Екатерина Николаевна, рады встрече с Вами. В чем миссия педагога дошкольного образования и его роль в воспитании современного ребенка?
Миссия современного педагога дошкольного образования намного разнообразнее чем может показаться на первый взгляд. Педагог должен быть не только источником знаний и умений, но в первую очередь он должен помогать ребенку раскрыть его познавательный и творческий потенциал, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность во всех сферах детской деятельности. Педагог своим примером показывает правильное поведение и направляет в партнерских отношениях со сверстниками и взрослыми. Он должен уметь выстроить доверительные отношения с родительским коллективом, обозначив главенствующую роль семейного воспитания и обеспечив педагогическую поддержку родителям. Именно воспитатель — первый взрослый человек в жизни ребенка (после родителей), который играет огромную роль в становлении личности маленького человека.
С какими проблемами сталкиваются учителя начальных классов, оценивая готовность детей к обучению в школе?
В настоящее время учителя начальных классов сталкиваются с проблемами, которых не знали их коллеги лет 15–20 назад. Это проблемы не только поведенческого характера, но и образовательные, и возрастные. Современные дошкольники погружены в хаос информационного мира, который редко отслеживается взрослыми. И в этом насыщенном неструктурированном потоке теряются базовые знания, с которыми дошкольник должен прийти в первый класс.
Наиболее распространенные проблемы: недостаточный уровень развития речи (не умеют отгадывать загадки, объяснить смысл простых пословиц и поговорок, пересказать простой текст, не знают героев народных сказок, но хорошо ориентируются в современной мультипликации); узкий кругозор детей; массовые логопедические проблемы; не развита мелкая моторика рук (не могут держать карандаш, штриховать, раскрашивать, лепить и т.д.); недоразвитие памяти и внимания (не могут повторить цепочку слов, выучить простые стихотворения), пространственного мышления (ориентирование на листе бумаги, название и нахождение геометрических фигур). Многие дети не могут назвать свою фамилию и полные имена родителей, адрес проживания, путаются во временах годах, днях недели и т.д. В большей степени это дети, не посещающие детский сад, но есть и те, кто провел в саду несколько лет.
Каковы эффективные пути взаимодействия между детским садом и начальной школой?
В Москве уже много лет дошкольные отделения (детские сады) являются неотъемлемой частью школы. И это, на мой взгляд, очень здорово! Мы знаем своих детей с раннего возраста, их проблемы и достижения, знакомы с их семьями. К первому классу мы знаем о каждом воспитаннике буквально все благодаря эффективно выстроенной работе по преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. Этому способствуют и совместная методическая работа, и работа психолого-педагогической службы, и проведение мероприятий для детей и родителей как в дошкольных корпусах, так и школьных, участие в совместных проектах и многое другое. Именно целенаправленная совместная работа позволяет добиться максимальных результатов и достичь поставленных целей.
Какие проблемы волнуют сегодня родителей дошкольников и первоклассников?
Как и всегда, каждого родителя волнует успешность ребенка в будущем. Современный родитель ждет, что за годы обучения в школе ребенок получит багаж знаний и навыков, позволяющий построить карьеру, добиться успехов в жизни. Но это глобально (стратегически).
Если подходить к вопросу более конкретно и не фокусироваться на стратегических целях, то это целый ряд проблем: тревога по поводу смены статуса ребенка (был дошкольник — стал ученик), обстановки и окружения, появление новых обязанностей у ребенка и родителя (особенно если это первый ребенок), система оценивания результатов обучения. У родителей возникают вопросы: «Как справится с этим ребенок?», «Справлюсь ли я как родитель?» И здесь важно организовать родителям психолого-педагогическую поддержку.
Родители также задаются вопросами, насколько готов ребенок к обучению в школе, всеми ли компетенциями владеет (коммуникативная, организационная, интеллектуальная и т.д.), нужно ли водить ребенка на подготовку к школе. И здесь важна слаженная работа воспитателя и учителя.
Немаловажное значение имеет и вхождение ребенка в новую обстановку, когда новые требования и правила могут вызвать у него стресс, тревожность, привести к школьной дезадаптации. Что с этим делать родителю? Как помочь? К кому обратиться? В период адаптации к школе дети могут демонстрировать нарушение дисциплины, непослушание, спорить с родителями, отказываться делать домашнее задание и т.д. В этот период у детей также могут наблюдаться изменения в поведении: они протестуют против навязанных им правил. Как помочь ребенку справиться с этим?
Еще одна проблема — это проблемы со сверстниками. В первом классе дети только знакомятся между собой и учатся выстраивать отношения друг с другом. На фоне этого часто возникают конфликты. Встревать ли родителям в детские конфликты? Как поступить, если ребенок постоянно жалуется на конфликт с кем-нибудь из одноклассников? Это зона ответственности школьного психолога, оказывающего сопровождение всем первоклассникам в период адаптации.
