Обедняя мир детства, мы затрудняем вхождение ребенка в общество, в коллектив.
В.А. Сухомлинский
Проблема помощи детям раннего возраста продолжает оставаться актуальной, поскольку у них наблюдается много нарушений. Период от 1 года до 3 лет особенно важен для развития ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что ранний возраст сензитивен во всем. Именно в этот период развития ребенок сильно зависим от социальных условий жизни.
Значительное количество современных детей до 3 лет находятся в зоне риска. Речь идет о психическом, социальном, нервно-психическом неблагополучии в развитии и иных ОВЗ. Нарушения развития проявляются в период интенсивного формирования высших психических функций и влияют на дальнейшую социальную адаптацию ребенка, а значит на качество его жизни в целом. Представление о том, что именно медицинский диагноз определяет возможности развития ребенка с ОВЗ — заблуждение. Ключ к успеху — ранняя помощь.
Выявление отклонений в развитии и раннее начало комплексной помощи позволяют корректировать уже имеющиеся нарушения и предупреждать возникновение следующих. В связи с этим все более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка раннего возраста. Ранняя помощь связана с правом детей и их семей на получение сопровождения — комплекса услуг, программ, предназначенных для детей группы риска, детей с ОВЗ. Она предполагает создание индивидуально-развивающих программ, использование различных форм взаимодействия с семьей.
Специалисты службы ранней помощи при содействии воспитателей разрабатывают индивидуальные программы реабилитации детей с ОВЗ, которые включают в себя набор мероприятий по психологической, педагогической и социальной реабилитации, соответствующих возрастным и личностным особенностям ребенка и уровню тяжести ограничений его жизнедеятельности. Большая ответственность за результат коррекционно-педагогической работы лежит на специалистах — врачах, дефектологах, логопедах, воспитателях.
Новые педагогические технологии воспитания и обучения детей с ОВЗ расширяют зону ответственности, включая в нее родителей, активизируют сотрудничество с семьей. Воспитатели и специалисты ищут новые возможности интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников. Это позволит максимально учесть возможности детей, пожелания родителей и усовершенствовать систему образования на современном этапе его модернизации.
Мы надеемся, что на страницах этого номера журнала вы найдете для себя интересный материал, который поможет вам в практической работе с детьми раннего возраста с ОВЗ.
С добрыми пожеланиями,
главный редактор С.Ю. Танцюра