Каждый ребенок с ОВЗ достоин семьи, улыбки и быть счастливым

Каждый ребенок с ОВЗ достоин семьи, улыбки и быть счастливым

Филиппова Валентина Валериевна,

заместитель директора по социальной и воспитательной работе ГКУ ЦССВ «Маяк», Москва

Добрый день, Валентина Валериевна, расскажите, пожалуйста, в чем специфика Вашего учреждения, каковы задачи и направления работы в нем?

В Центре «Маяк» живут и воспитываются в основном дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Есть небольшой процент детей, имеющих родителей, которые тоже проживают в учреждении.

В Центре созданы условия для проживания, воспитания, образования, медицинского обеспечения и предоставления социальных услуг воспитанникам Центра. Осуществляется психологическое сопровождение детей, воспитательная, образовательная, коррекционно-развивающая, лечебно-профилактическая работа, выступающая составной частью комплексной реабилитационной медико-психолого-педагогической работы, которая направлена на создание адекватных условий реабилитационного процесса. У нас функционируют службы, оснащенные современным оборудованием, — ЛФК, массаж, физиотерапия.

В учреждении групповые и коррекционные помещения имеют специальное обучающее оборудование: монтессори-оборудование, мультимедийную установку, развивающие игровые средства. Для детей проводится насыщенная досуговая деятельность — устраиваются праздники, досуги и развлечения силами сотрудников, приглашаются творческие коллективы и аниматоры в учреждение, осуществляются выезды на детские спектакли, праздники в учреждения культуры Москвы. Наши воспитанники — участники и победители различных городских и всероссийских творческих конкурсов. Они посещают образовательные учреждения школы и детские сады, также есть воспитанники которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно посещать образовательные учреждения и получают образовательные услуги на дому.

Как выстроена реабилитационная среда для двигательного, речевого развития особых детей?

Для комплексной реабилитации в Центре созданы специальные коррекционные пространства: залы ЛФК, музыкальный, темная сенсорная комната, комната для водных процедур с гидромассажной ванной, кабинеты психологов, логопедов, учителей-дефектологов. Разрабатываются и реализуются комплексные программы реабилитации детей-инвалидов. Работа с детьми с особыми возможностями здоровья проводится по индивидуальным планам с учетом их медицинского диагноза и индивидуальных возможностей. Во всех квартирах организованы «Семейные уголки» с включением личного пространства. На территории находятся веранды и площадки, оснащенные игровым и реабилитационным оборудованием.

Работая с детьми с ТМНР, у которых ограничено понимание речи, нарушена коммуникативная функция для наиболее эффективного речевого развития используется альтернативная коммуникация. В каждой группе есть визуальное расписание. Его цель — научить детей выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослого. Для таких детей визуальное расписание — способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершить в течение дня. Как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации, чтобы общаться. И данным навыкам можно обучиться с помощью пиктограмм, что мы активно и используем в своей практике на всех этапах коррекционной работы с детьми. Создание единого «пиктомира» позволяет детям более уверенно чувствовать себя и ориентироваться в пространстве. В настоящее время специалисты Центра начали обучение по уникальной языковой программе с использованием символов, жестов и звучащей речи.

Ваши сотрудники постоянно учатся, посещают разные обучающие семинары и мастер-классы. Почему этому направлению Вы уделяете большое внимание?

Качество педагогических кадров — самый важный компонент образовательной и коррекционно-развивающей системы.

Именно на педагогов Центра возложена функция реализации образовательных, коррекционно-развивающих программ нового поколения на основе передовых технологий. Им определена миссия подготовки наших воспитанников с ОВЗ к самостоятельной жизни и успешной интеграции в современное общество.

Внимание к проблеме повышения квалификации специалистов Центра объясняется многими факторами:

— нарастающим объемом научной информации;

— прогрессом в области техники и технологии;

— интеграцией образования, наук и производства.

На сегодняшний день проблема повышения квалификации в нашем учреждении — одна из самых актуальных.

Борисова Наталья Алексеевна,

руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения ГКУ ЦССВ «Маяк», Москва

Здравствуйте, Наталья Алексеевна! Расскажите, пожалуйста, о воспитанниках учреждения.

