У нас в гостях
Бикетова Наталья Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 20 «Золотой ключик», г. Пушкино Московской обл.
Уважаемая Наталья Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о «Золотом ключике».
Образовательный процесс в детском саду осуществляется в соответствии с основной образовательной программой и стандартом ФГОС ДО. Работа традиционно ведется по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Много внимания уделяется дополнительному образованию детей. Выбирая направления дополнительного образования, мы ориентировались на индивидуальные особенности и способности детей, а также запросы и пожелания родителей, которые предварительно тщательно изучили.
В детском саду работаю кружки физкультурно-оздоровительной, технической, художественной направленности, кружок по социально-коммуникативному развитию: «Английский язык», «Баскетбол», «Лего-конструирование», «Пластилиновое чудо», «Юный художник», «Творческая мастерская». Мы постарались выбрать разные направления, но делаем упор на физическое развитие, так как для современных детей это актуально: малыши стали меньше двигаться, а для многих видов спорта дошкольный возраст является стартовым в развитии двигательных навыков и качеств. В следующем году обязательно появится детский фитнес, мини-футбол, ритмика. Для этого в детском саду есть все необходимое оборудование и инвентарь. Также будет кружок по парциальной образовательной программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» и «Подготовка к школе». Стараемся отвечать запросам современных родителей.
Участвуют ли педагоги в конкурсах и проектах?
Одно из направлений, активно разрабатываемых современной педагогикой, — метод проектов. Творческий проект или исследовательский — это не просто комплекс мероприятий, как часто можно видеть, это, прежде всего, совместная деятельность взрослых и детей, направленная на решение проблемы, получение значимого для всех участников результата, обладающего субъективной, а иногда и объективной новизной. Мы стремились к тому, чтобы проекты включали самостоятельную работу детей, поэтому содержание их не было сложным, что обеспечивает максимально самостоятельную деятельность детей и родителей под руководством педагога.
В течение учебного года воспитателями детского сада были реализованы боле десяти разнообразных творческих и профессиональных проектов, ряд которых был представлен на региональном форуме «Педагогические секреты», прошедшем в г. Ивантеевке 4 апреля, а также на ежегодном фестивале педагогических идей, проведенном по традиции в г. Пушкино. Это такие известные и значительные проекты, как: «День Победы», «В гостях у сказки», «Космическое путешествие», «Динозавры», «Масленица», проекты по экологическому образованию, направленные на формирование системных знаний о природе и воспитание бережного отношения к ней: «Встречаем птиц», «Синичкин день», «Я росточек посажу» для младших групп детского сада. Особенно запомнился проект, направленный на поддержку семьи и воспитание ценностных ориентаций «Мама — солнышко мое» для детей пятого года жизни средняя группа, интересный, познавательный проект «Космос».
В прошлом учебном году детский сад стал лауреатом-победителем во всероссийском конкурсе «Образцовый детский сад 2019—2020 гг.». Принимали участие в районном этапе областного конкурса «Педагог года» в номинации «Воспитатель года».
Проекты, разработанные педагогами детского сада, были размещены на сайте премии Губернатора «Наше Подмосковье». Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях позволяет мне и нашему коллективу идти в ногу со временем, учиться у других и демонстрировать свой опыт.
Ежегодно детский сад принимает участие в районной спартакиаде «Вместе к рекордам!», в 2018 году мы заняли первое место, в 2019 — третье. В прошлом году пандемия не позволила провести данное мероприятие, но сегодня мы в форме и готовы к соревнованию.
В октябре прошлого года в АСОУ проходил региональный конкурс «Творческая лаборатория методиста по аттестации педагога — 2020», организованная региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности с целью совершенствования системы методического сопровождения аттестации педагогических работников Московской области. Тема конкурсной работы «Система методического сопровождения профессионального роста педагогов в процессе аттестации». В конкурсных работах представлен опыт педагогических работников из 40 образовательных организаций. Среди задач этого престижного конкурса:
— поддержка и распространение лучших практик методического сопровождения аттестации педагогических работников;
— формирование банка методических разработок;
— создание условий для повышения эффективности и качества профессиональной деятельности педагогических работников области.
Конкурсный материал представлялся в форме развернутого описания системы методического сопровождения и работы с педагогами. Мне удалось стать призером конкурса и занять второе место. Участие в этом мероприятии помимо профессиональных знаний дало мне уверенности в том, что мы двигаемся в правильном направлении, увидеть и оценить опыт коллег, расширить опыт публичных выступлений.
Ну и, наверное, стоит упомянуть один из последних конкурсов «Лучший детский сад», проводимый в мае этого года среди ДОО Московской области и организованный Управлением образования администрации Пушкинского городского округа с целью выявления, обобщения и распространения инновационного опыта работы образовательных организаций. Оценивались:
— имидж образовательной организации (информационная открытость, презентация в СМИ, наличие сайта с актуальной информацией);
— кадровое и методическое, нормативное правовое обеспечение условия среды и пространства организации с точки зрения ее доступности и открытости;
— содержание образования вариативность и результативность.
