Логопед № 3/2017

Тема номера

«Аутизм: пути помощи»

Содержание

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • ГБОУ ДО ДТДМ «Хорошево», Москва
    • ГБОУ «Школа № 1133», Москва
    • ГБПОУ «Технологический колледж № 21» (Школа для детей с ОВЗ «Благо»), Москва
    • ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки», Москва
    • ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», Москва
    • ГКУ ЦССВ «Центральный», Москва
    • ДТСЗН ГАУ НПЦ МСР им. Л.И. Швецовой, Москва
    • Кафедра коррекционной педагогики ГАУ ДПО ИРО РБ, г. Уфа, Республика Башкортостан
    • Кафедра специальной педагогики и психологии НГПУ им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
    • КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 5», г. Норильск Красноярского края
    • КГОБУ «Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад IV вида», г. Владивосток Приморского края
    • МАДОУ д/с № 61, г. Сыктывкар, Республика Коми
    • МБДОУ «Семицветик», пос. Кез, МО Кезский р-н, Удмуртская Республика
    • МБДОУ ЦРР — д/с № 1 «Гузель», с. Бураево, Республика Башкортостан
    • МБОУ «Образовательный центр “Созвездие”», г. Красногорск Московской обл.
    • Отделение социализации семей с детьми с особенностями развития ГБУ ЦПСиД «Косино-Ухтомский», Москва
    • СП д/с «Сказка» ГБОУ СОШ № 1, пгт Суходол Самарской обл.
    • СП д/с № 4 ГБОУ СОШ № 8, г. Октябрьск Самарской обл.
    • СП д/с «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевск Самарской обл.
    • ЦРР «Детский университет», Москва
    • ЦРР — вспомогательная школа № 11, г. Баку, Азербайджан

    Авторы:

    • Абуталипова Эльза Насибулловна
    • Ахметшина Анастасия Алексеевна
    • Береза Ирина Юрьевна
    • Бутенко Оксана Олеговна
    • Великодняя Наталья Александровна
    • Вишнякова Елена Юрьевна
    • Власюк Анастасия Сергеевна
    • Гайдук Любовь Леонидовна
    • Гулидова Валерия Юрьевна
    • Данилевич Татьяна Александровна
    • Едокова Оксана Владимировна
    • Елисова Галина Егоровна
    • Жигалова Инна Станиславовна
    • Жолудь Ирина Васильевна
    • Жулина Елена Викторовна
    • Кайдан Ирина Николаевна
    • Корабельникова Ангелина Геннадьевна
    • Кязымова Эсмира Рафик
    • Луканова Лариса Аркадьевна
    • Лукьянчикова Любовь Вячеславовна
    • Максудов Михаил Юрьевич
    • Мироненко Наталья Владимировна
    • Нагорнова Ольга Валентиновна
    • Нурмухаметова Лариса Рафиловна
    • Ованова Татьяна Николаевна
    • Романова Елизавета Александровна
    • Серебрякова Юлия Витальевна
    • Сюрин Сергей Николаевич
    • Таламанова Ярослава Игоревна
    • Федюшина Ирина Сергеевна
    • Фролова Наталия Петровна
    • Юсупова Гузель Хафизовна

Колонка главного редактора

Гость номера

Мастер-класс

Исследования

  • Власюк А.С., Жулина Е.В. Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с ФФНР

    В статье описаны нарушения фонематических процессов и представлен комплекс логопедических занятий, направленных на их коррекцию. Коррекционное воздействие должно применяться с учетом возрастных, психических и индивидуальных особенностей детей.

  • Максудов М.Ю. Сопровождение детей с РАС

    В статье освещены разные формы взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра, особенности абилитационного маршрута, представлена модель работы с родителями.

Новые формы работы

  • Нагорнова О.В. Поможем Слышу. Занятие с использованием модели символов для обучения грамоте детей 5—7 лет с ОНР

    В статье представлен опыт работы по использованию мануального (ручного) сопровождения речевых звуков. Символы формируют навыки выделения главного, развивают мыслительные процессы, поддерживают интерес к занятию, что особенно значимо для детей с нарушениями речи.

  • Романова Е.А., Корабельникова А.Г. Визуальные стимулы для организации взаимодействия с детьми с аутизмом и интеллектуальной недостаточностью

    В статье представлен опыт по использованию визуальных стимулов для организации взаимодействия с детьми с нарушениями в развитии. Визуальные стимулы позволяют команде специалистов проследить динамику развития ребенка.

Предлагаем обсудить

  • Жигалова И.С. Организация лекотеки для детей с ОВЗ в ДОО

    В статье описывается опыт работы лекотеки для детей с ОВЗ в сельской местности. Представлены индивидуальные игровые занятия с детьми.