Есть еще одна проблема первоклассников — это детская забывчивость и невнимательность. Ребенок часто забывает, что ему нужно нарисовать рисунок или выполнить какое-то другое задание, забывает вещи в школе. Все это приводит к вопросам, как приучить быть ответственным, насколько родитель должен погружаться в домашние задания, до какого возраста нужно контролировать выполнение домашних заданий, не лишит ли постоянный контроль самостоятельности ребенка.
В школе меняется режима дня ребенка, он устает больше, чем в детском саду, из-за чего ему необходимо больше времени для отдыха и сна. Нужно к этому готовить уже в детском саду, и здесь важно взаимодействие воспитателя и учителя.
Родителей также волнует, к какому учителю попадет ребенок, как сложатся отношения с учителем. Ведь если ребенок и педагог не понимают и не признают друг друга, это отрицательно сказывается на учебном процессе и мотивации ребенка. Как родителю выстроить отношения с педагогом? Если совсем не складывается — стоит ли переводить ребенка в другой класс? Если своевременно подготовить к этому родителей, то тревог и сомнений у них будет меньше, а значит, и дети будут спокойнее и легче адаптироваться.
Как видите проблем немало, и чем лучше педагоги знают ребенка, тем и ему, и родителям легче дается переход из сада в началку. Поэтому комплекс «школа — сад» в этом плане очень удобен.
Какую психологическую поддержку может оказать школа для решения перечисленные Вами проблем?
На ступени подготовки к школе и первых месяцев посещения школы образовательная организация помогает психолого-педагогической поддержкой не только обучающимся, но и их родителям, ведь последние находятся в эмоциональной связке с ребенком: переживают они — переживает и ребенок. Все вопросы и проблемы, обозначенные выше, лучше отработать с родителями во время личных консультаций (беседа в спокойном тоне; объяснения, что через это проходят многие дети, что это нормальное явление и т.д.; как лучше организовать домашний режим и т.д.). Как в детском саду, так и в школе важно обеспечить систематическое информирование родителей о ребенке (его успехах и неудачах), в том числе по результатам диагностики ребенка; лектории, семинары для родителей как до поступления в школу, так и в период адаптации по вопросам обучения и развития будут хорошим средством профилактики дезадаптации.
Важно обсуждать с родителями результаты диагностики ребенка, помогать в выборе наиболее оптимальной траектории развития — занятия дома/в школе; повторный год в дошкольной организации, ресурсы города, получение заключения ЦПМПК для создания ИОМ в школе и т.д.
Для работы с обучающими важно организовать дошкольную подготовку для воспитанников, что помогает выровнять стартовые возможности будущих школьников и обеспечить их успешное вхождение в новое образовательное пространство. Хорошая форма работы — открытый курс «Введение в школьную жизнь», обеспечивающий психологическую адаптацию детей, знакомящий их с основными школьными правилами, стимулирующий развитие высших психических функций (произвольное внимание, память, мышление и воображение).
Как можно научить современных детей ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, решать проблемы, принимать и находить нестандартные творческие решения?
Родители, и педагоги понимают, что сейчас информация влияет на все стороны психического развития детей с раннего возраста, и это влияние возрастает. Школа, общение в коллективе, системе дополнительного образования могут в какой-то степени этому противостоять. Развитое чувство общности дает возможность ребенку в будущем создать адекватную схему окружающего мира. Важно максимально вовлекать ребенка в живое общение и диалог. Сознание ребенка развивается только в диалоге со взрослым, и важно этот диалог обеспечить. Необходимо научить ребенка обсуждать и оценивать любую полученную информацию.
Чтобы научить современных детей ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, решать проблемы и принимать нестандартные творческие решения, можно использовать методы проблемного обучения, структурированных игр, открытых вопросов, побуждающие детей активно мыслить, генерировать идеи и более уверенно выражать свои мысли.
Еще в детском саду важно поощрение самостоятельного решения повседневных вопросов. Например, планирование маршрута для прогулки, выбор одежды по погоде, игры для вечера или придумывание новых способов взаимодействия с игрушками. Нужно предлагать детям разные хобби. Это помогает развивать умения, формировать навыки, расширяет кругозор, учит заводить контакты и быстро вливаться в новую обстановку.
Большим потенциалом для подготовки к школе обладает познавательно-исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное получение новых и объективных знаний. Так, можно вовлечь детей в научно-техническое творчество, например через образовательную робототехнику, или использовать технологию ТРИЗ, сочетающую в себе проблемно-диалогическое обучение и развитие творческих способности детей.
