Территория заботы, поддержки и успеха: опыт Республики Башкортостан

Сегодня гости номера, казалось бы, обычные люди, но их энтузиазм, профессионализм, душевность и теплота помогают семьям, особым детям и лицам с ОВЗ.

Спасибо, коллеги, за возможность поделиться своим опытом на страницах журнала «Логопед».

С уважением главный редактор Танцюра С.Ю.

Юлдашбаева Зульфира Хусаиновна, получила высшее медицинское (БГМУ) и высшее юридическое (БГУ) образование; отличник здравоохранения РБ, имеет почетную грамоту здравоохранения РФ; 1-ю категорию организации здравоохранения и терапии; сертификаты по физиотерапии, физической реабилитационной медицине. С 2018 г. занимает должность директора Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

 

Фото 1. З.Х. Юлдашбаева

Здравствуйте, Зульфира Хусаиновна! Какие направления (медицинское, педагогическое, психологическое и др.) реабилитационной работы реализует Центр?

Республиканский реабилитационный центр был открыт в 1992 г. и стал первым учреждением в Республике Башкортостан, проводившим реабилитацию людям с ограниченными возможностями здоровья.

Цель деятельности нашего учреждения — проведение мероприятий по медико-социальной, психолого-социальной, психолого-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации, направленной на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление социального статуса ребенка-инвалида.

Лечение и консультирование пациентов в реабилитационном центре проводится такими специалистами, как невролог, травматолог-ортопед, специалист по лечебной физкультуре, рефлексотерапевт, психолог, логопед, учитель-дефектолог, специалист мелкой моторики по методу Монтессори, инструктор по труду и др.).

Центр оснащен всем необходимым медицинским оборудованием. Для предоставления социально-медицинских услуг: лечебный костюм «Адели», лечебный костюм «Фаэтон», аппаратами для проведения физиотерапевтических процедур (такие, как МАГ-30, дарсонваль, Магнитер АМТ-02, «Амплипульс-5 БР», Микрополяризация «Реамед-Полярис», Транскраниальная магнитная стимуляция).

Транскраниальная микрополяризация назначается детям для устранения гиперактивности, улучшения речи, психического развития. Транскраниальный метод помогает улучшить познавательные функции мозга. К ним относится: зрение, память, концентрация внимания, двигательная и речевая функция. После пройденного курса отмечается существенное улучшение речевой активности. Благодаря улучшению памяти, увеличивается словарный запас. Магнитная стимуляция в процессе проведения фиксирует такие результаты: улучшаются тонус мышц и подвижность, заметно снижается проявление патологических рефлексов, устраняется флексия стоп, перекрест ног, снижается агрессивность, исчезает страх, нормализуется настроение, повышается жизненная активность. Главное преимущество — улучшается полноценный сон, появляется стимуляция к умственному и физическому развитию.

Вместе с медикаментозными методами в условиях нашего реабилитационного центра применяются и различные методы восстановительного лечения — лечебная физкультура с применением специальных нейро-ортопедических реабилитационных методик, иглорефлексотерапия, массаж, в том числе рефлекторный массаж по Сандакову, кинезиотерапия, разнообразные физиотерапевтические методы, псаммотерапия, коррекционно-психологические занятия с логопедами, дефектологами, психологами, специалистом по социальной работе, занятия с педагогами по керамике, рисованию.

Во всем мире сегодня уделяется повышенное внимание использованию инновационных технологий в комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Одна из важных задач современной системы реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ — расширение доступа к социальным услугам детей с инвалидностью, проживающих в отдаленных от стационарных профильных учреждений территориях, в том числе в сельской местности, что предполагает организацию выездных форм работы специалистов, оказывающих реабилитационные услуги, в том числе и организацию реабилитационного пространства на дому. Для решения вышеназванной задачи мы подготовили проект «Микрореабилитационный центр “ТАЯН — ОПОРА”», который победил в конкурсе инфраструктурных проектов, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель проекта — создание на базе учреждения специализированной социальной службы «Микрореабилитационный центр «ТАЯН — ОПОРА», оказывающей помощь детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, по месту их проживания.

