Тема номера
«Аутизм: пути помощи»
Содержание
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- ГБОУ ДО ДТДМ «Хорошево», Москва
- ГБОУ «Школа № 1133», Москва
- ГБПОУ «Технологический колледж № 21» (Школа для детей с ОВЗ «Благо»), Москва
- ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки», Москва
- ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», Москва
- ГКУ ЦССВ «Центральный», Москва
- ДТСЗН ГАУ НПЦ МСР им. Л.И. Швецовой, Москва
- Кафедра коррекционной педагогики ГАУ ДПО ИРО РБ, г. Уфа, Республика Башкортостан
- Кафедра специальной педагогики и психологии НГПУ им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
- КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 5», г. Норильск Красноярского края
- КГОБУ «Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад IV вида», г. Владивосток Приморского края
- МАДОУ д/с № 61, г. Сыктывкар, Республика Коми
- МБДОУ «Семицветик», пос. Кез, МО Кезский р-н, Удмуртская Республика
- МБДОУ ЦРР — д/с № 1 «Гузель», с. Бураево, Республика Башкортостан
- МБОУ «Образовательный центр “Созвездие”», г. Красногорск Московской обл.
- Отделение социализации семей с детьми с особенностями развития ГБУ ЦПСиД «Косино-Ухтомский», Москва
- СП д/с «Сказка» ГБОУ СОШ № 1, пгт Суходол Самарской обл.
- СП д/с № 4 ГБОУ СОШ № 8, г. Октябрьск Самарской обл.
- СП д/с «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевск Самарской обл.
- ЦРР «Детский университет», Москва
- ЦРР — вспомогательная школа № 11, г. Баку, Азербайджан
Авторы:
- Абуталипова Эльза Насибулловна
- Ахметшина Анастасия Алексеевна
- Береза Ирина Юрьевна
- Бутенко Оксана Олеговна
- Великодняя Наталья Александровна
- Вишнякова Елена Юрьевна
- Власюк Анастасия Сергеевна
- Гайдук Любовь Леонидовна
- Гулидова Валерия Юрьевна
- Данилевич Татьяна Александровна
- Едокова Оксана Владимировна
- Елисова Галина Егоровна
- Жигалова Инна Станиславовна
- Жолудь Ирина Васильевна
- Жулина Елена Викторовна
- Кайдан Ирина Николаевна
- Корабельникова Ангелина Геннадьевна
- Кязымова Эсмира Рафик
- Луканова Лариса Аркадьевна
- Лукьянчикова Любовь Вячеславовна
- Максудов Михаил Юрьевич
- Мироненко Наталья Владимировна
- Нагорнова Ольга Валентиновна
- Нурмухаметова Лариса Рафиловна
- Ованова Татьяна Николаевна
- Романова Елизавета Александровна
- Серебрякова Юлия Витальевна
- Сюрин Сергей Николаевич
- Таламанова Ярослава Игоревна
- Федюшина Ирина Сергеевна
- Фролова Наталия Петровна
- Юсупова Гузель Хафизовна
Колонка главного редактора
Гость номера
- Сюрин С.Н. Вся жизнь педагога — служение детям
Мастер-класс
Исследования
Власюк А.С., Жулина Е.В. Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с ФФНР
В статье описаны нарушения фонематических процессов и представлен комплекс логопедических занятий, направленных на их коррекцию. Коррекционное воздействие должно применяться с учетом возрастных, психических и индивидуальных особенностей детей.
Максудов М.Ю. Сопровождение детей с РАС
В статье освещены разные формы взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра, особенности абилитационного маршрута, представлена модель работы с родителями.
Новые формы работы
Нагорнова О.В. Поможем Слышу. Занятие с использованием модели символов для обучения грамоте детей 5—7 лет с ОНР
В статье представлен опыт работы по использованию мануального (ручного) сопровождения речевых звуков. Символы формируют навыки выделения главного, развивают мыслительные процессы, поддерживают интерес к занятию, что особенно значимо для детей с нарушениями речи.
Романова Е.А., Корабельникова А.Г. Визуальные стимулы для организации взаимодействия с детьми с аутизмом и интеллектуальной недостаточностью
В статье представлен опыт по использованию визуальных стимулов для организации взаимодействия с детьми с нарушениями в развитии. Визуальные стимулы позволяют команде специалистов проследить динамику развития ребенка.
Предлагаем обсудить
Жигалова И.С. Организация лекотеки для детей с ОВЗ в ДОО
В статье описывается опыт работы лекотеки для детей с ОВЗ в сельской местности. Представлены индивидуальные игровые занятия с детьми.
