Модель интеграции и инклюзии для детей с ОВЗ
Развитие интегрированных форм обучения, инклюзия детей с ОВЗ — требования сегодняшнего дня. Это не означает отказа от достижений, сложившейся в России системы специального образования. Неоднородность нарушений детей с ОВЗ предусматривает дифференцированные варианты специального стандарта.
Первый вариант СФГОС (цензовый уровень) предполагает, что дети получают цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде. При этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями его здоровья. Второй вариант СФГОС (цензовый уровень) предусматривает введение детей в более сложную социальную среду, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Третий вариант СФГОС (не цензовый) ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или со множественными нарушениями развития. Четвертый вариант СФГОС (индивидуальный уровень школьного образования) предусматривает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно индивидуальными возможностями ребенка, резко ограниченными состоянием здоровья.
Согласно решению Коллегии Минобрнауки РФ, «развитие интегрированных форм обучения лиц с ОВЗ должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности». Новый детский сад, новая школа — это сад и школа для всех детей, это понимающие педагоги, новая учебная среда, доступное обучение.
Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно широк: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до построения адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. В ней должны быть указаны методический материал, методы обучения, учитываться особенности развития и образовательные потребности детей с ОВЗ. Такое содержание программы характерно для каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ. По мнению директора Института коррекционной педагогики РАО Н.Н. Малофеева, школьное обучение необходимо построить так, чтобы выпускники научились самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, правильно реагировать на разные жизненные ситуации.
Модель интеграции и инклюзии для детей с ОВЗ предусматривает: раннее вмешательство; медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с ОВЗ; подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения детей с ОВЗ с учетом уровня их психофизического и речевого развития. Любая модель интеграции или инклюзии должна быть доступна и полезна ребенку с ОВЗ, но при этом не должна препятствовать нормально развивающимся детям получать качественное образование. Модернизация образования детей с ОВЗ предполагает целенаправленную подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ; формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, развития идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ; обучение родителей детей с ОВЗ методам их воспитания, обучения и реабилитации.
Дорогие читатели, мы приглашаем вас к сотрудничеству — пишите, звоните, приезжайте.
С добрыми пожеланиями в новом учебном году, главный редактор С.Ю. Танцюра