Задача проекта: оказание квалифицированной (медицинской, психологической, педагогической, правовой и иной) помощи специалистами социальной службы «Микрореабилитационный центр «ТАЯН — ОПОРА» в благоприятных и привычных для детей с ОВЗ и членов их семей условиях в соответствии с разработанной Программой «ТАЯН». В рамках социального проекта будут внедрены такие инновационные технологии, как «Домашний микрореабилитационный центр» и «Выездной микрореабилитационный центр».

«Домашний микрореабилитационный центр» — организация реабилитационного пространства на дому для обеспечения реализации краткосрочных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе принятых в замещающие семьи, проживающих в г. Уфе и Уфимском районе; обучение родителей использованию реабилитационного оборудования и повышение их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей.

«Выездной микрореабилитационный центр» — создание мобильных (междисциплинарных) бригад, включающих специалистов различных профилей (медицинского, социального, психологического, педагогического, правового и др.) для оказания комплекса услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ, проживающим в отдаленных территориях, в том числе сельских поселениях в Архангельском, Благовещенском, Кармаскалинском районах, не имеющим возможности посещения реабилитационных центров (отделений). Объем средств гранта, выделенных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию мероприятий проекта, — 4 888 000 руб. Срок реализации проекта: с 1 апреля 2021 г. по 30 сентября 2022 г. В рамках реализации мероприятий проекта предусмотрено:

— приобретение медицинского и реабилитационного оборудования (оргтехники, специализированных диагностических методик, программных средств и др.);

— разработка унифицированной многоуровневой программы «ТАЯН» по комплексной реабилитации детей и подростков с ОВЗ, методических материалов (буклетов, памяток, анкет, брошюр и т.д.);

— обучение родителей целевой группы по вопросам создания в домашних условиях оптимальной среды для жизни и развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, применения практик развивающего ухода (совместно с Институтом абилитации «Любимый малыш»);

— обучение специалистов, непосредственно работающих с целевой группой, на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда;

— создание и организация деятельности Школы для родителей детей-инвалидов «Территория добра»;

— подготовка и издание материалов по реализации проекта, творческих работ детей целевой группы в журнале «ТАЯН»;

— подготовка и проведение семинаров для специалистов организаций социального обслуживания и другие мероприятия.

Реализация мероприятий инфраструктурного проекта позволит создать благоприятные условия и равные возможности для обеспечения детям-инвалидам, детям с ОВЗ права на всестороннее развитие и самореализацию, успешную интеграцию в жизнь общества.

Расскажите, пожалуйста, какой контингент детей проходит у вас реабилитацию, как выстроены разные программы (возраст детей, какие занятия, какие специалисты работают и т.д.).

Реабилитационный центр посещают дети с раннего возраста до 18 лет, лечебные мероприятия проходят курсом — 14 дней.

В первый день — знакомство с центром, оформление документов, осмотр врачом-неврологом, ознакомление с анамнезом заболевания, всеми дополнительными инструментальными обследованиями, физическим и нервно-психическим развитием ребенка, осмотр врачом-педиатром, беседа с родителями, при необходимости — консультация врача-травматолога-ортопеда, определение реабилитационного диагноза, реабилитационного потенциала и плана занятий, целей каждого конкретного ребенка, назначение физиотерапевтического воздействия, медицинского массажа. Затем ребенок проходит комплекс диагностических методик у каждого педагога-специалиста — логопеда, дефектолога, психолога, специалиста по комплексной реабилитации.

Дети-инвалиды, дети с ОВЗ (в целях предотвращения развития инвалидности, раннее воздействие) проходят восстановительное лечение.

По нозологической структуре следующие заболевания: детский церебральный паралич, расстройство развития речи и языка, внутренние болезни, психические расстройства и расстройства поведения, эпилепсия, врожденные системные заболевания, врожденные пороки и аномалии развития, аутизм, нервно-мышечные заболевания, болезни уха, в том числе тугоухость и глухота, прочие заболевания и состояния.