  • Фролова Н.П. Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии

    В статье представлен ряд специальных приемов логопедического массажа для устранения дизартрии у ребенка с гипотонусом, нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия.

Методическая гостиная

  • Абуталипова Э.Н., Юсупова Г.Х., Нурмухаметова Л.Р. Работа учителя-логопеда с ребенком с РАС в условиях логопункта ДОО. Из опыта работы

    В статье рассмотрен опыт работы учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях логопункта ДОО. Описана система коррекционно-педагогической помощи аутичным детям и их семьям. Подчеркивается необходимость взаимодействия участников коррекционного процесса.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Кязымова Э.Р. Артикуляционные упражнения на логопедических занятиях c детьми с аутизмом

    Логопедические занятия с детьми с расстройствами аутистического спектра отличаются от занятий с детьми с речевыми нарушениями. В статье дается методика проведения занятий и использование артикуляционных упражнений.

  • Кайдан И.Н. Специфика работы логопеда по формированию речи у детей 3—5 лет с аутизмом

    В статье представлена работа по формированию речи у детей с аутизмом. Приведены занятия по коррекции речи этой категории дошкольников.

Досуги и развлечения

  • Ованова Т.Н., Береза И.Ю. Круг как модель интегративного взаимодействия детей раннего возраста с ОВЗ

    В статье представлен опыт взаимодействия детей раннего возраста с нарушениями в развитии на основе занятий в кругу, приведена структура занятий, описаны примеры игр.

Игры и оборудование

  • Едокова О.В., Вишнякова Е.Ю. Логопедический круг. Методическое пособие для детей 4—6 лет с ОНР

    В статье представлено авторское методическое пособие «Логопедический круг», направленное на развитие связной речи у детей 4—6 лет с общим недоразвитием речи.

  • Гайдук Л.Л., Таламанова Я.И. Нетрадиционные пособия для подготовки старших дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте

    В статье представлены различные дидактические пособия и игры для подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте. Они предназначены для детей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, но могут быть использованы и в общеобразовательных детских садах как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях, а также в домашних условиях.

Взаимодействие с семьей

  • Серебрякова Ю.В. Использование элементов АВА-терапии для коррекции аутизма

    В статье рассказывается об эффективном методе коррекции аутизма — поведенческой терапии, или методе прикладного анализа поведения ABA. Использование элементов данной методики в практической деятельности способствует развитию ребенка.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Ахметшина А.А. Звуковой калейдоскоп. Групповое занятие для младших школьников с РАС

    В данной статье представлен конспект интегрированного логопедического занятия в группе обучающихся первого класса с расстройствами аутистического спектра (РАС). Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний обучающихся о гласных звуках и буквах. При выполнении логопедических заданий и упражнений особое внимание уделено созданию благоприятного эмоционально-психологического климата средствами песочной терапии и здоровьеразвивающего комплекса «БОС-Здоровье».

  • Жолудь И.В. Авторские логопедические игры в коррекции речи младших школьников

    В статье представлены пособия, предназначенные для облегчения проведения коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Предложенные игры направлены не только на коррекцию речи, но и на профилактику нарушений письма и графических навыков

  • Мироненко Н.В. Азбука общения. Проект по формированию коммуникативных навыков у школьников

    В статье раскрываются психологические особенности детей со множественными нарушениями развития. Для формирования коммуникации предлагается проект «Азбука общения» с использованием карточек-пиктограмм.

Актуально!

Молодому логопеду

  • Данилевич Т.А., Гулидова В.Ю. Пластилиновые игры. Лепка как метод развития речи и мелкой моторики у детей 5—6 лет с РДА

    В статье представлена технология работы с пластилином для развития мелкой моторики и речи детей с аутизмом. Эти дошкольники воспринимают лучше материал зрительно, чем на слух, поэтому на занятии используются таблички, картинки для понимания инструкций.

  • Елисова Г.Е., Лукьянчикова Л.В., Великодняя Н.А. Дидактические игры и игровые ситуации в развитии активной речи у детей с ОВЗ

    В статье представлен опыт использования дидактических игр в режимных моментах, на занятиях с детьми с ОВЗ по развитию активной речи. Использование игровых ситуаций помогает взаимодействию со взрослыми, развитию общения.

Секреты профессии

  • Бутенко О.О., Федюшина И.С. Особенности обучения иностранному языку детей с фонематическими трудностями

    В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями речи. Описывается логопедическая работа с этой категорией дошкольников.

Добрые странички

  • Луканова Л.А. Право на любовь, право быть другим… «Особые» дети — дети с аутизмом

    Поздний вечер… Автор перечитывает подготовленный доклад для выступления на школьном педагогическом совете по теме «Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими аутистические расстройства. Программы развития при данном нарушении». Пересматривает презентацию… Взгляд автора останавливается на фотографии ребенка, стоящего у окна, за которым идет дождь.

