Каждый ребенок с ОВЗ достоин семьи, улыбки и быть счастливым
Филиппова Валентина Валериевна,
заместитель директора по социальной и воспитательной работе ГКУ ЦССВ «Маяк», Москва
Добрый день, Валентина Валериевна, расскажите, пожалуйста, в чем специфика Вашего учреждения, каковы задачи и направления работы в нем?
В Центре «Маяк» живут и воспитываются в основном дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Есть небольшой процент детей, имеющих родителей, которые тоже проживают в учреждении.
В Центре созданы условия для проживания, воспитания, образования, медицинского обеспечения и предоставления социальных услуг воспитанникам Центра. Осуществляется психологическое сопровождение детей, воспитательная, образовательная, коррекционно-развивающая, лечебно-профилактическая работа, выступающая составной частью комплексной реабилитационной медико-психолого-педагогической работы, которая направлена на создание адекватных условий реабилитационного процесса. У нас функционируют службы, оснащенные современным оборудованием, — ЛФК, массаж, физиотерапия.
В учреждении групповые и коррекционные помещения имеют специальное обучающее оборудование: монтессори-оборудование, мультимедийную установку, развивающие игровые средства. Для детей проводится насыщенная досуговая деятельность — устраиваются праздники, досуги и развлечения силами сотрудников, приглашаются творческие коллективы и аниматоры в учреждение, осуществляются выезды на детские спектакли, праздники в учреждения культуры Москвы. Наши воспитанники — участники и победители различных городских и всероссийских творческих конкурсов. Они посещают образовательные учреждения школы и детские сады, также есть воспитанники которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно посещать образовательные учреждения и получают образовательные услуги на дому.
Как выстроена реабилитационная среда для двигательного, речевого развития особых детей?
Для комплексной реабилитации в Центре созданы специальные коррекционные пространства: залы ЛФК, музыкальный, темная сенсорная комната, комната для водных процедур с гидромассажной ванной, кабинеты психологов, логопедов, учителей-дефектологов. Разрабатываются и реализуются комплексные программы реабилитации детей-инвалидов. Работа с детьми с особыми возможностями здоровья проводится по индивидуальным планам с учетом их медицинского диагноза и индивидуальных возможностей. Во всех квартирах организованы «Семейные уголки» с включением личного пространства. На территории находятся веранды и площадки, оснащенные игровым и реабилитационным оборудованием.
Работая с детьми с ТМНР, у которых ограничено понимание речи, нарушена коммуникативная функция для наиболее эффективного речевого развития используется альтернативная коммуникация. В каждой группе есть визуальное расписание. Его цель — научить детей выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослого. Для таких детей визуальное расписание — способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершить в течение дня. Как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации, чтобы общаться. И данным навыкам можно обучиться с помощью пиктограмм, что мы активно и используем в своей практике на всех этапах коррекционной работы с детьми. Создание единого «пиктомира» позволяет детям более уверенно чувствовать себя и ориентироваться в пространстве. В настоящее время специалисты Центра начали обучение по уникальной языковой программе с использованием символов, жестов и звучащей речи.
Ваши сотрудники постоянно учатся, посещают разные обучающие семинары и мастер-классы. Почему этому направлению Вы уделяете большое внимание?
Качество педагогических кадров — самый важный компонент образовательной и коррекционно-развивающей системы.
Именно на педагогов Центра возложена функция реализации образовательных, коррекционно-развивающих программ нового поколения на основе передовых технологий. Им определена миссия подготовки наших воспитанников с ОВЗ к самостоятельной жизни и успешной интеграции в современное общество.
Внимание к проблеме повышения квалификации специалистов Центра объясняется многими факторами:
— нарастающим объемом научной информации;
— прогрессом в области техники и технологии;
— интеграцией образования, наук и производства.
На сегодняшний день проблема повышения квалификации в нашем учреждении — одна из самых актуальных.
Борисова Наталья Алексеевна,
руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения ГКУ ЦССВ «Маяк», Москва
Здравствуйте, Наталья Алексеевна! Расскажите, пожалуйста, о воспитанниках учреждения.
Большую часть воспитанников ГКУ ЦССВ «Маяк» составляют дети с органическим поражением ЦНС: нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП); синдромом Дауна; нарушением интеллекта (умственная отсталость); задержкой психического развития; аутистическими расстройствами (РАС); сенсорными нарушениями (слуха и зрения); сложной структурой дефекта. Все наши воспитанники нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении.
