Принцип наглядности — «золотое правило» дидактики — один из ведущих в обучении дошкольника, позволяющий добиться более качественного усвоения материала и помогающий реализовать принципы обучения детей, перечисленные в ФГОС ДО.
Наглядно-дидактический материал представляет собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой — дидактическую игру со своим со держанием, организацией и методикой проведения. С помощью данного материала стимулируется игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Требования, предъявляемые к подбору дидактического материла: знаком ребенку по содержанию, грамматическому оформлению, соответствует лексической теме.
Для коррекции звукопроизношения: игрушки-свистульки, губные гармошки, воздушные шары, надувные игрушки (для постановки звуков); шпатель, постановочные логопедические зонды, этиловый спирт, вата, бинт; артикуляционные профили, карточки с приемами постановки звуков; игрушки, картинки, стихи, игры, альбомы, логопедические тетради; чистоговорки, рассказы, карточки с заданиями (для автоматизации звуков).
Для активизации и обогащения словарного запаса: предметные, сюжетные картинки и игрушки на лексические темы, на классификацию предметов, стихи, загадки, рассказы, игры, альбомы.
Для развития связной речи: картинки предметные и сюжетные; книги, альбомы, стихи, рассказы.
Для обучения грамоте: графическое письмо, кассы букв и слогов (раздаточный материал); звуковая линейка, касса букв (на стену); азбуки, буквари; звуковые картинки; звуковые схемы; игры.
Помните, что визуализация используется на всех коррекционно логопедических занятиях и позволяет максимально облегчить задачу специалиста по подаче и донесению информации.
Не забудьте подписаться на журнал «Логопед» в 2025 году! С нами всегда интересно!
Главный редактор С.Ю. Танцюра