Фролова Н.П. Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии
В статье представлен ряд специальных приемов логопедического массажа для устранения дизартрии у ребенка с гипотонусом, нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия.
Методическая гостиная
Абуталипова Э.Н., Юсупова Г.Х., Нурмухаметова Л.Р. Работа учителя-логопеда с ребенком с РАС в условиях логопункта ДОО. Из опыта работы
В статье рассмотрен опыт работы учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях логопункта ДОО. Описана система коррекционно-педагогической помощи аутичным детям и их семьям. Подчеркивается необходимость взаимодействия участников коррекционного процесса.
Работаем с дошкольниками
Приглашаем на занятие
Кязымова Э.Р. Артикуляционные упражнения на логопедических занятиях c детьми с аутизмом
Логопедические занятия с детьми с расстройствами аутистического спектра отличаются от занятий с детьми с речевыми нарушениями. В статье дается методика проведения занятий и использование артикуляционных упражнений.
Кайдан И.Н. Специфика работы логопеда по формированию речи у детей 3—5 лет с аутизмом
В статье представлена работа по формированию речи у детей с аутизмом. Приведены занятия по коррекции речи этой категории дошкольников.
Досуги и развлечения
Ованова Т.Н., Береза И.Ю. Круг как модель интегративного взаимодействия детей раннего возраста с ОВЗ
В статье представлен опыт взаимодействия детей раннего возраста с нарушениями в развитии на основе занятий в кругу, приведена структура занятий, описаны примеры игр.
Игры и оборудование
Едокова О.В., Вишнякова Е.Ю. Логопедический круг. Методическое пособие для детей 4—6 лет с ОНР
В статье представлено авторское методическое пособие «Логопедический круг», направленное на развитие связной речи у детей 4—6 лет с общим недоразвитием речи.
Гайдук Л.Л., Таламанова Я.И. Нетрадиционные пособия для подготовки старших дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте
В статье представлены различные дидактические пособия и игры для подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте. Они предназначены для детей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, но могут быть использованы и в общеобразовательных детских садах как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях, а также в домашних условиях.
Взаимодействие с семьей
Серебрякова Ю.В. Использование элементов АВА-терапии для коррекции аутизма
В статье рассказывается об эффективном методе коррекции аутизма — поведенческой терапии, или методе прикладного анализа поведения ABA. Использование элементов данной методики в практической деятельности способствует развитию ребенка.
Работаем со школьниками
Методика коррекционной работы
Ахметшина А.А. Звуковой калейдоскоп. Групповое занятие для младших школьников с РАС
В данной статье представлен конспект интегрированного логопедического занятия в группе обучающихся первого класса с расстройствами аутистического спектра (РАС). Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний обучающихся о гласных звуках и буквах. При выполнении логопедических заданий и упражнений особое внимание уделено созданию благоприятного эмоционально-психологического климата средствами песочной терапии и здоровьеразвивающего комплекса «БОС-Здоровье».
Жолудь И.В. Авторские логопедические игры в коррекции речи младших школьников
В статье представлены пособия, предназначенные для облегчения проведения коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Предложенные игры направлены не только на коррекцию речи, но и на профилактику нарушений письма и графических навыков
Мироненко Н.В. Азбука общения. Проект по формированию коммуникативных навыков у школьников
В статье раскрываются психологические особенности детей со множественными нарушениями развития. Для формирования коммуникации предлагается проект «Азбука общения» с использованием карточек-пиктограмм.
Актуально!
Молодому логопеду
Данилевич Т.А., Гулидова В.Ю. Пластилиновые игры. Лепка как метод развития речи и мелкой моторики у детей 5—6 лет с РДА
В статье представлена технология работы с пластилином для развития мелкой моторики и речи детей с аутизмом. Эти дошкольники воспринимают лучше материал зрительно, чем на слух, поэтому на занятии используются таблички, картинки для понимания инструкций.
Елисова Г.Е., Лукьянчикова Л.В., Великодняя Н.А. Дидактические игры и игровые ситуации в развитии активной речи у детей с ОВЗ
В статье представлен опыт использования дидактических игр в режимных моментах, на занятиях с детьми с ОВЗ по развитию активной речи. Использование игровых ситуаций помогает взаимодействию со взрослыми, развитию общения.
Секреты профессии
Бутенко О.О., Федюшина И.С. Особенности обучения иностранному языку детей с фонематическими трудностями
В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями речи. Описывается логопедическая работа с этой категорией дошкольников.
Добрые странички
Луканова Л.А. Право на любовь, право быть другим… «Особые» дети — дети с аутизмом
Поздний вечер… Автор перечитывает подготовленный доклад для выступления на школьном педагогическом совете по теме «Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими аутистические расстройства. Программы развития при данном нарушении». Пересматривает презентацию… Взгляд автора останавливается на фотографии ребенка, стоящего у окна, за которым идет дождь.
