Чебуркова Н.К.,
учитель-логопед средней общеобразовательной школы № 920, Москва
Фонематический слух — способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков — показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.
Ранее считалось, что фонематический слух должен быть сформирован к пяти годам, сейчас эта норма сдвинулась к семи, и, тем не менее, в первые классы общеобразовательных школ поступает значительное количество детей с недостаточно развитым фонематическим восприятием, что осложняет их обучение.
Формирование фонематического восприятия включает в себя развитие:
— слухового внимания и памяти;
— речевого слуха;
— фонематического слуха.
Развивать слуховое восприятие и соответственно речь детей целесообразно с неречевых звуков. Умение узнавать и различать их способствует развитию слухового внимания и памяти, без чего невозможно успешно научить детей слышать и дифференцировать фонемы.
С детьми проводятся игры, направленные:
— на узнавание звуков, издаваемых разными (стук палочки, звон стеклянной банки, гул машины и т.д.) и одним предметом (действия с бумагой: мять, шуршать, разрывать, разрезать, складывать), определяя характер их звучания;
— узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;
— определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;
— определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;
— воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании.
Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка. При этом количество предметов и игрушек увеличивается от 2 до 5—6, усложняя задачу определения звучания неречевых звуков. Дети внимательно слушают и запоминают звуки, издаваемые предметами, потом предметы прячут за ширму, а дети угадывают их по их звучанию.
Для игр с детьми используются игрушки, предметы с громким звучанием (барабан, гармонь), а затем постепенно включаются игрушки, звучащие менее интенсивно (погремушка, колокольчик), переходя впоследствии на использование предметов с тихим звучанием (шуршание бумаги, застегивание молнии).
Полностью статью читайте в журнале «Управление ДОУ». 2014. №5.