Клочко Р.В.,
учитель-логопед МДОУ ясли — сад № 281, г. Донецк
Аннотация. В статье представлено занятие для детей с ОНР с примене- нием технологии ТРИЗ. Творческие упражнения, используемые на за- нятии, развивают не только мелкую моторику, но и речь.
Предлагаем вашему вниманию логопедическое занятие с использованием ТРИЗ-технологий.
Цель: развитие связной речи детей с ОНР.
Задачи:
— учить озвучивать текст знакомой сказки, находить выход из проблемной ситуации, отвечать на вопросы полным предложением;
— продолжать учить правильно выполнять звуковой анализ слов, выделять первый звук в словах, различать гласные и согласные звуки;
— развивать диалогическую речь средствами элементов ТРИЗ, речевое дыхание, мелкую моторику, фонематический слух, творческое мышление, воображение;
— воспитывать любовь к сказке, дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование: проектор, магнитная доска, предметные картинки, воздушные фломастеры, листы бумаги, шаблоны моркови, массажные коврики, картонная коробка, овощи (морковь).
* * *
I. Вводная часть
Логопед. Ребята, сегодня к нам в детский сад приехали журналисты из телекомпании «Капитошка». Давайте их поприветствуем!
Один ребенок берет интервью у другого.
1-й ребенок. Здравствуйте, мои дорогие зрители. Меня зовут Татьяна. Я веду репортаж из детского сада «Матрешка». Сегодня у нас в студии находится один из воспитанников этого детского сада (фото 1).
II. Основная часть
1-й ребено к. Представьтесь, пожалуйста.
2-й ребен о к. Меня зовут Леня.
1-й ребенок. Сколько вам лет?
2-й ребено к. Мне шесть лет. 1-й ребено к. Что вы любите делать в детском саду?
2-й ребенок. Я люблю рисовать, петь и танцевать, в игры разные играть!
1-й ребенок. А сказки вы любите?
2-й ребенок. Очень!
1-й ребенок. Представляем вашему вниманию сказку «Заюшкина избушка».
Логопе д. Ребята, давайте представим, если бы зайчик оказался в лесу совершенно один, что ему делать? Как быть? Кто ему может помочь? Как мы можем помочь зайчику, который остался без жилья?
Дети дают свои варианты ответов.
Логопед предлагает детям нарисовать зайчику домик, в котором он будет жить.
Раскрашивание домика дружбы воздушными фломастерами
Посмотрите, у вас на столах лежат листы бумаги, шаблоны и воздушные фломастеры. Это не простые фломастеры, а выдувные. Почему их так назвали?
Дети отвечают.
Чтобы раскрасить этими фломастерами картинку, нужно сделать короткий вдох и длительный сильный выдох (фото 2).
Давайте изменим конец нашей сказки. Какие варианты вы предложите? Как бы вы хотели, чтобы закончилась эта сказка? Каких еще персонажей вы захотели бы пригласить в эту сказку?
Дети отвечают.
Ребята, давайте сделаем так, чтобы лисичка стала доброй и подружилась с зайчиком. Только как это сделать, я не знаю. Кто подскажет? Какие у вас будут идеи?
Дети фантазируют, предлагают свои варианты выхода из данной ситуации.
Нам нужен помощник. Ребята, может, позовем Машу из мультфильма. Она очень умная и сообразительная, сможет нам помочь.
Где ж нам Машу отыскать?
Как же нам ее позвать?
Дети предлагают варианты ответов.
Игра «Волшебные планшеты» (массаж пальцев)
Логопед. Ребята, у меня есть волшебные планшеты. Давайте напишем Маше сообщение, она прочитает его и обязательно к нам придет.
Дети пишут сообщение.
Что вы написали Маше?
Дет и. Маша, помоги нам, пожалуйста! Маша, приди к нам на помощь, помири зайчишку с лисой!