Что значит работа в команде, и как она выстроена в вашем центре?

В центре применяется мультидисциплинарный и комплексный подходы к реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Мультидисциплинарная бригада из врачей — невролога, педиатра, рефлексотерапевта, физиотерапевта, травматолога-ортопеда, медсестер по массажу, медсестер физиотерапевтического кабинета, специалистов по лечебной физкультуре, логопедов, дефектологов, психологов, инструкторов по труду.

Только разносторонний подход и понятие особенностей каждого ребенка, диагнозов и реабилитационного потенциала ведут к достижениям результатов.

Преемственность, комплексность, непрерывность, командная работа как медиков, так педагогов и родителей — основа положительной динамики в реабилитации. Ребенок получает консультацию врачей, определяются план и необходимые методы и методики занятий у педагогов, возможности социокультурной и творческой реабилитации, реализация потенциала ребенка, раскрытие его способностей и особенностей, социальная коммуникация. По особенностям заболевания врачи могут рекомендовать определенные методы воздействия, особое общение с ребенком, привлечение к занятиям. Реабилитация детей осуществляется с элементами игро-, сказкотерапии, нестандартных методик, необычных техник, например, сочетания физиолечения и игротерапии, развитие мелкой моторики и логопедических упражнений.

Онлайн-фотоконкурс «Детство без границ»... Организация и проведение конкурсов — это важный этап сотрудничества с родителями или шаг в реабилитацию?

В конкурсе «Детство без границ» нам просто хотелось, чтобы каждый ребенок с ОВЗ обратил внимание на то, что его окружает, проявил любознательность и интерес к красоте родной природы, представил себя как личность, показал всем, что жизнь особого ребенка без ограничений. Языком фотоискусства они повествуют о жизни детей с инвалидностью, о том, как они проводят обычные будни, об их интересах и увлечениях, занятиях спортом и творчеством. Каждая фотография — это небольшая история реального ребенка и одновременно рассказ о силе воли и преодолении. А еще — дополнительный стимул чаще бывать на свежем воздухе и возможность «прокачать» свои навыки владения фотоаппаратом (или же смартфоном с камерой). И конечно, это работа с родителями, потому что наш фотоконкурс имеет не только художественное значение, но и несет просветительскую миссию. Такие фотографии помогают увидеть жизнь детей с ОВЗ в новом ракурсе, меняют отношение к ним и делают общество гуманнее, и именно родителям это очень важно. Они главные люди в жизни детей, и именно через них дети воспринимают мир — либо быть такими как все, либо закрыться и жить в своей «раковине». Мы конечно продолжим и дальше проводить подобные конкурсы, в которых будет совместная работа ребенка и родителя.

Что Вы пожелаете родителям и детям?

Хочется пожелать и родителям и детишкам здоровья, и напомнить о том, что чем раньше выявлено заболевание, тем раньше и успешно можно начать реабилитационные мероприятия.

Фото 2. Ю.Г. Баширова

Баширова Юлия Геннадьевна, специалист по комплексной реабилитации (учитель-логопед) ГБУ РРЦ, отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Бирском районе и г. Бирске. Закончила Бирскую государственную социально-педагогическую академию. Стаж работы 15 лет. Свою деятельность в отделении реабилитации начала в 2006 г. Награждена почетными грамотами: администрации Бирского района Республики Башкортостан (2016); Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (2021).

Добрый день, Юлия Геннадьевна! Сегодня в специализированные учреждения приходят неговорящие дети и дети, начинающие говорить поздно. С чем Вы связываете данную тенденцию и что посоветуете родителям неговорящих детей?

Детей с речевыми недостатками с каждым годом становится все больше. На это есть несколько веских причин. Первая — неблагоприятная экология, влияющая на мать и самого ребенка еще в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки родителей: казалось бы, безобидный бокал вина после ужина или выкуренная сигарета пагубно действует на мозг и центральную нервную систему плода. Вторая причина — наследственность. Если кто-то из родителей или их близких родственников поздно заговорил, не выговаривал сложные звуки — велика вероятность, что и у ребенка возникнет такая проблема.

