Республика Беларусь
Аннотация. В статье представлен опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по реализации некоторых воспитательных задач на занятиях учителя-дефектолога.
Ключевые слова. Воспитательные задачи, речевые задачи, дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Воспитание имеет приоритет
над образованием.
Создает человека воспитание.
Антуан де Сент-Экзюпери
Раннее ознакомление дошкольников с интернет-ресурсами, получение детьми не всегда нужной им по возрасту информации, часто стихийность воспитания в семье — все это заставляет нас, учителей-дефектологов, вносить коррективы в планирование занятий и расширять задачи, поставленные перед занятием, с добавлением воспитательных.
Безусловно, преимущественной реализацией воспитательных задач в дошкольном учреждении занимаются воспитатели дошкольного образования. Но я думаю, вы согласитесь, коллеги, что есть такие лексические темы недели, на которых нельзя не запланировать ряд воспитательных задач.
Лексические темы «Семья», «День Победы», «День защитника Отечества» имеют эмоциональный окрас и позволяют объединить ряд коррекционных и воспитательных задач. А темы недели «Дом», «Лес», «Цветы. Ягоды» помогают реализовать задачи, направленные на формирование безопасного поведения.
Как это сделать? Во-первых, нельзя забывать, что при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи главные задачи занятия направлены на формирование (развитие, закрепление и т.д.) речевых умений, а воспитательные задачи будут второстепенными. Во-вторых, мы выбрали часть лексических тем, где хорошо совмещается решение речевой и воспитательной задач.
Конечно, нельзя утверждать, что на занятиях учителя-дефектологи не занимаются воспитанием детей, но это больше задачи организационного плана, направленные на умение слушать педагога, сверстников; не перебивать друг друга, оказывать взаимопомощь.
Предлагаем варианты дидактических игр и игровых упражнений с детьми с ТНР, направленные на реализацию речевых и воспитательных задач на примере некоторых лексических тем.
Тема «Семья»
Дидактическая игра «Помощники»
Цели:
— развитие умения образовывать существительные в форме творительного падежа с предлогом с;
— воспитание желания оказывать посильную помощь родственникам в хозяйстве.
* * *
Учитель-дефектолог рассказывает, что мальчик Ваня еще маленький, но очень хочет помочь своей семье. Педагог предлагает помочь мальчику и ответить на вопрос: «С выполнением какой работы он может помочь: папе, маме, бабушке, дедушке?»
Например, на иллюстрации изображена мама, которая убирает дом. Ребенок отвечает на вопрос и рассказывает, что он может помочь маме с подметанием полов, протиранием пыли, мытьем посуды и т.д. Во время ответов детей учитель-дефектолог акцентирует внимание не то, что нужно помогать членам семьи, проявлять инициативу.
Тема «День Победы»
Дидактическая игра «Поздравление ветерана войны»
Цель:
— развитие умения образовывать существительные в форме винительного падежа;
— воспитание уважительного отношения к ветеранам войны.
* * *
Учитель-дефектолог предлагает детям вспомнить, кто такие ветераны войны, и поздравить их с предстоящим праздником 9 Мая. На столе перед детьми выкладываются различные предметы: цветы, открытки, детские рисунки на военную тематику, коробки конфет, книжки, машинки, пирамидки, игры в коробках, бусы, детская посуда и т.д.
Педагог предлагает детям выбрать наиболее подходящий подарок для ветерана войны и придумать поздравление. Каждый ребенок по очереди выбирает подходящий к празднику 9 Мая подарок, произносит поздравление.
Например, «Рома, как ты поздравишь ветерана войны?» — «Я подарю ему цветы и открытку и пожелаю крепкого здоровья».
Тема «День защитника Отечества»
Игровое упражнение «Каким должен быть солдат?»
Цели:
— развитие умения правильно подбирать слова-антонимы, описывая личностные качества защитников Отечества;
— воспитание уважительного отношения к военным профессиям.
* * *
Учитель-дефектолог рассказывает детям, что в армии служат настоящие мужчины, которые обладают определенным набором положительных качеств, а каких, детям нужно отгадать. Педагог будет называть определенные слова, а дети должны подобрать слово наоборот, которое правильно охарактеризует военного.
Например, «Солдат должен быть трусливым?» — «Нет, солдат должен быть смелым».
Тема «Мебель»
Дидактическая игра «Мебельная мастерская»
Цели:
— развитие умения образовывать существительные в форме родительного падежа;
— воспитание бережного отношения к мебели.
* * *
Учитель-дефектолог предлагает рассмотреть мебель, которая находится в группе, назвать ее. Педагог обращает внимание детей на то, что в сказочном королевстве тоже была хорошая мебель, но один хулиган поломал ее. Перед детьми на столе раскладываются картинки с изображением мебели без некоторых частей, а на другом столе недостающие части мебели. Дети по очереди берут картинки с изображением мебели, называют, чего не хватает у мебели, и находят недостающую часть. По окончании игры дети рассказывают, для чего нужна мебель и почему ее нужно беречь.
Тема «Город»
Дидактическая игра «Расскажем гостю о нашем городе»
Цели:
— развитие умения отгадывать предмет по ряду признаков;
— воспитание бережного и уважительного отношения к культурным объектам города.
* * *
Учитель-дефектолог рассказывает детям, что в город приезжают много гостей, которые плохо ориентируются в нем. Педагог предлагает составить памятку для гостей, где будут описаны самые важные культурные места нашего города. Детям называются характеристики, описывающие определенное место или здание города, а дети угадывают, что это за место.
Например, высокое здание, где есть сцена, много мест для зрителей, там показывают мультфильмы и кино. Что это за место?
Как усложнение, дети по очереди могут сами описывать любое место в городе, где они были.
Тема «Домашние животные»
Дидактическая игра «Накорми собачку»
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги, пространственной ориентировки.
* * *
Учитель-дефектолог предлагает детям, следуя инструкции педагога, найти собаку, которая потерялась. Детям раздаются карты, на которых нарисованы разные дорожки и кусты с окошками. Следуя инструкции, дети двигаются по дорожкам и доходят до нужного куста, открывая окошко, находят собаку. Педагог говорит детям, что собака проголодалась и предлагает покормить ее. Акцентирует внимание детей, что бездомным собакам и котам нужно помогать, нельзя обижать их.