У нас в гостях
Цветкова Татьяна Владиславовна — канд. пед. наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, генеральный директор и главный редактор издательства «ТЦ Сфера», Москва
Журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением» в этом году исполнилось 20 лет. Давайте поговорим о том, какой путь прошло издание за эти годы.
Мы прошли большой и интересный путь. И много нового и важного еще впереди. А если оглянуться и посмотреть на то, что уже сделано, можно смело сказать, что нам есть чем гордиться. Журнал дал возможность познакомиться с сотнями замечательных людей, радеющих за дошкольное образование страны, дал старт созвездию периодических изданий для детских садов, позволил реализовать большое количество интересных творческих проектов. Он показал стране прекрасное «лицо» дошкольного образования, его лучших представителей, поддержал престиж дошкольного образования у населения и во властных структурах.
Много хорошего было сделано. За 20 лет — сотни встреч, выступлений, тысячи авторов — работников дошкольного образования — смогли рассказать о себе и своем опыте детским садам всей страны. Всего на сегодняшний день издано 136 номеров журнала «Управление ДОУ». Это десятки тысяч статей, сотни авторов, идей, мыслей. За каждым материалом — творческая работа дошкольных работников, ученых, наших редакторов. Миллионы прочтений, обсуждений, действий. Думаю, это дорогого стоит.
Это верно. Люди, опыт, новое в мире образования и управления — бесценный опыт, который, без сомнения, надо передавать другим, делиться знаниями, умениями. Наверное, это и стало отправной точкой для создания журнала? Вообще, как пришла идея создать такой журнал?
На сайте https://www.sfera-podpiska.ru в первом номере журнала за 2012 г. я рассказывала об этом. Сегодня перечитала свой рассказ и поняла, что добавить нечего. Поэтому пусть меня простят нынешние читатели журнала, но я все-таки оправлю вас к интервью 10-летней давности.
Тогда перейдем от теории к практике. Сколько времени прошло от мысли о создании журнала до того момента, как Вы получили из типографии первый номер?
Первый номер мы сделали за полгода. Все произошло быстро и решительно. Как только в июне 2001 года решила делать журнал, то за день подготовила документы, т.е. съездила в Комитет по печати, получила консультацию, взяла нужные бланки, все оформила. Сейчас странно вспоминать, но документы для регистрации печатала на пишущей машинке, благо, она у меня осталась после аспирантуры. На следующий день отвезла документы на регистрацию и тут же поехала в Роспечать, чтобы подать бумаги на подписку с января 2002 года. Заключила договор, уговорила взять документы без Свидетельства о регистрации СМИ, по справке. Все это сделала за день до окончания приема документов. Затем пошла в библиотеку, поехала к специалистам по управлению, в РАО, департаменты, ИРО, в детские сады и т.д. Нас поддержали. Особую признательность хочу выразить нашим первым «покровителям» — Ксении Юрьевне Белой, Марье Михайловне Цапенко, Людмиле Михайловне Волобуевой.
Почему для журнала был выбран слоган: «На стороне ребенка»? Что Вы вкладываете в эти слова?
Все просто. В конце 90-х годов у нас был свой киоск в Педагогическом университете на улице Радио. Я часто туда приезжала. Как-то раз увидела, что продавец с увлечением читает книгу Франсуазы Дольто «На стороне ребенка». Это был восторг, горящие глаза и оценка: «Лучшая книга по воспитанию детей!». Книга и сейчас не устарела, рекомендую.
Название прижилось сначала в устной традиции компании, потом зафиксировали его как слоган. Это стало опорой в моей работе и работе компании. Когда бывает ОЧЕНЬ трудно, когда, кажется, нет сил для преодоления непреодолимого, эта позиция помогает выживать. Мы не на стороне политиков, религий, научных школ, стран, личностей и т.д. СФЕРА — НА СТОРОНЕ РЕБЕНКА. Всем все понятно.
На Ваш взгляд, в чем преимущество журнала перед конкурентами?
В том, что начали первыми, нашли новую нишу, стали и первопроходцами и первооткрывателями. Причем это нашло отклик у нашей целевой аудитории. До сих пор девиз журнала: «На передовой дошкольного образования».
Нашим конкурентам, на мой взгляд, не удалость стать оригинальнее, внести что-то свое, новое. По-прежнему, концепция нашего журнала мне кажется более цельной, продуманной, системной. Она соответствует всем критериям системного подхода, пропагандистом и последователем которого является ваш покорный слуга.
Изменились ли за последние годы интересы читателей?
