Оразбаева А.Т.,
воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк», Москва
Коррекционно-развивающее занятие «Круг» носит особую направленность для детей с ОВЗ. Он позволяет решать как общие задачи по социализации детей, так и непосредственно связанные с особенностями нарушения их развития.
Название занятия продиктовано расположением его участников. Стулья, коляски, подушки и т.д. располагаются по кругу, форма которого объединяет и позволяет каждому испытать связь с остальными участниками занятия.
Важно помнить, что занятия «Круг» не должны быть длительными по времени. Они эмоционально и сенсорно наполнены играми, направленными на стимуляцию сохранных функций ребенка с нарушением зрения.
Структура занятий «Круг»
Приветствие. Начало занятия четко обозначается звуком (так как контингент группы в основном слепые или слабовидящие дети), это может быть определенная мелодия, звуки природы или звон колокольчика.
Наполнение играми. В основном сенсорные и ритмические игры, а также игры, направленные на развитие тактильного восприятия.
Заключение. Окончание занятия так же, как и начало, должно быть четко обозначено. Это может быть песенка, мелодия или стихотворение. И обязательно по окончании занятия следует похвала каждому ребенку.
Также в свои занятия вы можете вставить и релаксационные упражнения, направленные на снижение тонуса скелетной мускулатуры и гармонизацию психоэмоционального состояния.
Цель: социализация детей с нарушением зрения; формирование мотивации общения и взаимодействия с другими детьми.
Коррекционная составляю- щая занятия: развитие сохранных анализаторов, стимулирование сенсорной и эмоциональной сферы и тактильного восприятия.
Оборудование: шарик с горячей водой, массажный шарик су-джок, платок, стакан с водой, аудиозапись воробьиного чириканья.
Приветствие
Воспитатель. Здравствуй,
… (имя ребенка), как твои дела, здравствуй, … (имя ребенка), здравствуйте, ручки, здравствуйте, глазки, здравствуйте, ушки, здравствуй, ротик, здравствуй, животик.
Поприветствовать каждого ребенка, взять за руку, обозначить себя, поприветствовать части тела.
Сенсорная игра
«Солнышко»
Воспитатель. Ребята, к нам в окошко заглянуло Солнышко.
Оно пришло погреть наши щечки, ручки, ножки.
Звучит музыка.
Сенсорная игра «Воробей»
Во спитатель. Ребята, Солнышко приглашает нас в гости к воробью. Давайте покормим птичку с ладони.
Подлетай, воробей, подлетай, не робей! Видишь, … (имя ребенка) принесла (принес) тебе зерна.
Звучит аудиозапись воробьиного чириканья.
Покалывать массажным шариком по ладошкам, создавая эффект кормления воробья с детской ладони.
Сенсорная игра «Ветерок»
Во спит атель. Ой, ребята, подул ветер, и наш воробей улетел.
Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише-тише, Деревцо все выше-выше.
Взять платок или пеленку и помахать ими перед каждым ребенком, создавая эффект дуновения ветра.
Сенсорная игра «Дождик»
Во спит атель. Ой, ребята, вместе с ветерком к нам прилетела дождевая тучка.
Кап-кап, тук-тук-тук,
По стеклу раздался стук, Это дождик поутру Разбудил всю детвору.
Звучит аудиозапись дождя.
Сенсорная игра «Ножки по дорожке»
Во спитатель. Ребята, надо возвращаться с прогулки, пока нас дождик совсем не намочил.
Большие ноги шли по дороге: топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ.
Делать движения, имитируя ходьбу, бег.
Заключение
Во спитатель. Ребята, какие вы молодцы! Спели песню, покормили воробышка, убежали от дождика.
Подойти к каждому ребенку, погладить по голове, похлопать в ладоши.