Большую часть воспитанников ГКУ ЦССВ «Маяк» составляют дети с органическим поражением ЦНС: нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП); синдромом Дауна; нарушением интеллекта (умственная отсталость); задержкой психического развития; аутистическими расстройствами (РАС); сенсорными нарушениями (слуха и зрения); сложной структурой дефекта. Все наши воспитанники нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении.

Работать с особым ребенком — это всегда поиск его новых возможностей и ресурсов, какие проекты осуществляются в Вашем учреждении?

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Сотрудники и специалисты Центра реализуют различные краткосрочные проекты, направленные:

— на формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о ценности здоровья («Маленькие чистюли»);

— формирование первичных представлений об объектах окружающего мира («Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ»);

— укрепление здоровья и профилактику речевых расстройств с использованием элементов логоритмических игр и упражнений («Веселая логоритмика»);

— развитие альтернативных навыков коммуникации («Готовим фруктовый салат»);

— развитие мелкой моторики и активизации речевой активности («Пальчиковый театр как средство активизации тактильной чувствительности у детей с ТМНР»).

Сегодня уделяется много внимания включению особого ребенка в инклюзивное пространство, как у Вас осуществляется данное направление работы?

Наши воспитанники, независимо от их физических, психических, интеллектуальных нарушений, включены в общую образовательную среду и обучаются в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Они посещают колледжи, школы и детские сады. Участвуют в культурно-массовых мероприятиях организованных городом и Центром. Посещают выставки, театры, контактные зоопарки, музеи, парки города. В летний период с целью организации отдыха и оздоровления выезжают в санатории и летние лагеря.

Коханова Светлана Константиновна,

старший воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк», Москва

Здравствуйте, Светлана Константиновна! В чем особенность педагогической работы с детьми с ОВЗ? Какие основные приемы работы по активизации речи Вы используете?

Всем нашим воспитанникам независимо от их потребностей и возможностей мы стараемся дать возможность полностью реализовать свой потенциал и успешно интегрироваться в общество.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации обучения следует исходить из возможностей ребенка. Главное, что должен знать и чувствовать ребенок, — в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным.

Общими правилами коррекционной работы являются:

— индивидуальный подход к каждому ребенку;

— использование методов, активизирующих познавательную деятельность, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;

— проявление педагогического такта;

— постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности;

— предотвращение утомления с использованием для этого разнообразных средств.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие приемы обучения.

1. Применение сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом — идем в туалет — картинка с туалетом, моем руки — картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой — минус).

2. Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.

3. Картинный материал для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

4. Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.

5. Активные приемы рефлексии — самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель.

6. Приемы релаксации — элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, т.е. смена деятельности.

Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:

— игровая деятельность;

— стимулирование общения и взаимодействия с другими детьми;

— расслабление;

— дидактические игры;

— приемы обучения.

С целью создания условий для развития разных сторон речи наших воспитанников мы решаем следующие задачи:

— осуществление раннего диагностирования детей с ОВЗ с целью профилактики появления нарушений речи;

— раннего логопедического воздействия;

— оказание коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в специально организованных играх и занятиях.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком удается добиться положительной динамики в речевом развитии. В логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, жесты, наглядность, договаривание ребенком слов и фраз, альтернативные средства коммуникации и др. Фрагментарно мы применяем компьютерный планшет с соблюдением всех санитарно-гигиенических и технических требований. Программные продукты помогают создавать наглядное методическое обеспечение к индивидуальным занятиям. Использование данного технического устройства обеспечивает активизацию игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников с ОВЗ и ТМНР нашего учреждения.

Как выстроена работа в рамках взаимодействия с другими специалистами. Расскажите об этом подробнее нашим читателям.

В Центре осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающей работе с детьми. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях нашего учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей, что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.

При поступлении ребенка в учреждение его обследуют все службы и специалисты, и на социально-медико-психолого-педагогическом консилиуме составляется программа реабилитации ребенка.

Все специалисты объединяют усилия для создания программы индивидуального развития для успешного воспитательного и образовательного процесса.