Участие в конкурсе позволило нам мобилизовать силы, в оперативные сроки качественно улучшить работу по данным направлениям еще больше сплотить коллектив, поработать над созданием и развитием имиджа организации, привлечь к себе внимание родителей, общественности и СМИ, обеспечить еще большую открытость, проанализировать и объективно оценить свой уровень. Считаю, что участие в конкурсах и проектах дает очень многое и не нужно бояться в них участвовать.
Скажите, пожалуйста, как организуется работа с родителями?
Наш детский сад тесно сотрудничает с родителями. Используются разнообразные формы работы. Взаимодействие педагогов и специалистов с семьей предполагает построение новых отношений, поиск инновационных форм, которые были бы интересны родителям, поддерживали их активность и инициативу.
Мы поддерживаем идею о том, что взаимодействие должно строиться не только на обмене информацией, а на основе совместной деятельности и диалога как личностно-равноправного общения, обмена опытом. Нельзя отрицать опыт семейного воспитания, он демонстрирует много интересных идей и находок. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями — это три постулата: взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие.
Наши родители принимают участие в подготовке и проведении утренников, спортивных досугов и праздников — «День защитника Отечества», «День космонавтики». Родители участвовали в подготовке спектаклей «Теремок», «Колобок», которые были инсценированы детьми подготовительной группы. Также в каждой группе есть информационный уголок для родителей, где педагоги размещают нужную и интересную информацию.
В детском саду работает педагог-психолог, который консультирует педагогов и родителей по вопросам выстраивания эффективного общения с детьми и друг с другом. Семьи воспитанников помогали ребятам изготавливать работы для участия в конкурсах, проводимых в детском саду: конкурс детских рисунков к Дню дошкольного работника, «Осенняя деревня», «Танец елочных игрушек», «Волшебство своими руками», творческий конкурс «Улыбка весны», посвященный Международному женскому дню 8 Марта.
Как организована образовательная среда в детском саду?
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Мы считаем, что в нашем детском саду созданы оптимальные условия для осуществления образовательного процесса. У нас прекрасно оборудованы прогулочные площадки, в том числе и с точки зрения безопасности. Есть горки, песочницы, просторные веранды с кладовыми для хранения выносного материала. Для закрепления основных видов движений есть модули для лазания, упражнений в равновесии, чтобы дети могли заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе. На территории есть спортивная площадка, оборудованная необходимыми снарядами и приспособлениями для спортивных игр (баскетбол, футбол и др.).
В здании светлые и просторные физкультурный и музыкальный залы, кабинет психолога, компьютерный класс, кабинеты дополнительного образования. Групповые комнаты позволяют реализовывать требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.
Значительная часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, учитывают строгие требования охраны и укрепления здоровья, а также способствуют коррекции недостатков их развития. Среда должна стимулировать двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Организуя среду нужно стремиться к тому, чтобы обеспечивать возможность для максимального и плодотворного взаимодействия и общения детей со сверстниками и разных возрастов, взрослыми — как сотрудниками, так и родителями. Мы сделали акцент на том, чтобы среда обеспечивала условия для инклюзивного образования, учитывала национальные, культурные традиции и в тоже время была содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Считаю, что важно придерживаться требований к полифункциональности среды, когда предметы в группе могут быт использованы в разных видах деятельности и любым способом, стараемся, чтобы в ней были и природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Ну и, конечно, требование к безопасности среды выходит на первый план. Необходимо дополнительно обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам, здесь отдаем предпочтение активизирующим познавательную деятельность средствам: дидактические игры, технические устройства и игрушки, модели, которые используются в эколого-образовательной работе и развитию элементарных математических представлений, предметы для познавательно-исследовательской деятельности, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Стараемся учитывать интересы как мальчиков, так и девочек особенно при подобрее аксессуаров для сюжетно-ролевых игр. В старших группах считаю необходимым иметь различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой (подвижный алфавит, таблицы, книги, настольно-печатные игры с цифрами, геометрическими фигурами, буквами, ребусами), материалы для подготовки к школе и атрибуты для игры «Школа», и, конечно, стимулирующие развитие социализации и познавательной активности детей (энциклопедии, иллюстрированные издания, журналы, плакаты о животном и растительном мире планеты, космосе, доисторических животных, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты). Насыщенная предметно-развивающая среда таким образом становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Важно, чтобы среда имела открытый характер и могла оперативно меняться.
Планируем использование холлов как элементов развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Направление одной из годовых задач было художественно-эстетическое развитие, итогом стало создание двух мини-музеев: «Богородская игрушка» и «Русские народные куклы».
Как организована работа с педагогами? На какие профессиональные и личностные качества, Вы обращаете внимание при приеме на работу нового сотрудника?
