Парамонова Маргарита Юрьевна,
декан факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (Москва), модерировала дискуссионную площадку «Непрерывная подготовка и развитие педагога дошкольного образования». Ее выступление, открывшее работу площадок второго дня съезда, стало отправной точкой для дальнейших выступлений и обсуждений дня.
5 и 6 декабря 2024 года состоялся VIII Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Это самое значимое событие для педагогического сообщества, всей системы дошкольного образования в нашей стране. Цель съезда — единое образовательное пространство, направленное на разностороннее, гармоничное развитие и эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, воспитание патриотичной и социально активной личности в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
Российская система дошкольного образования имеет огромное значение для развития человеческого капитала страны. Это первый уровень социального института образования, и на этом этапе предо пределяется многое в последующей жизни взрослого человека. С каждым годом повышаются требования к дошкольному образованию, в том числе к формам его получения. Меняется и сама позиция общества, родительского сообщества, которое из заказчика превращается в активного участника образовательного процесса.
Дошкольное образование — это не просто подготовка ребенка к школе, это формирование ценностей, разностороннее развитие, основа, фундамент развития личности ребенка, базис для дальнейшего жизненного пути. Важность этого этапа в развитии человека нельзя недооценивать. Он способствует развитию социальных, когнитивных и творческих навыков, формирует основу для успешной будущей учебы в школе и адаптации в обществе. Именно педагоги дошкольных образовательных организаций играют существенную роль в формировании личности каждого воспитанника, и этот бесценный вклад в будущее государства должен быть признан обществом.
Сегодня важны интеграция, объединение ресурсов основного и дополнительного образования, развитие сетевого взаимодействия, необходимы новые конструктивные решения для развития кадрового потенциала системы дошкольного образования. Говоря о подготовке педагогов дошкольного образования и тех современных вызовах, которые сегодня существуют, нужно понимать основные направления развития отрасли. Разумеется, в одном коротком выступлении невозможно раскрыть все проблемные зоны и обозначить пути решения, но все же мы постараемся это сделать.
Повышение требований к современному педагогу дошкольного образования
В настоящее время к педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, требования повышаются постоянно: со стороны родителей, общества, педагогического сообщества, государства.
Если задуматься и составить список ключевых компетенций, которыми должен обладать современный педагог дошкольного образования, особенно в наш век цифровизации, то можно заметить, что он постоянно пополняется, добавляются новые навыки и умения. Фактически получается, что педагог должен быть уникальной личностью и просто уникальным специалистом, человеком, обладающим фундаментальными знаниями, непрерывно осваивающим и уверенно применяющим современные методики и различ ные технологии.
В МПГУ в 2021 г. проводилось большое исследование, в котором принимали участие и педагоги, и родители. И по давляющее большинство роди телей отмечали, что для них помимо профессиональных качеств очень важна личность педагога. В итогах исследования выделен ряд личностно профессиональных компетенций современного педагога.
Как для родителей, так и для государства очевидно, что помимо успешного владения всевозможными навыками и умениями, продиктованными современными вызовами и применяемыми на практике, педагог должен быть высоконравственной личностью. Не может воспитать патриота человек, который не очень любит свою Родину. Чтобы воспитать любовь к Родине, нужно самому любить Родину. И вопрос воспитания будущих педагогов — это важное направление работы профильных вузов и колледжей нашей страны.
Сегодня все понимают, как для России важен суверенитет — как технологический, так и мировоззренческий. И в этом направлении нужно работать на всех уровнях образования.
Какие объективные вызовы системы дошкольного образвания, подтверждающиеся статистикой, можно наблюдать сегодня?
Кадровое обеспечение системы дошкольного образования
Первая проблема, подтверждаемая цифрами, с которой мы сталкиваемся, — сокращение количества педагогических работников. Это связано и с демографией (изменчивый показатель) — детей рождается то больше, то меньше, и, соответственно, потребность в педагогах тоже изменяется.
Следующая проблема, которую невозможно не замечать, — старение педагогических кадров в дошкольном об разовании. Сегодня в отрасли работает большое количество людей пред- и пенсионного возраста. И вовлечение в профессию молодых талантливых, энергичных, ярких, влюбленных в дошкольное дело педагогов — глобальная задача педагогического сообщества.
