Здравствуйте, Екатерина Николаевна! Насколько системным был выбор Вашей профессии и кем Вы мечтали стать в детстве?
Когда я училась в школе, то я сообщила родителям, что решила стать воспитателем детского сада. За годы обучения в Тольяттинском государственном университете на факультете дошкольного образования мое желание работать с малышами только набирало силу. Тогда же я осознала важность получения специального образования. Выбранный профессиональный путь к работе с особыми детьми был продолжителен, извилист, но оказался верным. Сегодня я веду коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения или задержку речевого развития, осуществляю научное руководство региональными инновационными площадками Самарской области по направлению «Речевое развитие», делюсь практическим опытом с педагогами в рамках образовательной и методической деятельности кафедры дошкольного образования СИПКРО.
Получая профессиональное удовлетворение и радость от работы с детьми, родителями и педагогами, понимаю смысл и убеждаюсь в важности дальнейшей самореализации в образовании.
Чем можно объяснить «спрос» на логопеда сегодня, и какими знаниями он должен обладать?
Объективной причиной «спроса» является ухудшение показателей здоровья детей, рост числа детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации. Часто соматические проблемы ребенка сопровождаются различными речевыми патологиями.
Ежегодный мониторинг, проводимый кафедрой дошкольного образования СИПКРО, подтверждает дефицит педагогов, имеющих специальное образование и готовность работать с детьми с ОВЗ, при постоянном росте числа таких детей, в том числе в группах общеразвивающего вида. Ситуация осложняется непониманием родителей важности своевременной диагностики и раннего начала коррекционной работы. Выжидательная позиция родителей неговорящих детей, а также ошибочное мнение, что ребенок заговорит, когда пойдет в детский сад, приводит к осложнениям развития и вторичным нарушениям психогенного характера.
Участвуя во многих мастер-классах, конференциях в Самаре и Тольятти, я обратила внимание на интересные пособия, разработанные практиками. Есть ли поддержка Института в рамках трансляции профессионального опыта сотрудников учреждения и в чем она проявляется?
Кафедра дошкольного образования СИПКРО во главе с заведующей, канд. пед. наук Ю.В. Карповой уделяет особое внимание и методическую поддержку активным творческим педагогам Самарской области. В рамках государственного задания кафедра ежегодно проводит более 10 профессиональных конкурсов, фестивалей профессионального мастерства и других мероприятий, где каждый желающий педагог может представить авторские методические продукты, а также опубликовать свои разработки в Альманахе и электронных сборниках методических разработок.
Что касается реализации образовательных программ: тематики и содержания, как процесс сочетания теории и практики происходит в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования в Самаре?
Сочетание теории и практики обеспечивается высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. Программы курсов повышения квалификации разрабатывают и реализуют ведущие специалисты, имеющие собственные научные разработки, практический опыт работы в системе образования, опыт преподавательской деятельности в дополнительном профессиональном и высшем образовании. Современные достижения науки обобщаются и экспериментально апробируются в образовательных учреждениях, имеющих статус площадок: региональных инновационной, пилотной по ФГОС ДО, стажировочной.
Специфика дополнительного профессионального образования имеет практико-ориентированный характер и связана с обучением специалистов новым методам и современным эффективным технологиям, проверенным на практике. Инструмент, который получает педагог, обучаясь, всегда может быть использован в профессиональной деятельности. Практические задания и итоговые работы по курсам — это образцы методических продуктов или дидактических пособий. В дальнейшем они становятся полноценными авторскими разработками.
Ранее Вы сотрудничали с несколькими практическими учреждениями в рамках региональной инновационной площадки «Мотивация речевой деятельности у неговорящих детей», расскажите об этом нашим читателям подробнее.
Региональная инновационная площадка «Мотивация речевой деятельности у неговорящих детей» создана приказом Минобразования Самарской области на базе МБДОУ ЦРР — д/с № 402.
Идея проекта состоит в создании методического центра для педагогов ДОО, который объединит всех специалистов отрасли в решении проблем повышения доступности и качества образования детей раннего и дошкольного возраста, оказания ранней помощи детям, имеющим особые образовательные потребности. Целевой результат деятельности площадки — освоение и применение педагогами Самарской области современных образовательных технологий мотивации речевой деятельности и запуска речи. Для педагогов области проведено более 10 образовательных мероприятий, среди которых особый интерес вызвали обучающий семинар С.Ю. Танцюры, супервизия Т.Г. Визель.
В соавторстве с коллегами детских садов № 56 г. Сызрани и № 173 «Дельфин» г. Тольятти подготовлены к изданию учебно-методические пособия: «Маленькая умница», «Мотивирующая среда развития речи», «Вкладыши».