Работать с особым ребенком — это всегда поиск его новых возможностей и ресурсов, какие проекты осуществляются в Вашем учреждении?
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Сотрудники и специалисты Центра реализуют различные краткосрочные проекты, направленные:
— на формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о ценности здоровья («Маленькие чистюли»);
— формирование первичных представлений об объектах окружающего мира («Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ»);
— укрепление здоровья и профилактику речевых расстройств с использованием элементов логоритмических игр и упражнений («Веселая логоритмика»);
— развитие альтернативных навыков коммуникации («Готовим фруктовый салат»);
— развитие мелкой моторики и активизации речевой активности («Пальчиковый театр как средство активизации тактильной чувствительности у детей с ТМНР»).
Сегодня уделяется много внимания включению особого ребенка в инклюзивное пространство, как у Вас осуществляется данное направление работы?
Наши воспитанники, независимо от их физических, психических, интеллектуальных нарушений, включены в общую образовательную среду и обучаются в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Они посещают колледжи, школы и детские сады. Участвуют в культурно-массовых мероприятиях организованных городом и Центром. Посещают выставки, театры, контактные зоопарки, музеи, парки города. В летний период с целью организации отдыха и оздоровления выезжают в санатории и летние лагеря.
Коханова Светлана Константиновна,
старший воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк», Москва
Здравствуйте, Светлана Константиновна! В чем особенность педагогической работы с детьми с ОВЗ? Какие основные приемы работы по активизации речи Вы используете?
Всем нашим воспитанникам независимо от их потребностей и возможностей мы стараемся дать возможность полностью реализовать свой потенциал и успешно интегрироваться в общество.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации обучения следует исходить из возможностей ребенка. Главное, что должен знать и чувствовать ребенок, — в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным.
Общими правилами коррекционной работы являются:
— индивидуальный подход к каждому ребенку;
— использование методов, активизирующих познавательную деятельность, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;
— проявление педагогического такта;
— постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности;
— предотвращение утомления с использованием для этого разнообразных средств.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие приемы обучения.
1. Применение сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом — идем в туалет — картинка с туалетом, моем руки — картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой — минус).
2. Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3. Картинный материал для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
4. Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.
5. Активные приемы рефлексии — самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель.
6. Приемы релаксации — элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, т.е. смена деятельности.
Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
— игровая деятельность;
— стимулирование общения и взаимодействия с другими детьми;
— расслабление;
— дидактические игры;
— приемы обучения.
С целью создания условий для развития разных сторон речи наших воспитанников мы решаем следующие задачи:
— осуществление раннего диагностирования детей с ОВЗ с целью профилактики появления нарушений речи;
— раннего логопедического воздействия;
— оказание коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в специально организованных играх и занятиях.
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком удается добиться положительной динамики в речевом развитии. В логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, жесты, наглядность, договаривание ребенком слов и фраз, альтернативные средства коммуникации и др. Фрагментарно мы применяем компьютерный планшет с соблюдением всех санитарно-гигиенических и технических требований. Программные продукты помогают создавать наглядное методическое обеспечение к индивидуальным занятиям. Использование данного технического устройства обеспечивает активизацию игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников с ОВЗ и ТМНР нашего учреждения.
Как выстроена работа в рамках взаимодействия с другими специалистами. Расскажите об этом подробнее нашим читателям.
В Центре осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающей работе с детьми. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях нашего учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей, что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.
При поступлении ребенка в учреждение его обследуют все службы и специалисты, и на социально-медико-психолого-педагогическом консилиуме составляется программа реабилитации ребенка.
Все специалисты объединяют усилия для создания программы индивидуального развития для успешного воспитательного и образовательного процесса.
Расскажите, пожалуйста, о развивающей среде в группах.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка и становится основой для его самостоятельной активности. При этом в учреждении игра — доминирующий вид деятельности. Игры закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла, формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.
