Гермогенова Е.В.,
руководитель, дошкольное отделение, Академическая гимназия № 56, коуч международного уровня PCCICF, ментор, тренер, Санкт-Петербург
Аннотация. В статье раскрываются важность и необходимость реализации коучинговых технологий в образовательном процессе для решения задач, продиктованных ФГОС ДО, подчеркивается, что это возможно в работе с обучающимися, только если руководитель и педагоги сами освоят данную технологию. Показаны преимущества коучинговых технологий, инструменты и принципы реализации, даются рекомендации по построению доверительных отношений руководителя и сотрудников образовательной организации.
Ключевые слова. Коучинговые технологии, экологическое общение, диалог, ФГОС ДО, единое образовательное пространство, коучинг.
Внедрение ФГОС ДО повлекло позитивные изменения в сфере дошкольного образования. Следует отметить, что вместе с положительными тенденциями наблюдаются некоторое сопротивление к нововведениям в педагогической среде. Основные цели ФГОС ДО:
— повышение социального статуса дошкольного образования;
— обеспечение государством равенства для каждого ребенка в получении качественного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
В этой связи выдвинутые в Стандарте принципы гуманизма, индивидуального и деятельностного подхода, субъектно-субъектных отношений как нельзя лучше перекликаются со всеми коучинговыми технологиями.
Автор гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Ученый придерживается таких принципов при работе с детьми:
— любить ребенка;
— очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
— проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в его жизнь и заслужить его доверие.
Следуя этим принципам, педагог чувствует детей, а те ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что дети уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.
Ш. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение детей полностью зависит от личности педагога, который должен:
— уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
— быть деятельным оптимистом, верить в результат;
— обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.
Практические технологии реализации личностно ориентированного образования в работе с дошкольниками как и система подготовки педагогов к реализации нового подхода пока все еще находятся на стадии зарождения. Все более отчетливо становится видно, что есть потребность в новых формах развития и обучения, которые бы соответствовали потребностям времени и были бы актуальны, интересны, нужны и работали бы эффективно.
Коучинг — инструмент, который позволяет педагогической общественности наиболее эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений и способствует успешному введению стандартов нового поколения.
Концептуальные основы коучинга всецело соответствуют концепции современного образования, которая обозначена во ФГОС. Коучинговый подход усилит компетенции современного руководителя, воспитателя, а также сократит дистанцию между всеми участниками образовательных отношений, которая в последнее время увеличилась.
В данном случае главная задача коучинга — помощь в обучении, помощь специалистам системы образования понять в первую очередь себя, развить softskills (гибкие навыки), оценить запросы свои и воспитанника, родителя, разобраться в проблемах и мобилизовать все свои ресурсы для дальнейшего развития, а также развития своих подопечных.
Здесь очень хорошо ложится принцип «педагогики успеха» (Е.И. Казакова) — опора на сильные стороны всех участников образовательного процесса. В результате мы понимаем, что база для внедрения коучинговых технологий уже создана, осталось только их применить. В условиях модернизации системы образования, а тем более в условиях быстро меняющейся действительности для более эффективного взаимодействия становится необходимым использование новых ресурсов. Развитие softskills воспитанников невозможно без развития навыков и новых компетенций самих педагогов и руководителей.
В приоритетном национальном проекте «Образование» говорится об ускорении модернизации российского образования, результатами которой станет «достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложены два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании:
— во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования;
— во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Коучинг — один из наиболее эффективных, а также апробированных инновационных механизмов. Основные принципы коучинга: безоценочность, недирективность, отсутствие указаний, осуждений, активное слушание — помогают создать пространство для более успешного построения коммуникаций, расширить горизонты сознания, развить навыки эффективного общения, сделать процесс обучения более продуктивным.
Для руководителей образовательных учреждений это глоток воздуха во взаимодействии с сотрудниками, новый недирективный подход, экологичное общение(основанное на принципах уважения к себе и партнеру, которое развивает, раскрывает потенциал личности и лучшие стороны друг друга), отношение ко всем и со всеми, дополнительные меры мотивации сотрудников и рост эффективности команды, создание лидеров в коллективе.
Рассмотрим некоторые инструменты и принципы, которые перекликаются с требованиями ФГОС, уже доказавшие свою эффективность в работе.
Плюсы использования коучинговых технологий в образовательном процессе и руководстве им заключаются в следующем:
— повышается эффективность педагогической деятельности;
— приобретается навык постановки перед собой и обучающимися реальных и релевантных целей;
— появляется возможность более четко ставить жизненные цели на кратко- и долгосрочную перспективу;
— возможность профессионального самоопределения;
— мощная мотивация к росту;
— развиваются навыки использования своего времени и планирования, проектирования;
— педагог или руководитель сможет более грамотно сопровождать обучающихся по жизненному и образовательному пути;
— улучшаются отношения с другими людьми;
— появляются возможности предупреждения и адекватного преодоления стресса;
— повышается уверенность в себе за счет формирования осознанности и знания о своих сильных сторонах и зонах роста;
— приобретается навык более эффективно и быстро преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства;
— профилактика профессионального выгорания.
Стоит также обратить внимание при реализации коучинговых технологий на то, что мы создаем единое образовательное пространство, а в него входит намного больше, чем мы думали еще пару лет назад. Это пространство дошкольной образовательной или любой другой образовательной организации и то, что рядом — пространство семьи и пространство внутри нас.
Положительный результат взаимодействия семьи и образовательной организации может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (далее ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Важным признаком и одновременно условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОО. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса. Вот так описывается ЕОП в различных источниках, и мы понимаем, что его создание невозможно без создания высочайшего уровня доверия.