Увы, да. Подписчики уходят от нас. Куда? Ощущение, что в никуда. Клиповое мышление, ситуативное управление, снижение уровня осознанности и ответственности, усталость, безразличие, — все это приметы времени и людей, живущих в нем.
Говорят, что люди уходят в Интернет. Я в этом не уверена. В Интернете нет альтернативы системно выстроенным материалам по управлению ДОУ, которые мы даем в нашем журнале. Мы пытались остановить процесс умирания журнала, заказывали глубинное изучение потребностей нашей целевой аудитории, меняли подходы, форматы, сделали новый сайт и электронные журналы. Но дело, видимо, в общих тенденциях.
Печально это слышать. Но будем надеяться, что найдутся пути для нового витка развития журналов. Ведь самая темная ночь перед рассветом. Кстати, а в вашей жизни были моменты, когда хотелось все бросить и уйти?
Были. Два раза. И всего на несколько секунд. Первый раз, когда узнала, что горят склады. Второй, в 2020 году во время локдауна, когда меня предали самые близкие люди.
Что или кто помог Вам продолжать работу?
Кто нам помогает? Вопрос риторический. Ты сам себе главный помощник. Все, что есть в тебе — тело, душа, разум и дух — все для тебя и решения твоих задач. Я — здесь и сейчас — отвечаю за все, что происходит со мной и моей жизнью. Помогло продолжить работу осознание своего предназначения и наличие сил. Пока будут силы, буду работать. До последнего.
Силы дает дисциплина (подзабытое сегодня слово): утренняя зарядка, ходьба, спортзал, бассейн, тренировки, искусство, самообразование, творчество, рукоделие и т.д. Еще важно, чтобы твои усилия давали результат, тогда потраченная энергия возвращается сторицей. В моей компании это возможно благодаря усилиям прекрасного коллектива профессионалов своего дела, которыми я имею честь руководить.
А что делать, если нет сил? Если кажется, что все вокруг плохо?
Простой совет: составьте список того, что вас наполняет радостью. Для начала из 50 пунктов. И начните это делать. Постоянно. Силы вернутся.
Вы — современный и успешный лидер, у Вас большой опыт руководства компанией, которая динамично развивается. Каков рецепт успеха?
Рецепт простой: быть сильной Телом, Душой, Разумом, Духом.
Что для Вас значит быть лидером?
У меня есть эссе по этому поводу. Разрешите им поделиться.
Лидерство — это быть ответственным за свои поступки, совершать невозможное. Лидерство — вести за собой людей, давая одновременно им свободу и право выбора. Относиться к окружающим как сильным, равным партнерам.
Лидерство — это идти до конца своих сил к цели, выжимая их до последней капли, не останавливаться на 90%, даже на 99,9%. «Кровь из носа, а надо сделать», — так говорили мне в детстве. До крови часто и не доходит, просто в последний момент хочется увильнуть в сторону.
Лидерство — это создавать пространство вокруг себя для роста других. Уважать их в сделанном выборе. Поддерживать, быть рядом, когда другому тяжело, когда ты уверена, что можешь поддержать, помочь чем-то, дать что-то важное для человека.
Лидерство — это создание пространства для творчества собственного и команды. Быть лидером трудно, тяжело, ответственно, но интересно.
Я, Татьяна, — смелая, понимающая, искренняя, доверяющая женщина-лидер.
Какие, на Ваш взгляд, важнейшие профессиональные качества современного руководителя?
Ох! Трудный вопрос. Я много проводила семинаров по стране, где рассказывала об этом. Начинать нужно с основ — принципов. Для меня это целеполагание, осознанность, системность, творчество, патриотичность. Затем подтягивать общие навыки. А на них уже строить твердые навыки — «профессиональные качества»: умение планировать, мотивировать, обеспечивать ресурсами и контролировать.
Не уверена, что такая логика выстраивания своей личности присутствует в нашей жизни. Откуда такой вывод? Из отзывов: «Ну зачем снова об общем! Лучше дайте конкретные навыки!» Хотя основам я всего-то полчаса выделяю. Но, тем не менее… Та же история и с логикой развития ребенка. Получается что-то вроде: учим мелкой моторике, не развивая общую… На рынке столько красивых, наверное, нужных, но очень узких методик развития ребенка. А в школе детям легче не становится.
Ощущение, что мы теряем что-то очень важное. Уход во внешний (конечно же, прекрасный!) мир должен сочетаться с глубокой внутренней работой по улучшению себя. Но это очень сложный процесс.
Последние годы я много занимаюсь развитием себя, своего внутреннего, духовного мира. Мне есть чем поделиться, о чем рассказать. Я даже мечтала школу свою открыть, и Центр образования, созданный на базе нашего издательства, базируется на осознанности и творчестве.
