Думают иные — те, кто звуки слышит,
Те, кто видит солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
Слепоглухонемая О. Скороходова
По решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в ноябре отмечают Международный день слепых (International Day of the Blind). До XVIII в. мир не знал учебных заведений для людей с нарушением зрения. В. Гаюи впервые продемонстрировал свой метод обучения слепых с помощью придуманного им шрифта. В 1784 г. в Париже без поддержки правительства и благотворительных обществ, на свои личные средства в собственном доме, он открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». В. Гаюи разработал рельефно-линейный шрифт «унциал», при помощи которого невидящие дети обучались чтению, и начал печатать книги для слепых. В 1803 г. им было открыто первое учебно-воспитательное заведение для слепых в Санкт-Петербурге.
Сегодня в мире, по оценке ВОЗ, примерно 124 млн слепых людей. Во многих странах мира в Международный день слепых проводятся различные мероприятия. Их задачи — привлечь внимание общества к людям, потерявшим зрение, и слабовидящим, а также создать условия для всестороннего участия этих людей в жизни общества, расширения их возможностей получения знаний и информации посредством информационно-коммуникационных средств, повышения их занятости, в целом улучшения образа жизни.
Жизнь людей с нарушением зрения имеет свои особенности, трудности и проблемы. О том, как дети с такой патологией познают мир, какой материал должен использовать специалист на занятиях с ними, как взаимодействовать, какие новые формы работы использовать в практической деятельности, рассказывается в этом номере. На сайте www.vos.org.ru вы найдете полную информацию о деятельности Общества по защите прав и интересов инвалидов по зрению, о его участии в определении и реализации государственной политики в отношении инвалидов. Мы надеемся, что этот номер журнала поможет расширить профессиональные границы специалистов в получении информации. Благодарим всех, кто поделился своим профессиональным опытом. Особую признательность мы выражаем сотрудникам Тульской областной специальной библиотеки для слепых и специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 26 г. Рязани.
Желаем всем успеха в поиске информации и новых подходов к решению наших общих задач!
С добрыми пожеланиями, главный редактор С.Ю. Танцюра