Пространство общения с особым ребенком
Всегда улыбайтесь в ответ на детскую улыбку.
Если этого не делать — значит разрушать их веру в то,
что мир может быть хорошим.
Пэм Браун
Особых детей редко показывают по телевизору, про них мало, недостаточно говорят и пишут, и мало кто знает, как с ними общаться. До сих пор нечасто можно увидеть особых детей, играющих с их здоровыми сверстниками на одной детской площадке...
Способность к коммуникации у детей с ОВЗ развивается иначе, чем у нейротипичных сверстников: обычно начинается позже и происходит медленнее или неравномерно, с опережением или отставанием. Поэтому возникают трудности в общении: иногда кажется, что ребенок «не слышит», когда к нему обращаются, реагирует только на часть высказывания, воспринимает все буквально. Такие дети видят мир по-своему: могут реагировать на те вещи, которые мы считаем второстепенными, и в то же время не интересуются предметами или людьми, на которые нам хотелось бы обратить их внимание.
Отдельным детям для коммуникации может понадобиться больше времени, например, с синдромом Дауна и РАС. Так что в общении с ними нужно иметь терпение и некоторый навык. Есть универсальные правила инклюзивного этикета, созданные людьми с инвалидностью, — они помогут избежать неловких ситуаций в общении.
Главное правило для успешной коммуникации — говорить простыми и короткими предложениями. Не нужно пытаться дать много информации сразу или обсуждать несколько тем одновременно. Лучше сначала закончить одну тему и потом переходить к другой. Сначала называйте ребенка по имени, установив зрительный контакт. Затем постепенно переходите на обращение по имени без визуального контакта. Обращение связывайте с какой-либо просьбой, действием.
Можно предложить специалистам ребенка подготовить тематический урок или классный час на тему «Как общаться правильно с особым ребенком». Если особый ребенок учится вместе с нейротипичными детьми, можно подготовить совместный сценарий праздника, или игру, или сделать поделку, самое главное, чтобы каждый ребенок участвовал в этой деятельности. Помните, ничто не может заменить ребенку живое взаимодействие с окружающим миром. Сотрудничайте с родителями особых детей, рассказывайте, как нужно выстроить общение, находите новые приемы работы и методы коммуникации.
С добрыми пожеланиями главный редактор С.Ю. Танцюра