Ригина Наталья Феликсовна,
руководитель Международной школы социальной работы ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, Москва
Уважаемая Наталья Феликсовна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного о себе.
С начала 90-х гг. XX в. я активно работаю в области развития международного сотрудничества в социальной сфере. Участвовала в реализации проектов Евросоюза, международных и двусторонних программах, направленных на повышение качества социального обслуживания уязвимых групп населения в различных регионах России. Степень международного магистра социальной работы я получила в Швеции, где училась на факультете социальной работы Гётеборгского университета. С 2001 г. была директором по взаимодействию с госструктурами и международному сотрудничеству благотворительного фонда «Даунсайд Ап», занималась вопросами адаптации зарубежных междисциплинарных моделей сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, к российским условиям.
В настоящее время работаю в Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы заведующим отделом аттестации и руководителем Международной школы социальной работы института.
Чем интересен зарубежный опыт специалистам системы образования и социальной защиты населения?
Повышение интереса российских специалистов к зарубежному опыту в области социально-психологической помощи и коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями развития сегодня определяется общностью задач, стоящих перед государством и обществом, как в нашей стране, так и в мире. Они обусловлены современной демографической ситуацией, повышением продолжительности жизни группы людей, имеющих врожденные пороки развития, включая нарушение интеллекта, ростом детской инвалидности, развитием инклюзивных процессов и изменением отношения общества к проблеме принятия инвалидности как одного из проявлений человеческого многообразия. Решение этих задач требует новых подходов к работе специалистов разного профиля, сопровождающих семью ребенка-инвалида, преодоления узковедомственной разобщенности, овладения специалистами методами «междисциплинарного отражения», т.е. комплексного понимания проблематики и организационного механизма, которые помогут им в дальнейшем управлять совместной деятельностью в данной сфере.
Новые педагогические технологии воспитания, социализации и обучения «особых» детей расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов и родителей. Каковы новые подходы в Европе и России в условиях инклюзии?
Современные инновационные технологии воспитания, обучения и социализации детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, основываются на семейно-центрированном подходе. Участие родителей в процессе реабилитации как полноправных партнеров, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития особого ребенка — процессы, характерные как для стран Европы, так и России. Успешное включение ребенка-инвалида в образовательный процесс и его социализация зависят от организации уровня поддержки всех участников этого процесса: ребенка, родителей и специалистов учреждений разного профиля, с которыми взаимодействует семья на протяжении всего жизненного цикла инвалида.
К примеру, в Великобритании в рамках государственной программы «Дать каждому ребенку шанс» осуществляется практика самостоятельного ведения родителями журнала развития ребенка, разработанного в соответствии с нормативами развития детей с определенным нарушением (синдром Дауна, ДЦП, нарушение слуха и т.д.), в течение первых пяти лет жизни. Журнал становится связующим звеном между семьей и специалистами при организации коррекционно-педагогического сопровождения ребенка, осуществлении социальной и медицинской реабилитации, выстраивании образовательного маршрута.
Каковы способы организации ранней медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии?
Оказание ранней помощи детям с особенностями развития признается всем профессиональным сообществом как необходимая составляющая модели сопровождения семьи ребенка-инвалида. Зарубежная практика дает примеры включения в данную модель перинатальную помощь семье, предполагающую медицинскую, социальную, психологическую поддержку родителей в случае возникновения патологий плода, осложнения течения беременности, рождения ребенка с врожденными пороками развития, послеродовой депрессии. Данный подход к поддержке семьи создает условия, позволяющие женщине или семейной паре осознать себя ответственными участниками рождения ребенка, обеспечить преемственность в работе родовспомогательных учреждений и служб ранней помощи, сократить уровень социального сиротства детей с врожденными пороками развития.
Специалисты государственных и общественных организаций внимательно следят за развитием новых зарубежных технологий ранней помощи, ориентированных прежде всего на семейное воспитание детей-инвалидов, внедряя их в практику и адаптируя к российским условиям.
Расскажите, пожалуйста, о создании развивающей и коррекционной среды для ребенка с ОВЗ.
За рубежом создание инклюзивной среды для детей с разными образовательными потребностями лежит в основе универсального подхода к обучению в условиях общеобразовательной школы детей с расстройствами аутистического спектра, нарушением интеллекта, а также недостаточно владеющих языком, на котором ведется преподавание. Коррекционно-развивающая среда становится важной составляющей этого процесса, направленного на решение задач личностно-ориентированного образования. Сегодня проблема методического и организационного обеспечения данного процесса, роста профессиональной компетенции педагогов формирует запрос на изучение зарубежного опыта в области инклюзивных технологий с учетом требований к содержанию и доступности образования для всех детей в нашей стране.
Расскажите о новых интересных проектах в Международной школе социальной работы института.
Я полагаю, что для читателей журнала особый интерес представляют программы развития сотрудничества со специалистами Франции в области организации межведомственного подхода к профилактике детской инвалидности и комплексного сопровождения детей с врожденными пороками развития и генетическими аномалиями и их семей. Проведение международной конференции по данной тематике планируется в ноябре 2016 г. Она будет продолжением сотрудничества специалистов Москвы и региона Южные Пиренеи, сложившегося в ходе стажировки специалистов детских учреждений в г. Тулузе в апреле этого года.
Интересен также зарубежный опыт в области социализации и интеграции детей с расстройствами аутистического спектра. Междисциплинарная конференция, приуроченная к Всемирному дню распространения информации об аутизме, состоялась в 2016 г. на базе нашего института.
Впереди — организация серии вебинаров, посвященных зарубежным инновационным технологиям работы с детьми с ОВЗ, а также стажировок и мастер-классов в России и за рубежом.
Что Вы пожелаете специалистам, работающим с детьми с ОВЗ?
Хочется пожелать успеха в работе, профессионального роста, интересных проектов в сфере вашей деятельности, открытости к знаниям и всему новому, пополнения арсенала коррекционно-педагогических технологий.
Беседовала С.Ю. Танцюра