Третья и очень важная причина — обилие гаджетов в жизни ребенка, причем с раннего возраста. Вспомните, как часто вы усаживали малыша перед телевизором или вручали ему планшет, чтобы занять его или успокоить? Стоит ли удивляться, что обычным играм и разговорам ребенок теперь предпочитает компьютерные «стрелялки».

Советы родителям

• Чтобы стимулировать появление речи у своего малыша, нужно быть эмоциональным, играть с ребенком лучше всего в сюжетные игры: катать машинки, укладывать кукол спать, поить чаем, лечить и т.д. Обязательно проговаривать действия, озвучивать героев. Используйте в играх как можно больше тактильных материалов: воду, тесто, песок, крупы и т.д.

• Говорите с ребенком простыми, понятными фразами («дай куклу», «кати мяч», «лей воду»). При назывании предметов старайтесь немного растягивать гласные («кии-саа, муу-хаа).

• Постоянно давайте ребенку поручения: принеси, поставь, полей, помоги что-либо сделать. Задавая вопросы, ставьте ребенка перед выбором: «Ты хочешь сок или воду?»

• Учите короткие стихотворения. Пусть даже ребенок просто договаривает за вами, это положительно влияет на развитие ритма и слога.

• Если ребенок не слушает сказки, которые вы ему читаете, попробуйте рассказывать их с помощью игрушек, пальчикового театра.

• Благоприятно влияет на речь музыка. Включайте детские веселые песенки, пойте, танцуйте.

• Самое главное — благоприятная атмосфера. Не давите на ребенка, просто будьте рядом и включайте его в свою деятельность.

Как выстроена логопедическая работа в вашем центре, какие технологии и приемы работы Вы используете для развития речи и мелкой моторики?

В нашем центре проходят реабилитацию большое количество детей-инвалидов с нарушениями речевого развития различной этиологии. Для любого ребенка очень важно быть услышанным и еще более важно — быть понятным. Логопед не просто помогает детям самореализоваться, он помогает ребенку стать собой, человеком, научиться общаться в социуме. Ведь детей, которые не хотят говорить — нет, а есть те, которые испытывают в этом трудности. Вот поэтому работа логопеда так важна!

Цель профессиональной деятельности логопеда — коррекция всех видов речевых нарушений различной степени тяжести у детей и подростков с ОВЗ, поступающих на реабилитацию в Центр и достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям.

Вся логопедическая работа обязательно проводится с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей каждого ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.

В работе с детьми с ОВЗ используются разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать непосредственную логопедическую коррекционную деятельность не только познавательной, а также увлекательной, разнообразной и интересной. Для повышения эффективности логопедических занятий применяются здоровьесберегающие и нетрадиционные технологии: самомассаж пальцев и кистей, шестигранными карандашами, массажными мячами, элементы су-джок-терапии, различные информационно-коммуникационные технологии, пальчиковые игры. Данные виды игр проводятся с пением, проговариванием текста, а также с мелкими предметами — карандашами, палочками, мячами, сочетая самомассаж кистей и пальцев. Включаются в занятие упражнения для развития активной речевой деятельности через речевые игры с учетом речевой патологии детей.

Поделитесь, пожалуйста, своими авторскими находками: как сделать занятие не только интересным, но и с коррекционной направленностью для ребенка с ОВЗ?

На занятиях используются различные приемы работы с детьми: игровые ситуации, дидактические игры, разнообразный наглядный материал. Все это делает коррекционную работу более эффективной. Игровая деятельность, привлечение сказочных персонажей помогают пробудить устойчивый интерес к занятиям.

Организуя самостоятельную деятельность, очень важно, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, т.е. испытывал на себе состояние успеха. Без ощущения успеха у ребенка быстро пропадает интерес к деятельности. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии, что приведет к желаемому результату.

В каждом случае определяются основные направления в работе. Не следует допускать физических и эмоциональных перегрузок.

