Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя.
Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение.
Пауло Коэльо
Представьте себе: неговорящий маленький ребенок рассматривает книгу, но что он видит — непонятно. Создается впечатление, что он не слышит и не слушает — закрывает уши руками, монотонно ходит, но вдруг оказывается, что он умеет писать и читать. У этого ребенка свой внутренний мир. Каждый из нас встречался с такими детьми — аутистами. Они всегда привлекали и привлекают внимание педагогов. Остается много вопросов по их развитию и обучению.
Актуальность темы данного номера продиктована серьезными проблемами в оказании помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Аутизм — тяжелое нарушение психического развития и, прежде всего, коммуникации, способности к социальному взаимодействию. Поведение детей с РАС характеризуется стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений до сложных ритуалов), нарушениями моторики, речи. Уровень интеллектуального развития при этом у них может быть различным.
В соответствии с клинико-психологическими особенностями система помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, должна быть комплексной, интегративной, индивидуализированной, преемственной. Необходимо медицинское, юридическое и коррекционное сопровождение. Сейчас применяется много новых методик диагностики и коррекции нарушений развития детей: тест PEP (психолого-педагогический профиль при диагностике особенностей развития детей с аутизмом), программа TEACCH, пиктограммы. Родителям также нужно планомерно, систематически работать с детьми. Аутизм — не трагедия. Игнорирование детей с РАС — вот настоящая трагедия. Этот номер журнала написан любящими педагогами, которые помогут «непохожим» детям интегрироваться в общество.
Спасибо всем, кто поделился своим практическим опытом на страницах журнала «Логопед».
С уважением,
главный редактор С.Ю. Танцюра