В зависимости не только от человека, но и от конкретной ситуации то самое «доверие» может принимать различные смысловые обороты. К примеру, человеку, имеющему открытое сердце и не знающему что такое предательство, гораздо легче проявлять свое доверие по отношению к людям. Чего не скажешь о тех, кто не так давно отошел от оскорбительных и унизительных отношений. Что уж говорить об образовательных организациях, в которые приходят родители со своим опытом, и заполучить их доверие становится уже нашей задачей.
Также задачей эффективного руководителя выступает завоевание доверия своих сотрудников. Как создать пространство доверия?
1. Принцип признания своих ошибок.Каждый из нас совершает ошибки, но далеко не каждый способен в этом признаться даже себе самому. Мы здесь говорим о принятии решений — это задача руководителя, но порой бывают и ошибки, как говорится: кто не работает, тот не совершает ошибок, «на ошибках учатся».
2. Принцип последовательности. Требуя ответственности и выполнения требований и плана от коллектива, следует демонстрировать это на своем примере. Например, в конце года можно показать то, чего достигли именно вы как руководитель. Также при проведении индивидуальных бесед с сотрудниками можно создать презентацию по данной беседе с самим собой или с одним из своих замов. Покажите последовательность, то, как вы ставите цели, как их достигаете, какие препятствия бывают, и как вы с ними справляетесь.
3. Принцип трансляции доверия и делегирование. Следует транслировать свое доверие команде. Да, порой может быть нелегко. Каким образом можно показать доверие? Лучше всего делегировать полномочия, доверять какие-либо ответственные дела — многие сотрудники с удовольствием возьмут ответственность за многие проекты. При этом нужно поработать над мотивацией сотрудников.
4. Принцип внимательности и доброжелательности. Очень полезно активизировать навык активного слушания, проявлять внимание к нуждам сотрудников. Стараться быть безоценочными, опираться на факты. А как можно узнать их? Задавайте вопросы, чаще беседуйте, будьте открыты.
5. Принцип искреннего интереса жизнью сотрудников. Проявление неподдельного интереса по отношению в значительной степени помогает правильно выстраивать отношения, а также в значительной мере укреплять чувство доверия. Подобные действия со стороны руководителя имеют решающее значение для дальнейшего развития и поддержания взаимности и понимания. При проявлении интереса демонстрируется отзывчивость. Когда партнер ощущает исходящую искренность, взамен легко получить столь желанное доверие.
6. Принцип познания себя быть примером. Самосознание — это способность понять черты своего характера, своих чувств и желаний. Известный психолог Н.С. Рассел говорит о самосознании как о «золотом ключике» к поиску доверия в отношениях. «В большинстве своем людям не свойственно понимать, что их поступки сигнализируют и передают информацию о них другим людям. Нельзя делать поступки осознанно, исключая при этом познание себя». Невозможно выстроить доверие в отношениях, когда ваши поступки сигнализируют обратное.
7. Принцип уважения и пунктуальности. Умение распоряжаться своим временем — это и уважение к людям. Руководителю следует показывать пример эффективного тайм-менеджмента, чаще общаться и обращаться с опросами, используя максимум обратной связи.
8. Принцип созидательного конфликта. Следует решать конфликтные ситуации сразу и корректно со знанием дела. Разрешать конфликт в спокойном состоянии, проявлять вежливость, такт и корректность.
Итак, следует строить свое общение с людьми таким образом, чтобы они могли доверять вам. Взамен вы почувствуете легкость в умении доверять другим. Одним словом — это тот самый «круг доверия». В нынешнее время любой педагог и руководитель больше является наставником. Обратите внимание на существенные отличия наставника и коуча (см. таблицу).
Таблица
Отличие роли наставника и коуча
Наставник | Партнер (коуч) |
1 | 2 |
Что делает? | |
С помощью правил, инструктирования, чаще властных и дисциплинарных методов, систематического контроля направляет деятельность коллег на решение педагогических задач. Осуществляет индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого, обеспечивая успешное освоение знаний, навыков и умений (в большинстве случаев знания в навык не переходят) |
С помощью открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, поддерживает и стимулирует активность в достижении успеха и сопровождает в долговременном индивидуально-личностном развитии. Производит и поддерживает рефлексию обучающихся или коллег своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, проектирования индивидуального образовательного маршрута, индивидуально-личностного саморазвития |
Установка | |
Обучающемуся взрослому или ребенку требуется обучение, так как сам он не может научиться и это опасно. Учить можно в зоне актуального состояния. Есть предпосылки того, что тот, кто обучается, не сделает больше того, что в нем есть и заложено | У каждого независимо от возраста есть все необходимые ресурсы видеть, исследовать, находить сильные стороны и на них опираться; обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым. Каждый делает в данной ситуации наилучший выбор для себя. В основе любого действия — позитивное намерение |
Методы и технологии | |
Правила, инструкции, указания. Объяснения и иллюстрации темы, показ и обучение алгоритмам. Контроль качества усвоения знания, умений и навыков (ЗУН), а также поведения. Оценка, связанная не только с ЗУН, но и соответствие нормам поведения |
Достижение знаний теории средствами опыта, беседа с помощью открытых вопросов, лестница достижений и успехов, шкала знания. Использование всех вербальных методов и высочайших личностных качеств. Использование метода активного или глубинного слушания. Индивидуальные и групповые сессии, партнерское сотрудничество и др. |
Мы не говорим о тотальном внедрении коучинговых технологий в образовательный процесс, хотя почему бы и нет. Основная задача — рост осознанности педагога и руководителя, его успех, мотивация, развитие «гибких» навыков педагога. Как мы можем развивать современные компетенции в детях, если сами ими не владеем...
Литература
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р.) [Электронный ресурс]: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 № Пр-271.
Приоритетный национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]: //http:/mon.gov.ru/pro/pnpo/.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.