    Рука тянется за карандашом и рождается стихотворение. Стихотворение-размышление, стихотворение-зарисовка, эскиз о детях с РАС.

Знаете ли Вы?

  • Аутизм: особенности восприятия

    Что такое аутизм?

    • Аутизм — общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни — «внутри себя» — кроется ее суть.
    • Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла.
    • Чаще всего диагноз «ранний детский аутизм» ставится до 3—5 лет. Лишь в легких случаях это расстройство впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

    Как аутичный ребенок воспринимает мир?

    • Считается, что дети с аутизмом не могут объединять детали в один образ. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт.
    • Ребенок пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

    Источник: www.zdravotvet.ru

  • Нарушение социального взаимодействия при аутизме

    Первые признаки аутизма могут проявляться уже до 2 лет, например нарушение контакта глаза-в-глаза или его отсутствие. Ребенок не может воспринять человека, который пытается с ним общаться, целостно. Даже на фото и видео можно распознать, что у ребенка с аутизмом мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться без видимой причины. Лицо такого ребенка маскообразное, периодически на нем появляются гримасы.

    Жесты ребенок использует только для обозначения нужд. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят привлекательный для них объект: они смеются, показывают на предмет пальцем, демонстрируют радостное поведение.

    Симптомы аутизма у детей до года: ребенок применяет определенный жест, желая что-то получить, но не стремится при этом привлечь внимание родителей, включить их в свою игру.

    Источник: www.medside.ru

  • Холдинг-терапия при аутизме

    Холдинг терапия — насильственное образование физической связи ребенка с матерью. В момент его удержания лицом к лицу с матерью или отцом происходит налаживание эмоционального и зрительного контакта.

    Процесс такого лечения довольно длительный и может занимать несколько лет. В первое время (3—4 мес.) ребенок будет относиться к терапии негативно и всячески противиться объятиям и проявлению ласки. Важно выдержать этот тяжелый период.

    При проведении занятий мать должна создать для ребенка такие условия, чтобы он чувствовал себя беззащитным и в то же время понимал, что находится в надежных руках. Его нужно провоцировать на проявление неудовольствия. Например: показывать ему желаемые предметы, но не давать их пощупать; препятствовать ориентированию в пространстве (не давать возможности повернуть голову или обернуться); воздействовать неприятными для него стимулами, т.е. делать то, что раздражает его.

    Удерживать детей должны как матери, так и отцы, по очереди. Так можно наладить связь с обоими родителями, а распределение задачи будет способствовать облегчению их морального и физического состояния.

    Источник: http://stress-faq.ru/autizm/sut-zanyatij-xolding-terapiej.html

  • АВА-терапия

    АВА-терапия — интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов окружающей среды на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

    Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован в 1963 г. доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В его основу легла идея о том, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку они нравятся, он будет повторять свои действия, а если не нравятся, — то нет.

    При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем они соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью.

    Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается, только когда ребенок сможет выполнять действие без ошибок в 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

    В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого воспитанника составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три несвязанных между собой навыка, педагог выстраивает четкую систему усложнения и поэтапного освоения новых навыков.

    Конечная цель АВА-терапии — дать ребенку средства, помогающие осваивать окружающий мир самостоятельно.

    Источник: www.ria.ru

Книжная полка

Спутник журнала

  • Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками

    Представляем приложения к журналу «Логопед» № 3/2017

    Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками

    Авторы: Е.В. Парфенова, Н.Л. Пескова

    В пособии представлены интегрированные занятия по развитию речи детей с общим недоразвитием речи в разных возрастных группах. Предложены конспекты занятий, направленные на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, художественной литературой. Подчеркивается значение художественного слова и театрализованной деятельности в образовании и воспитании детей.

    Пособие адресовано учителям-логопедам и воспитателям логопедических детских садов.

  • Учебно-игровой комплект «Читаем по слогам. Трехсложные слова»

    В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для обучения чтению детей 4—7 лет, который можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях. В него входят 12 обучающих картинок, состоящих из 36 карточек и 12 слов. В игровой форме ребенок научится различать гласные и согласные звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости, читать по слогам трехсложные слова и составлять с ними предложения, строить описательный рассказ и проводить звукобуквенный анализ.

    Каждая игра направлена на формирование и развитие умений, необходимых для чтения и полноценного развития речи.

    Учебно-игровой комплект поможет:

    • освоить послоговое чтение и просодическую сторону речи;
    • сформировать звукопроизносительные навыки.

Вести из Сети

Как подписаться

Анонс

Приобрести печатную версию журнала в интернет-магазине

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Логопед
  • Год: 2017
  • Номер: 3
Прочитано 4304 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868