Работа с массажными ковриками (пальчиковая гимнастика)
Логопед. Ребята, вы написали сообщение. Теперь нужно его отправить. Сейчас мы произнесем волшебные слова, и оно дойдет до адресата.
У детей на коленях лежат массажные коврики. Они произносят слова и выполняют массажные движения.
Сим-салябим,
Дети двигают руками вверх-вниз.
Ахалай-бахалай.
Разводят руки в стороны.
Уськи-пуськи,
Делают круговые движения руками.
Ляськи-масяськи.
Раз, два, три, четыре, пять — Желанье будем исполнять.
Встреча с Машей
(из м/ф «Маша и Медведь»)
Логопед. Давайте поиграем.
Физкультминутка
Встанем дети ровно в круг, А затем присядем вдруг.
Дружно сделаем прыжок, Над головкою — хлопок. А сейчас идем по кругу, Улыбаемся друг другу.
Дети выполняют движения по тексту.
Маша
К вам пришла на помощь я. Чем могу помочь, друзья?
Логопед. Мы хотим сделать так, чтобы зайка с лисичкой стали друзьями. А как это сделать, не знаем.
Маш а. Хорошо, я вам помогу. Только сначала выполните мои задания.
Игра «Угадай слово
по картинкам» (звуковой анализ слова «друг»)
На магнитной доске прикреплены предметные картинки: дом, рыба, утка, гусь (фото 3).
Логопед показывает первую картинку.
Логопед. Что это? Дет и. Это дом.
Логопед. Какой первый звук в слове «дом»?
Дет и. Звук [д].
Логопед. Он гласный или согласный? Почему он согласный?
Дети отвечают.
Каким кружочком его обозначим?
Дет и. Мы обозначим его синим кружочком.
Аналогично дети разбирают остальные три картинки.
После этого логопед по звукам произносит слово, дети отгадывают его.
Логопед. Друг, это не просто слово. Не каждого человека можно назвать другом. Ребята, кто такой, по вашему мнению, друг?
Маш а. Ребята, кажется, я придумала, как мы помирим зайца с лисой. Нужно лисе извиниться перед зайчиком и сделать ему подарок.
Какой подарок можно сделать зайке?
Дети предлагают варианты.
Ребята, давайте поиграем в игру «Волшебный поясок» и узнаем, что лиса подарит зайчику.
Игра «Волшебный поясок» (работа с опорными таблицами)
Маша прячет в пояске картинку с изображением моркови.
На доске выставлена опорная таблица по лексическим темам.
Дети угадывают, что спрятано в пояске. Маше задают вопросы таким образом, что она отвечает либо «да», либо «нет».
Это одежда? (Нет.)
Это обувь? (Нет.)
Это животные? (Нет.) Это фрукт? (Нет.) Это овощ? (Да.)
Он растет на огороде? (Да.) Он большой по размеру? (Нет.) Маленький? (Да.)
Он круглой формы? (Нет.) Он треугольной формы? (Да.) Он по вкусу сладкий? (Да.) На ощупь мягкий? (Нет.) Твердый? (Да.)
Из него делают сок? (Да.) Из него делают салат? (Да.) Это морковь? (Да.)
Логопед. Лисичка, ты, наверное, поняла, что нельзя обижать других зверюшек, нужно быть доброй, отзывчивой.
Лиса. Да, я хочу быть хорошей. Прости меня, зайка, я больше так не буду! Давай жить дружно! Вот тебе морковка, ты ее так любишь!
Заяц. Спасибо, я на тебя не обижаюсь.
III. Заключительная часть
Л ог опе д. Ребята, какую сказку мы сегодня показывали? Какой вывод мы можем сделать из этой сказки? Чему она нас научила?
Заяц открывает картонную коробку и говорит: «Ребята, тут столько морковки, всем хватит!» Заяц угощает детей морковкой.
Дети под музыку уходят в группу.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. Тамбов, 1961.
Кыласова Л.Е. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Волгоград, 2011.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.М., 2000.
Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи. М., 1983.
Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. М., 1993.