Можно выделить два магистральных направления в изучении патологии речи у детей — клиническое и психолингвистическое. Клинические исследования первичны, им свойственен особый нозологический подход, комплексная характеристика отдельных клинических случаев, синдромологический анализ. Психолингви стическое направление реализуется в рамках психолого-педагогических исследований. При клиническом подходе нарушение речи рассматривается как патологическое состояние с определенной симптоматикой, этиологией и патогенезом. В МКБ-10 речевая патология относится к классу психических расстройств и расстройств поведения (F00–F99). В зарубежных источниках речевые проблемы детей рассматриваются как коммуникативные расстройства. В руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-4) выделены расстройства экспрессивной речи, фонологическое, смешанное экспрессивно-рецептивное, неуточненное коммуникативное и заикание.
Взаимодействие специалистов реализуется в изучении детей группы, тщательном анализе программ по различным разделам воспитания и обучения, перспективном и ежедневном планировании, организации досуга и развлечений, работе с родителями. Диагноз, структура дефекта, компенсаторные возможности ребенка определяют содержание и форму работы специалистов, каждый из которых в рамках своей компетенции вносит вклад в процесс реабилитации.
Расстройства речи подлежат не только лечению, но и психолого-педагогической коррекции. Безусловно, медицинская помощь во многих случаях необходима (например, при ринолалии или афонии/дисфонии органического генеза), однако недостаточна. Междисциплинарный подход в работе с детьми с ТМНР необходим для их комплексного и целенаправленного обучения и реабилитации и позволяет учитывать все аспекты развития ребенка, обеспечивая всестороннюю помощь.
С добрыми пожеланиями, главный редактор С.Ю. Танцюра