Разговор нужно начинать с похвалы, важно проявлять уважение к ребенку. Выражать одобрение по поводу каждой удачи. Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Если ребенок может отказаться выполнять задание, его можно заменить на другое. Важно создать ситуацию «успеха».

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать логопед на сегодняшний день?

Работа логопеда интересна, перспективна, приносит пользу и моральное удовлетворение. Но в то же время она связана с постоянными психоэмоциональными нагрузками, необходимостью находить подход к сложным ученикам, тесно взаимодействовать с коллегами и пр. Для успешной карьеры в этой сфере нужно обладать рядом личных и профессиональных качеств.

Назовите личные качества логопеда.

Мотивация и психологическая готовность работать с детьми, у которых отмечаются проблемы в развитии, эмпатия, педагогические такт, зоркость, оптимизм.

Также обязательными для логопеда качествами являются стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, умение отключаться от рабочих задач, чтобы избежать профессионального выгорания. Важно быть аккуратным, ответственным, усидчивым, ведь придется работать с большим объемом документов (включая планы, речевые карты, журналы, диагностические таблицы и т.д.).

Перечислите профессиональные качества логопеда.

Профессионализм формируется в процессе обучения и развивается в ходе работы и систематического повышения квалификации. Он включает:

— знание программ, пособий по логопедии, достижений отечественной и зарубежной логопедии, смежных с ней наук;

— типологии и структуры аномального развития речи, способов профилактики и преодоления речевой недостаточности, методов психолого-педагогического воздействия, психологических особенностей детей с речевыми патологиями;

— умение распознавать речевые нарушения, использовать приемы и методы их устранения и коррекции, применять специальные методы обучения детей с речевыми расстройствами родному языку, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости;

— использовать приемы и методы воспитания детей, развития и коррекции высших корковых функций;

— образцовую речь. Логопед должен быть речевым эталоном не только для детей, но и для взрослых. Именно он обеспечивает единый речевой режим в специализированном учреждении.

Шамуратова Наталья Викторовна, мама особого ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом, общественник, защита прав инвалидов, детей-инвалидов и ОВЗ.

Фото 3. Н.В. Шамуратова

Добрый день, Наталья Викторовна! По стечению обстоятельств Вы сейчас находитесь в Республики Башкортостан, занимаетесь благотворительностью: помогаете родителям особых детей, какие мероприятия были проведены для родителей.

Мы с 2020 г. боремся за образование детей с ОВЗ, почти наладили образовательный процесс для таких детей и детей-инвалидов, но в Мишкинском районе есть проблема с узкопрофильными специалистами. Не все школы укомплектованы, согласно рекомендациям ПМПК. После наших многократных обращений к главе администрации Мишкинского района, в Министерство образования РБ, а также Министерство просвещения РФ, которое нам дало полное разъяснение, мы добились, чтобы отдел образования Мишкинского района закупил комплект учебников для слабовидящего ребенка, а для незрячего — полный комплект вспомогательного и дидактического материалов. Так как до наших обращений все закупалось родителями.

С нового учебного года детям-инвалидам, находящимся на домашнем обучении, сухие пайки заменили денежной компенсацией — это тоже наша заслуга.

В октябре 2021 г. мы провели с администрацией Мишкинского района, РОО, ЦРБ, социальными структурами круглый стол, где обсудили все существующие проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов, а также обратили внимание, что у тяжелобольных детей нет паллиативного статуса, что важно для полного и качественного их медицинского обеспечения. К сожалению, финансирование паллиативной помощи передано регионам, поэтому то, что предусмотрено для таких детей, не все регионы могут обеспечить.

29 ноября 2021 г. провели круглый стол в Мишкинской центральной районной больнице, где обсудили порядок получения паллиативного статуса пятерым тяжелобольным детям, а также медицинское и лекарственное обеспечение на территории района. Вопрос открытия кабинета паллиативной помощи пока остался открытым.

Также мы написали обращение в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан о диспансеризации детей-инвалидов узкими специалистами из ведущих клиник республики. Вопрос был удовлетворен.