В отрасль нужно привлекать молодежь, но здесь срабатывает отрицательный маркер — недостаточный престиж профессии «педагог дошкольного образования».
Подготовка кадров для системы дошкольного образования
Следующая глобальная проблема — это уровень образования, профильное образование (наличие его или отсутствие) сотрудников ДОО.
К сожалению, в детских садах работает большое колич ство сотрудников, не имеющих базового профильного образования. Многие из них заканчивали курсы повышения квалификации или осваивали программы переподготовки, что, конечно же, не обеспечивает должного уровня образования, аналогичного качеству образования, предоставляемого в колледже или вузе. Посудите сами: подготовка будущего педагога в профильной образовательной организации занимает от трех до шести лет, переподготовка же длится от 250 часов.
Еще одна задача, которую нужно решать, — это бесшовный переход, преемственность между уровнями образования — переход от до школьного образования к начальному, от начального образования — к основной школе, от среднего профессионального образования — к высшему. Необходимо разрабатывать и применять модели, которые будут обеспечивать преемственность и максимально удобный переход на новый уровень. На рисунке 3 схематично, в виде ступеней лестницы, представлены уровни образования, отражена тенденция: чем выше уровень квалификации образования, тем меньшее число специалистов стремятся его получать.
Вместе с тем в профессио нальном педагогическом сообществе хорошо знают, что чем меньше возраст ребенка, тем более высокий уровень квалификации должен быть у педагога.
Инфографика на рисунке 2 опять-таки отражает действительность: педагогических кадров высшей квалификации в сегодняшнем дошкольном образовании очень мало. Количество диссертационных исследований в области дошкольной педагогики значительно снизилось, в стране работает всего два профильных диссертационных совета. И такая динамика также должна стать темой для обсуждения и поиска решения для изменения ситуации.
Стратегия развития образования до 2036 года
Каковы же перспективы для личностного развития и профессионального роста педагогов дошкольного обра зования?
В условиях единого образовательного пространства, которое предоставляет новые возможности качественного образования и воспитания, необходимо выработать единые подходы и к подготовке педагогов дошкольного образования. Здесь важно отметить, что в настоящее время разработано «Ядро высшего педагогического образования», уже реализуемое в вузах, но, к сожалению, пока в этом ядре отсутствует модуль «Дошкольное образование».
Работа в данном направлении уже ведется, и очень важно, чтобы ядро обеспечивало эти единые подходы к подготовке педагогов дошкольного образования в вузах и колледжах. Для обеспечения единого образовательного пространства важно проработать вопрос о единой базе учебников, учебных материалов и пособий — необходима актуализация нормативно-правовой базы, преемственность ФГОС СПО и ФГОС ВО по педагогическим направлениям.
В настоящее время разрабатывается стратегия развития отечественной системы образования, а дошкольное образование как неотъемлемая часть общей системы образования является важным сегментом этой работы.
Предполагается, что модуль «Дошкольное образование» в «Ядре высшего педагогиче ского образования» может содержать такие дисциплины, как «Психология дошкольного детства с практикумом», «Психологическая диагностика детского развития», «Дошкольная педагогика», «Педагогическая диагностика с практикумом», «Дошкольное образование в едином образовательном пространстве РФ», «Практикум по разработке ОП ДО», «Развитие детей дошкольного возраста: теория и методика (по ОО)», «Создание РППС в ДОО», «Организация детских видов деятельности», «Взаимодействие с родителями».
Повышение привлекательности профессии педагога до школьного образования. Как повысить престиж, что для этого нужно сделать? Как привлечь талантливую молодежь в профессию?
Здесь срабатывает постулат: важно изменить отношение самих педагогов к своей профессии, тогда можно изменить отношение общества к профессии, которая так нужна для развития этого самого общества.
* * * В заключение выступления Маргарита Юрьевна призвала всех участников съезда работников дошкольного образования к конструктивному диалогу во благо будущего: «Сегодня от педагогического сообщества дошкольного образования зависит очень многое. Мы живем в такое удивительное время, когда могут быть услышаны и учтены каждый голос, каждое мнение. И мы все хотим, чтобы у современных дошкольников были лучшие педагоги!»