Я считаю, что случайные люди в этой профессии не задерживаются, так как она требует большой отдачи как физических, эмоциональных, так и душевных сил. У нас довольно стабильный коллектив, педагоги и сотрудники работают вместе с начала открытия детского сада, уже шесть лет. Когда приходит новый специалист важно почувствовать в нем стремление к саморазвитию, готовность учиться, ну и, конечно, это должен быть позитивный, активный и доброжелательный человек. И не так важен возраст и опыт, как желание работать с детьми и самоотдача. Чего не хватает начинающим педагогам? Наверное, практики. Сейчас, как мне кажется, в вузах все еще очень много внимания уделяется теоретической подготовке, а как имеющиеся знания и умения правильно применить начинающий специалист не знает, не хватает самостоятельности мышления, стремления к творческому поиску. А практикам со стажем тоже есть чему поучиться у молодых, например, в плане освоения информационно-коммуникационных технологий.
В детском саду организовано наставничество, в рамках которого молодые специалисты получают все необходимые знания от старших коллег, старший воспитатель регулярно проводит консультации. Проводятся «Методические часы», где мы вспоминаем или знакомимся с различными методиками по всем областям развития. Создается электронная библиотека для коллег. Педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации. Наиболее предпочитаемыми и интересными были курсы, развивающие компетенции в области организации дополнительного образования детей, оказание первой помощи.
Каждый педагог детского сада в течение года работал над темой самообразования и в конце учебного года поделился своими знаниями с коллегами на семинаре. В своей работе уделяю особое внимание, чтобы педагоги повышали профессиональную компетентность, при этом важно на высоком уровне сохранять и профессиональную мотивацию, требования времени — повышать технологическую культуру педагогов, социальный статус работника ДОО.
Мы стремимся к качественному образованию и среди приоритетных задач выделили повышение коэффициента здоровья детей за счет:
— внедрения здоровьесберегающих технологий и формирования основ культуры здоровья;
— внедрения игровых технологий;
— увеличения числа педагогов, применяющих развивающие игровые технологии, осваивающих новые дистанционные технологии, представляющих передовой и инновационный опыт на семинарах, конференциях, в публикациях в научных и научно-практических журналах;
— оснащенности педагогического процесса современным развивающим игровым оборудованием;
— повышения уровня педагогической грамотности родителей в области организации игровой деятельности и вопросах воспитания детей.
Для этого необходимо создание базы методических разработок с использованием ИКТ, применение различных форм получения дошкольного образования, дальнейшее улучшение качества личностно ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников.
В чем сложность управленческой деятельности?
Сложности заключаются в том, что руководителю зачастую не удается реализовать замыслы инновационных преобразований, поскольку инновационные процессы как объект управления качественно отличаются от учебно-воспитательных процессов и требуют других способов реализации управленческих функций. Решение задач, стоящих перед обновляющимся образованием зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой — от внедрения в практику новых научно-педагогических технологий и достижений в области управления. Среди таких новшеств — концепция управления по результатам. Направленность всей системы управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей образовательных организаций, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.
Еще одной проблемой управленческой деятельности остается противоречие между децентрализацией управления, приведшей к расширению прав и самостоятельности образовательных учреждений и жесткой регламентацией управленческой деятельности нормативными документами, а также недостаточная правовая компетентность руководителя.
Какие знания и профессиональные качества необходимы современному руководителю?
Современный администратор — это эффективный менеджер, прежде всего обладающий не только компетентностью в своей области, но и рядом других. Помимо прочих, хочу все-таки сделать акцент на недостаточной правовой компетенции руководителей, которая нуждается в постоянном совершенствовании. Сейчас с этой целью разработаны различные практико-ориентированные программы повышения квалификации управленческих кадров, переподготовки, краткосрочных курсов. Однако это не решает проблему в полной мере, так как часто требуется принятие решения оперативно.
Для современного эффективного руководителя характерны:
— умение сочетать способность к поиску и восприятию и анализу оперативной информации на различных ресурсах;
— способность к анализу экономической и политической ситуации с широким пониманием социальных, правовых отношений;
— способность к комбинированию разных аналитических подходов и технологий;
— умение работать в команде, эффективно разрешать конфликты, обладать исследовательскими навыками.
Для того чтобы стать эффективным руководителем, необходимо четко отслеживать, при выполнении каких управленческих функций у вас самих возникают проблемы, т.е. обладать развитой рефлексией.
Что вы пожелаете читателям журнала?
В заключении хочу пожелать коллегам успехов в сложной и многогранной управленческой работе, взаимопонимания и поддержки в коллективах, исполнения задуманного. Педагогам хочу напомнить слова В.А. Сухомлинского, которые стали моим профессиональным девизом: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». От всей души желаю, чтобы эти звуки были поистине прекрасны.
Беседовала О.Г. Чугайнова