Для развития воображения как основы творческого мышления важно получать много впечатлений, причем задействованы должны быть все органы чувств ребенка. Поэтому надо с раннего детства организовать среду, чтобы ребенок видел, слышал, чувствовал, проживал как можно больше самых разных игровых и бытовых ситуаций. Чтобы его воображение однажды раскрылось, как цветок, ребенок должен накопить хотя бы небольшой жизненный и чувственный опыт, который, подпитываясь детской природной любознательностью, приведет к созданию первых творений и успеху.
Я всегда призываю родителей: «Поддерживайте желания, интересы ваших детей! Помогайте им искать ответы на сложные вопросы и никогда не смейтесь над любыми, кажущимися самыми нелепыми идеями или несбыточными мечтами!»
Какие отечественные технологии и опыт Вы используете для развития у детей самостоятельности, инициативы и творчества?
Для поддержания детской инициативы, самостоятельности и творчества наши педагоги используют отечественные технологии, доказавшие свою эффективность не только в образовательных целях, но и в организации детской активности (например, «Детский совет» и «Ситуация»; «Модель трех вопросов» и т.д.), что позволяет ребенку быть полноправным участником образовательного процесса, проявлять инициативу в выборе действий, самостоятельно принимать решение и брать на себя ответственность за выполнение поставленных задач, реализовать свой творческий подход для достижения конечного результата. Технология «Зоны выбора» позволяет педагогу эффективно использовать пространство (группы, общие помещения и территорию ДОО) для создания центров активности, помогающих сделать видимым выбор ребенка в самостоятельной и организованной деятельности.
Какая работа проводится по воспитанию у детей готовности к межкультурной коммуникации?
Российская Федерация — многонациональное государство, поэтому одна из задач педагога — развитие у детей готовности к межкультурной коммуникации со сверстниками и взрослыми людьми. Информирование и беседы с детьми об особенностях культур, их многообразии, толерантном отношении к людям другой национальности, культуры, вероисповедания, особенностях межкультурной коммуникации — самый простой и доступный способ работы в данном направлении. Творческие задания (оформление выставок творческих работ по сказкам народов мира, организация мини-музеев костюмов народов России и ближнего зарубежья, проектная деятельность) помогают обогатить знания педагогов. Досуговые занятия позволяют ознакомить дошкольников с национальными костюмами народов, особенностями языка и национального декоративно-прикладного творчества. Особое внимание уделяется Дню народного единства, в котором принимают участие семьи наших воспитанников.
Каковы задачи и направления работы школы в духовно-патриотическом воспитании дошкольников?
Решая задачи духовно-патриотического воспитания, мы приобщаем детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа; создаем условия для формирования ценностного отношения к окружающему миру; обеспечиваем развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности. Придерживаясь задач ФОП ДО, начиная с младших групп дети знакомятся с символами государства (герб, флаг, гимн); осознают привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; приучаются бережно относиться к природе и всему живому; уважают труд (и свой в том числе); интересуются национальными традициями и др. Такая работа проводится с активным вовлечением родителей, непрерывно и последовательно, позволяя формировать духовно-нравственные ориентиры у воспитанников.
В чем, по Вашему опыту, заключается эффективность управления образовательной организацией?
Эффективность управления — это результаты работы организации. Если грамотное использование имеющихся или привлеченных ресурсов позволяет достичь поставленных задач и добиться запланированных результатов, управление можно назвать эффективным.
Перечислите три важных качества современного управленца, руководителя ДОО?
На мой взгляд, самое важное качество любого руководителя — его лидерство. Большинство сотрудников поддерживают политику руководителя и готовы добиваться поставленных целей, если руководитель — хороший лидер. Он нацелен на результат, умеет мотивировать команду и выстраивать коммуникации. Следующее важное качество — профессиональные знания. Именно они помогают руководителю видеть сильные и слабые стороны коллектива, правильно расставлять приоритеты в работе и добиваться результатов.
Еще одно из качеств, которое хотелось бы выделить, — стрессоустойчивость. Данное качество позволяет легче переносить эмоциональные и интеллектуальные перегрузки, сохранять выдержку в нестандартных ситуациях, сохраняя доброжелательный эмоциональный фон, что в наше время наиболее актуально.
Каков Ваш профессиональный девиз, выражающий ваше отношение к профессии педагога?
Древнегреческому философу Плутарху принадлежит высказывание: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь!» Настоящий педагог должен гореть своим делом, светить своим ученикам, зажигая в них желание узнавать новое и учиться!
Ваши пожелания начинающим руководителям.
Любите свою работу, уважайте ребенка, цените своих сотрудников, ставьте амбициозные цели и смело идите к их достижению. В этом случае результат не заставит себя долго ждать.
Беседовала О.Г. Чугайнова