Знаете, как говорится: «если бы молодость знала, если бы старость могла»! (Смеется.) Если бы хватало на все времени и сил, если бы ряды единомышленников не разрывали ли бы отрицательные энергии. Наверное, сейчас во мне говорит мудрость, накопленная за годы выживания в сложных условиях нашей реальности. И выход вижу только в непрерывном развитии себя и окружающего себя пространства. Движение — жизнь, остановка — смерть. Поэтому важнейшее профессиональное качество современного руководителя — постоянно двигаться вперед и вверх, вовлекая в это движение окружающее его пространство!
Кстати об окружении. Издательство сегодня — это большой коллектив, сплоченная команда. На что Вы обращаете внимание при подобрее персонала?
В компании работает более 100 сотрудников. Приоритетные качества в каждой должности свои. Если человек приходит устраиваться на работу в нашу компанию, значит, его что-то привлекло? Наш продукт, идея, личность? Уже за это нужно быть благодарным. Затем после отбора мы берем на работу сотрудника, сопровождаем его, учим, воспитываем, помогаем преодолевать трудности. И вот он работает уже больше года, значит, прижился.
А если не прижился? Кто виноват? Он? Или компания? В «Сфере» скрупулезно продумана система подбора кадров, введения в должность, работа с кадрами. Тем не менее, мы иногда ошибаемся. Поверьте, каждый уход болезнен. Поэтому мы все время в поиске решения кадровых вопросов. Не останавливаемся. Думаем, принимаем решения, действуем. Улучшение компании — это, пожалуй, и есть приоритет.
Что необходимо для повышения профессионального и личностного роста членам коллектива?
Ну и вопросы у Вас. Провокационные! (Улыбается.) Для начала, необходимо разделять ценности и цели компании. Если это есть, то остальному мы научим.
Давайте поговорим о более глобальных материях. Какие проблемы в сфере дошкольного образования Вы бы выделили в числе приоритетных? Есть ли у издательства возможности для их решения?
Приоритетная проблема — быть на стороне ребенка. Отсюда и плясать. Всем: от президента до нянечки.
У издательства «Сфера» есть и возможность, и потребность поддержать воспитателей и родителей — дать все инструменты сопровождения ребенка на всех этапах дошкольного детства. Дать такую технологию управления, с помощью которой можно создать атмосферу радости и любви в организации.
Мы же придумали много интересных проектов. Но, наверное, в рамках одного интервью обо всем не расскажешь. Давайте я в отдельной статье расскажу о нашей поддержке детских садов, о родительском проекте «Детский сад онлайн» и о многом другом.
Как бы Вы определили миссию журнала вчера, сегодня и завтра?
Миссия — это такое дело… Если она действительно миссия — то она одна и для вчера, и для сегодня, и для завтра. Мы формулировали нашу миссию всей командой издательства. Каждый добавил в нее частичку себя. И лучше, чем наш коллективный разум, не скажу. Поэтому процитирую. Миссия издательства «Сфера»: «Улучшать качество жизни людей, способствуя их просвещению. Мы делаем это возможным, выпуская полезную, качественную печатную продукцию и учебные курсы по реализации передовых педагогических программ и технологий для образования будущих поколений.
Мы помогаем создавать в каждой семье и в каждой образовательной организации радостную атмосферу и воспитывать разумного, здорового, любящего, счастливого ребенка, что станет основой его успешности во взрослой жизни, поможет ему сделать наш мир лучше».
Какие уроки жизни Вы считаете самыми главными?
Все главное: «Жизнь — цепь, а мелочи в ней звенья, нельзя звену не придавать значенья». Я иногда пишу стихи. В коротких строчках можно передать смысл жизни:
Бумага шуршит,
И ладонь с удивлением гладит
Листок, на который
Опущен задумчивый взгляд.
В цветке малахита
Свеча на столе догорает,
А я с наслажденьем
Вдыхаю ее аромат.
Движенье руки.
И музыка шарика ручки,
Скользящего в вальсе,
Как лучшее па танцовщиц.
Где смысл? В этих строчках —
Застывших следах на бумаге?
Иль в звуке письма
И шершавости этих страниц?
В раздумьях и мыслях
О смыслах и судьбах Вселенной,
Поднявшись над миром,
Вобрав в себя тысячи лет,
В немом восхищенье
Задумалась о сокровенном,
В простом и привычном
Увидев Божественный свет.
Наш журнал — это весомая часть того Дела, которое каждый день делает «Сфера». Дай Бог нам долгой жизни, сил, мудрости, любви. Вместе с нашими читателями — мы великая сила!