Расскажите, пожалуйста, о развивающей среде в группах.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка и становится основой для его самостоятельной активности. При этом в учреждении игра — доминирующий вид деятельности. Игры закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла, формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Организация пространства в квартирах нашего учреждения позволяет воспитанникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В квартирах организованы уголки:

— для ролевых игр;

— книжный;

— спортивный;

— для экспериментальной деятельности;

— игровой (для игр со строительным материалом);

— для мальчиков;

— для девочек;

— для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;

а также:

— зона для настольно-печатных игр;

— выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);

— игровой центр с крупными мягкими конструкциями для легкого изменения игрового пространства.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Якименко Наталья Александровна,

учитель-дефектолог, руководитель Школы приемных родителей при ГКУ ЦССВ «Маяк», Москва

Здравствуйте, Наталья Александровна! Вы являетесь руководителем Школы приемных родителей, расскажите об этом, пожалуйста.

В Центре созданы все условия для всестороннего развития наших воспитанников, но, мы убеждены, каждый ребенок достоин семьи. Поэтому главная задача нашей работы — устройство наших воспитанников в семью. Со своей стороны мы помогаем гражданам в подготовке к приему детей. На нашей территории с 2014 г. работает школа приемных родителей. Вначале было мало желающих обучаться в ШПР, сложно сформировать группу. Сейчас мировоззрение людей меняется в лучшую сторону, желающих обучаться в ШПР становится все больше и больше.

Школа приемных родителей — новый этап в жизни людей, который можно разделить на «до» и «после». Это хорошая возможность подготовиться гражданам, пожелавшим принять в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это занятия, которые смогут помочь кандидатам понять, готовы ли они стать приемными родителями.

Прежде чем взять ребенка в семью, приемные родители должны решить для себя много вопросов: что их ожидает, справятся ли они, готовы ли они морально, смогут ли принять и полюбить нового члена семьи. И в данной ситуации без помощи профессионалов не обойтись. Мы понимаем, чтобы ребенку в приемной семье было хорошо, одного родительского желания мало. Есть множество проблем, с которыми семьи обязательно столкнутся, и для их решения личного опыта будет мало, даже если в семье есть кровные дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужны опыт и помощь специалистов, которую можно получить, посещая Школу приемных родителей.

Вот как о Школе приемных родителей отзываются наши слушатели: «ШПР — это очень сильная встряска, заставившая многое пересмотреть, поменять, изменить и исправить. Я благодарен прекрасным, замечательным преподавателям, которые для меня навсегда останутся большим примером. Я благодарен всем однокурсникам за чудесную компанию и возможность по-другому посмотреть на себя...».

«...Внезапно я понял, что у меня есть непроработанные травмы из детства, и они очень серьезные и до сих пор сильно влияют на меня. Я никогда в жизни даже не задумывался о том, чтобы пойти к психологу. Всегда был уверен, что это не про меня и не для меня. Прямо сказать — я относился к этой терапии довольно скептически. После третьего занятия в ШПР я был на первом в своей жизни сеансе у психолога».

Подготовка кандидатов проходит в виде тренингов. Участники тренинга прорабатывают вопросы, связанные с закрепившимися мифами и стереотипами о детях с ОВЗ из ЦССВ. Проживают чувства самого приемного ребенка, чтобы понимать, с чем он придет в семью. Рассматривают всевозможные страхи приемных родителей.

На тренингах слушатели узнают о психолого-педагогических особенностях развития детей-сирот с ОВЗ, а также учатся понимать, как взаимодействовать с ними. Узнают о процессе адаптации семьи — и самого приемного ребенка, и родителей. Иногда это начинается с первых же дней, а иногда через несколько месяцев после прихода ребенка в семью.

Очень важный в программе ШПР вопрос, связанный с медициной. На лекции приглашаются врачи Центра, чтобы разбирать вопросы различных заболеваний, наследственности и генетики.

В программу ШПР входят также юридические вопросы, которые учат слушателей понимать разницу между формами семейного устройства, узнали алгоритм поиска и знакомства с ребенком, а также оформления преемства.

Мы рекомендуем пройти ШПР всем кандидатам, в том числе и тем, кто по закону не обязан это делать, потому что знания и умения помогут справиться с трудностями и предотвратить возврат ребенка в детское учреждение.

Что Вы пожелаете специалистам, работающим с особыми детьми?

Хочу пожелать специалистам, работающим с особыми детьми, развивать и совершенствовать свой творческий потенциал, находить новые методы и пути развития и коррекции их воспитанников. Постоянно совершенствоваться и повышать свою квалификацию. А нашим коллегам, работающим с детьми-сиротами, хочу пожелать успешной реабилитации их воспитанников для возможности их перехода на семейную форму проживания.

Прочитано 604 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868