Единственный способ делать выдающуюся работу — искренне любить, то, что ты делаешь.
Стив Джобс
Любое логопедическое занятие, какова бы не была его цель (коррекция звукопроизношения, формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи и т.д.), обязательно должно быть четко структурировано. В занятии должны всегда прослеживаться основные этапы. Логопед, четко следуя от этапа к этапу, сможет эффективно использовать время занятия, а это, в свою очередь, благотворно отразится на динамике в работе специалиста. Ребенок, привыкнув к занятиям в определенной структуре, становится более организованным и собранным, что также способствует эффективности коррекционного воздействия.
Основным структурным компонентом занятия является его тема, в которой заявлены объект и предмет изучения. Важно помнить, что выбирать тему необходимо, опираясь на программу ДОО компенсирующего вида для детей с нарушениями речи; тематическое планирование или индивидуальный перспективный план работы с ребенком; время года, в период которого проводится занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников и т.п.)
Учитывая перечисленные выше требования приходим к выводу, что часто тема логопедического занятия бывает двойной, т.е. она сочетает в себе, например, лексическую тему и тема по коррекции звукопроизношения может сочетаться с темой по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи.
Чем же обусловлена необходимость организационной структуры занятия? Организационная схема занятия — инструмент для упорядоченного принятия решения неожиданных моментов на занятии, служит “связующим звеном” между участниками — другими специалистами, чтоб выстроить преемственность.
Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Какие задания показались интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?» Ответы могут помочь найти более близкий контакт с детьми и удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.
В заключительной части занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом. Когда логопед продумывает занятие, то он должен ориентироваться на детей, на их особенности и ресурсы, сделать занятие не только интересным, но и рассмотреть коррекционные и развивающие задачи,. И помните: что когда вы что-то делаете профессионально и и с любовью — это искусство.
С новыми идеями в новом году, главный редактор С.Ю. Танцюра