В последнее время в системе образования России сложились новые модели образования и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сегодня система образования для таких воспитанников представлена общеобразовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью; отдельными классами в общеобразовательных школах; общеобразовательными организациями, осуществляющими инклюзивное образование.
Вариативность образования детей с ОВЗ должна обеспечить реализацию не только образовательных прав ребенка на получение образования, но и прав остальных детей, включенных в инклюзивное образовательное пространство.
За последние годы в РФ вышли нормативные и правовые документы, обеспечивающие равенство возможностей всех детей в получении качественного образования. При обучении необходимо учитывать особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ, психолого-педагогические условия для оказания коррекционной помощи.
При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета: по одной штатной единице учителя-дефектолога и учителя-логопеда на 6—12 учащихся с ОВЗ; педагога-психолога — на 20; тьютора (ассистента) — на 1—6 учащихся с ОВЗ (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе определение формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя из его потребностей и возможностей с участием его родителей.
Сегодня продолжает функционировать сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые могут выполнять функции учебно-методических ресурсов (центров), оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителей.
Уважаемые коллеги, мы ждем от вас новых интересных материалов и разработок. Пишите нам, звоните.
С уважением,
главный редактор С.Ю. Танцюра