В ноябре с активом мам, воспитывающих детей-инвалидов, мы собрали 20 000 руб. на подарки тяжелобольным детям и перед Новым годом 13 паллиативных детей получили наборы серии Меналинд и Seni.

3 декабря совместно с Мишкинской центральной библиотекой провели мероприятие, посвященное Международному Дню инвалидов для детей-инвалидов.

В 2022 г., по нашему запросу, республиканский Реабилитационный центр организует выездную реабилитацию для детей Мишкинского района. Впереди много планов, главное — чтобы все реализовалось.

Какую информацию необходимо знать родителю особого ребенка? Вы как юрист лучше знаете, куда должен обратиться родитель, как отстаивать права свои и особого ребенка.

Система социального обеспечения меняется, в связи с чем за нормативной правовой базой тяжело уследить. Важно, чтобы родители особого ребенка знали свои права и могли защитить их любым образом.

Нужно обращаться в любые инстанции — Министерство труда и социальной защиты, Министерство просвещения РФ, в прокуратуру, Уполномоченному по правам ребенка. Главное — не бояться просить помощи.

К сожалению, в Башкирии не во всех сельских районах есть отделы социальной защиты, т.е. на несколько районов один центр социальной поддержки и то — филиал. Например, наш Мишкинский район относится к филиалу ГКУ РЦСПН по Бирскому району и г. Бирску РБ, а головной ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения» находится в Уфе, что совсем неудобно и проблематично решать некоторые вопросы.

Есть ли какие-то правила общения для взаимодействия с семьей особого ребенка?

Главное — воспринимать такую семью правильно, зачастую в таких семьях мама остается с ребенком одна, потому что отцы боятся трудностей. А мама сильно устает… Нужно просто взглянуть в ее глаза, и вы все поймете. Вот именно такая мама остро нуждается в любой помощи: психологической, социальной, медицинской, а иногда достаточно просто поговорить, обнять.

Нужно знать проблему такой семьи изнутри, в чем нуждается, какая помощь необходима в первую очередь, какая — во вторую. Ведь все семьи, в которых воспитывается особый ребенок, находятся в трудной жизненной ситуации.

К сожалению, такие семьи «варятся в своем котле» годами, а порой десятилетиями. Многие закрыты и живут в своем мире. Именно их и нужно выявлять и с ними работать вплотную.

Да, их трудно раскрыть, но можно, и, как выясняется, они готовы к диалогу.

Что касается правил общения? Как таковых правил нет, потому что у каждого своя шкурка... Тот, кто не был в нашей шкуре, тот не поймет, просто она не всем по размеру.

С какими частыми вопросами или трудностями сталкивается семья особого ребенка?

Нарушение прав инвалидов и детей-инвалидов. Медицинское и лекарственное обеспечение, квалифицированная медицинская помощь, квоты. Санаторно-курортное обеспечение, реабилитация и социальная адаптация, отношение между чиновниками и родителями, воспитывающими особых детей, образование детей-инвалидов, обеспечение образовательного процесса.

Почему многие чиновники из административного аппарата не идут навстречу родителям или считают мнение особой семьи необоснованным? Как наладить понимание друг с другом?

В Мишкинском районе более 1280 инвалидов, из них детей-инвалидов — 99.

О существовании проблем инвалидов и инвалидизации первой открыто говорить и писать начала я. И оказалась права, так как чиновникам эта проблема просто не интересна, для них инвалидов в районе не существует. Легко сказать, что нет финансирования и специалистов, ссылаясь на кадровый вопрос, а решать эти вопросы никто из чиновников не желает.

Я не понимаю, есть нормативная правовая база, только для кого она? Неизвестно... Мы стараемся найти диалог и прийти к единому мнению, но пока все сложно.

Вы тоже мама особого ребенка паллиативной помощи, подскажите, откуда вы черпаете энергию и ресурсы для работы, творчества и общения с другими.

Я тоже перегораю, опускаются также руки, но мне помогают моя семья, мои близкие коллеги, общение с новыми людьми, новые встречи и, конечно, улыбка моего ребенка.

  • Опубликована в журнале: №2/2022
Прочитано 663 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868