Рука тянется за карандашом и рождается стихотворение. Стихотворение-размышление, стихотворение-зарисовка, эскиз о детях с РАС.
Знаете ли Вы?
Аутизм: особенности восприятия
Что такое аутизм?
- Аутизм — общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни — «внутри себя» — кроется ее суть.
- Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла.
- Чаще всего диагноз «ранний детский аутизм» ставится до 3—5 лет. Лишь в легких случаях это расстройство впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.
Как аутичный ребенок воспринимает мир?
- Считается, что дети с аутизмом не могут объединять детали в один образ. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт.
- Ребенок пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.
Источник: www.zdravotvet.ru
Нарушение социального взаимодействия при аутизме
Первые признаки аутизма могут проявляться уже до 2 лет, например нарушение контакта глаза-в-глаза или его отсутствие. Ребенок не может воспринять человека, который пытается с ним общаться, целостно. Даже на фото и видео можно распознать, что у ребенка с аутизмом мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться без видимой причины. Лицо такого ребенка маскообразное, периодически на нем появляются гримасы.
Жесты ребенок использует только для обозначения нужд. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят привлекательный для них объект: они смеются, показывают на предмет пальцем, демонстрируют радостное поведение.
Симптомы аутизма у детей до года: ребенок применяет определенный жест, желая что-то получить, но не стремится при этом привлечь внимание родителей, включить их в свою игру.
Источник: www.medside.ru
Холдинг-терапия при аутизме
Холдинг терапия — насильственное образование физической связи ребенка с матерью. В момент его удержания лицом к лицу с матерью или отцом происходит налаживание эмоционального и зрительного контакта.
Процесс такого лечения довольно длительный и может занимать несколько лет. В первое время (3—4 мес.) ребенок будет относиться к терапии негативно и всячески противиться объятиям и проявлению ласки. Важно выдержать этот тяжелый период.
При проведении занятий мать должна создать для ребенка такие условия, чтобы он чувствовал себя беззащитным и в то же время понимал, что находится в надежных руках. Его нужно провоцировать на проявление неудовольствия. Например: показывать ему желаемые предметы, но не давать их пощупать; препятствовать ориентированию в пространстве (не давать возможности повернуть голову или обернуться); воздействовать неприятными для него стимулами, т.е. делать то, что раздражает его.
Удерживать детей должны как матери, так и отцы, по очереди. Так можно наладить связь с обоими родителями, а распределение задачи будет способствовать облегчению их морального и физического состояния.
Источник: http://stress-faq.ru/autizm/sut-zanyatij-xolding-terapiej.html
АВА-терапия
АВА-терапия — интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов окружающей среды на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован в 1963 г. доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В его основу легла идея о том, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку они нравятся, он будет повторять свои действия, а если не нравятся, — то нет.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем они соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью.
Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается, только когда ребенок сможет выполнять действие без ошибок в 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого воспитанника составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три несвязанных между собой навыка, педагог выстраивает четкую систему усложнения и поэтапного освоения новых навыков.
Конечная цель АВА-терапии — дать ребенку средства, помогающие осваивать окружающий мир самостоятельно.
Источник: www.ria.ru
Книжная полка
Спутник журнала
Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками
Представляем приложения к журналу «Логопед» № 3/2017
Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками
Авторы: Е.В. Парфенова, Н.Л. Пескова
В пособии представлены интегрированные занятия по развитию речи детей с общим недоразвитием речи в разных возрастных группах. Предложены конспекты занятий, направленные на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, художественной литературой. Подчеркивается значение художественного слова и театрализованной деятельности в образовании и воспитании детей.
Пособие адресовано учителям-логопедам и воспитателям логопедических детских садов.
Учебно-игровой комплект «Читаем по слогам. Трехсложные слова»
В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для обучения чтению детей 4—7 лет, который можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях. В него входят 12 обучающих картинок, состоящих из 36 карточек и 12 слов. В игровой форме ребенок научится различать гласные и согласные звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости, читать по слогам трехсложные слова и составлять с ними предложения, строить описательный рассказ и проводить звукобуквенный анализ.
Каждая игра направлена на формирование и развитие умений, необходимых для чтения и полноценного развития речи.
Учебно-игровой комплект поможет:
- освоить послоговое чтение и просодическую сторону речи;
- сформировать звукопроизносительные навыки.
Вести из Сети
Как подписаться
Анонс
Приобрести печатную версию журнала в интернет-магазине
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"