Организация пространства в квартирах нашего учреждения позволяет воспитанникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В квартирах организованы уголки:
— для ролевых игр;
— книжный;
— спортивный;
— для экспериментальной деятельности;
— игровой (для игр со строительным материалом);
— для мальчиков;
— для девочек;
— для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
а также:
— зона для настольно-печатных игр;
— выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
— игровой центр с крупными мягкими конструкциями для легкого изменения игрового пространства.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Якименко Наталья Александровна,
учитель-дефектолог, руководитель Школы приемных родителей при ГКУ ЦССВ «Маяк», Москва
Здравствуйте, Наталья Александровна! Вы являетесь руководителем Школы приемных родителей, расскажите об этом, пожалуйста.
В Центре созданы все условия для всестороннего развития наших воспитанников, но, мы убеждены, каждый ребенок достоин семьи. Поэтому главная задача нашей работы — устройство наших воспитанников в семью. Со своей стороны мы помогаем гражданам в подготовке к приему детей. На нашей территории с 2014 г. работает школа приемных родителей. Вначале было мало желающих обучаться в ШПР, сложно сформировать группу. Сейчас мировоззрение людей меняется в лучшую сторону, желающих обучаться в ШПР становится все больше и больше.
Школа приемных родителей — новый этап в жизни людей, который можно разделить на «до» и «после». Это хорошая возможность подготовиться гражданам, пожелавшим принять в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это занятия, которые смогут помочь кандидатам понять, готовы ли они стать приемными родителями.
Прежде чем взять ребенка в семью, приемные родители должны решить для себя много вопросов: что их ожидает, справятся ли они, готовы ли они морально, смогут ли принять и полюбить нового члена семьи. И в данной ситуации без помощи профессионалов не обойтись. Мы понимаем, чтобы ребенку в приемной семье было хорошо, одного родительского желания мало. Есть множество проблем, с которыми семьи обязательно столкнутся, и для их решения личного опыта будет мало, даже если в семье есть кровные дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужны опыт и помощь специалистов, которую можно получить, посещая Школу приемных родителей.
Вот как о Школе приемных родителей отзываются наши слушатели: «ШПР — это очень сильная встряска, заставившая многое пересмотреть, поменять, изменить и исправить. Я благодарен прекрасным, замечательным преподавателям, которые для меня навсегда останутся большим примером. Я благодарен всем однокурсникам за чудесную компанию и возможность по-другому посмотреть на себя...».
«...Внезапно я понял, что у меня есть непроработанные травмы из детства, и они очень серьезные и до сих пор сильно влияют на меня. Я никогда в жизни даже не задумывался о том, чтобы пойти к психологу. Всегда был уверен, что это не про меня и не для меня. Прямо сказать — я относился к этой терапии довольно скептически. После третьего занятия в ШПР я был на первом в своей жизни сеансе у психолога».
Подготовка кандидатов проходит в виде тренингов. Участники тренинга прорабатывают вопросы, связанные с закрепившимися мифами и стереотипами о детях с ОВЗ из ЦССВ. Проживают чувства самого приемного ребенка, чтобы понимать, с чем он придет в семью. Рассматривают всевозможные страхи приемных родителей.
На тренингах слушатели узнают о психолого-педагогических особенностях развития детей-сирот с ОВЗ, а также учатся понимать, как взаимодействовать с ними. Узнают о процессе адаптации семьи — и самого приемного ребенка, и родителей. Иногда это начинается с первых же дней, а иногда через несколько месяцев после прихода ребенка в семью.
Очень важный в программе ШПР вопрос, связанный с медициной. На лекции приглашаются врачи Центра, чтобы разбирать вопросы различных заболеваний, наследственности и генетики.
В программу ШПР входят также юридические вопросы, которые учат слушателей понимать разницу между формами семейного устройства, узнали алгоритм поиска и знакомства с ребенком, а также оформления преемства.
Мы рекомендуем пройти ШПР всем кандидатам, в том числе и тем, кто по закону не обязан это делать, потому что знания и умения помогут справиться с трудностями и предотвратить возврат ребенка в детское учреждение.
Что Вы пожелаете специалистам, работающим с особыми детьми?
Хочу пожелать специалистам, работающим с особыми детьми, развивать и совершенствовать свой творческий потенциал, находить новые методы и пути развития и коррекции их воспитанников. Постоянно совершенствоваться и повышать свою квалификацию. А нашим коллегам, работающим с детьми-сиротами, хочу пожелать успешной реабилитации их воспитанников для возможности их перехода на семейную форму проживания.