Сегодня деятельность площадки активно продолжается, расширяется профессиональное сообщество педагогов, заинтересованных в использовании современных технологий работы с неговорящими детьми раннего и дошкольного возраста, появляются новые площадки опытно-экспериментальной работы в рамках данного направления. Так, например, в 2020 г. детский сад № 56 г. Сызрани получил статус пилотной площадки по внедрению альтернативной системы коммуникации Макатон в работу с неговорящими детьми. Это уникальный опыт для Самарской области, который получит широкое распространение благодаря взаимодействию ДОО с кафедрой дошкольного образования СИПКРО и участию ведущих специалистов Самарской области и России.
Дальнейшие перспективы развития проекта я вижу в расширении профессионального сообщества организаций и заинтересованных педагогов Самарской области, развитии межведомственного взаимодействия в интересах ребенка, совершенствовании методической базы запуска и развития речи.
Есть ли в планах создавать новые проекты, и на что они будут направлены?
Появление нового проекта — это всегда ответ на запрос педагогов-практиков в изменяющейся или сложной ситуации педагогической деятельности. Появляются дети со сложными нарушениями в общеразвивающих группах, а подготовка педагога к работе с ними требует времени и обучения. Индивидуализация образования, учет интересов и возможностей каждого ребенка утверждены ФГОС ДО. В сложившихся условиях переполнения групп сегодня эта актуальнейшая проблема, требующая научного и практического решения, может стать перспективным проектом.
Специфика работы с особым ребенком определяется его состоянием, типом нарушения, особенностями развития, образовательными потребностями и возможностями. Так, например, у детей с гиперактивностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы, РАС в связи с неравномерностью развития психики встречаются самые разные особенности, а значит и условия должны быть разные для каждого. Индивидуальные формы работы должны стать основными в коррекционно-развивающей деятельности специалистов. С них должна начинаться работа, а далее может быть осуществлен очень медленный и постепенный переход к фронтальным формам.
Для каждого ребенка своя нужна социальная и предметно-пространственная среда в соответствии с особенностями восприятия, внимания, эмоциональной сферы, сформированными умениями и навыками. Перенасыщенность среды, характерная для детских садов, не способствует развитию особых детей, может приводить к психо-эмоциональным перегрузкам, что дополнительно усугубляет состояние ребенка. Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды для инклюзивной группы также может стать педагогическим проектом.
Что служит вдохновением творческих идей в работе с разными дошкольными организациями?
Источник вдохновения — люди. Общение со специалистами-коллегами и учителями наполняет новыми идеями и зажигает энергией. Результаты работы, динамика развития ребенка дают силы и желание продолжать работу, искать новые методы и средства, создавать новые пособия.
Теория и практика, наука и исследования, как сочетаются данные понятия в сотрудничестве с учреждениями?
Сотрудничество научно-педагогических кадров с педагогами-практиками в рамках опытно-экспериментальной работы — это традиционная модель развития науки и образования. Крупные научно-исследовательские институты и отдельный педагог-исследователь имеют базу проведения экспериментов и апробации своих теоретических разработок. Могут быть разные названия и статусы (пилотная, инновационная), но главное — наличие ресурсов у организации и заинтересованность педагогического коллектива в изменениях, которые обязательно последуют.
Работа с родителями — сложный, но необходимый процесс педагогического взаимодействия, как это реализуется в разных учреждениях. Расскажите об этом, пожалуйста.
При всеобщем понимании важности включения родителей в педагогический процесс реальная практика зависит от конкретного педагога, корпоративной культуры, принятой в конкретной образовательной организации. Также как нельзя начинать коррекционную работу с ребенком, не установив с ним эмоционального контакта, невозможно и конструктивное общение с родителем без установления доверительных отношений. Моя работа начинается с участия родителя в занятии, где родитель получает образцы простых и эффективных практик, которые должны быть применены дома в играх и свободной деятельности. Далее идет постоянная консультационная поддержка семьи, обсуждаются проблемы и достижения ребенка с обязательной видеофиксацией результатов.
Взаимодействие с родителями важно вести целенаправленно, системно, постоянно, начиная еще до прихода ребенка в группу. Ждете очереди в детский сад — готовьтесь к адаптации в нем, соотносите условия воспитания в ДОО с возможностями ребенка, познавайте методы и приемы домашнего образования. Привели ребенка — готовьтесь к тесному сотрудничеству с воспитателем, развивайте культуру общения со специалистами и родительским сообществом, учитесь нести ответственность за своего ребенка и его развитие.
Что бы Вы хотели пожелать тем, кто только начинает свой профессиональный путь?
Вдохновения и творчества, ведь творчество — это самый надежный источник жизненных и профессиональных сил и ресурс собственного развития.
Спасибо за интервью!
Беседовала С.Ю. Танцюра