Тема номера: Современные технологии в работе логопеда
Содержание
Колонка главного редактора
Танцюра С.Ю. Современные образовательные технологии в обучении
Исследования
Грушка А.С. Преодоление нарушений звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией
Для коррекции нарушений звукопроизношения целесообразно сочетать различные методики, дополняющие друг друга. В статье представлен теоретический обзор таких коррекционных методик для старших дошкольников со стертой дизартрией. Рассматриваются как сами классические методы, так и средства, расширяющие их функционал, например дыхательная гимнастика.
Новые формы работы
Юркова Е.Г. «Африканское приключение Джуманджи»
Описанное в статье занятие предназначено для детей с ОВЗ 6–7 лет. В сценарии используются современные методики и тех нологии: интерактивная игра с элементами стимуляции мозжечка с помощью балансировочной доски, артикуляционной гимнастики, биоэнер гопластики, музыкально-ритмических упражнений с клавесами. Использован также метод интеграции образовательных областей по ФГОС ДО.
Предлагаем обсудить
Добролюбова М.В. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с речевыми нарушениями
В статье представлен опыт работы по применению такой формы взаимодействия логопеда и психолога, как бинарные занятия с детьми групп компенсирующей направленности. Цель данного опыта — создание единого коррекционно-образовательного пространства. Описаны методические основы работы над созданием картотеки игр и заданий.
Кремлёва С.В. Коррекционно-образовательный маршрут детей с сенсорной алалией
В статье описывается клиническая картина нарушения речи у дошкольников с сенсорной алалией и уровень развития их речевых процессов, дается психолого-педагогическая характеристика. Показы вается этапность логопедической коррекции детей с сенсорной алалией в ее связке с информационно-коммуникационной образовательной технологией: раскрывается содержание интерактивных игр с использованием программно-дидактического комплекса «Логомер-2» и тренажера «Учимся говорить правильно» в рамках развития импрессивной и экспрессивной речи.
Методическая гостиная
Москаленко К.Г. Мастер-класс для педагогов «Нейроритмика с детьми с ОВЗ»
Важная часть педагогической работы — обмен опытом. В статье в форме сценария мастер-класса представлен комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, способствующих улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала. Материал будет интересен не только учителям логопедам, но и другим педагогам ДОО.
Кравченко С.В. Игровая логопедическая мозаика
Творческая инициатива педагога — одна из составляющих его профессионального успеха. В статье представлена картотека игр на основе игрового набора «Дары Фрёбеля», разработанная и изготовленная автором. В ней содержатся игры на развитие слоговой структуры слова, фонематического слуха и грамматического строя у детей с ОНР.
Приглашаем на занятие
Марковская Н.Н. «Веселый звук э»
В статье представлен конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР. Непосредственная образовательная деятельность направлена на развитие фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Занятие соответствует плану коррекционно-развивающей работы и требованиям Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР (под ред. Л.В. Лопатиной), на основе которой было составлено.
Федирко Э.И. Головные уборы, обувь
Занятие и игра на основе совместной деятельности со сверстниками и взрослым неизменно пользуются у детей популярностью. В статье представлен сценарий такого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР, наполненное упражнениями и дидактическими играми и завершающееся самостоятельной творческой деятельностью на основе изученного и закрепленного материала.
Досуги и развлечения
Маликова А.И. «Чудеса язык творит, очень быстро говорит!»
Скороговорки не только учат правильному произношению, но также расширяют словарь, кругозор и приобщают к народному творчеству. В статье представлен сценарий логопедического развлечения с родителями, позволяющий продемонстрировать речевые умения после коррекции, построенный на обширном фольклорном и авторском литературном материале.
Щепотьева К.В. Речевое театрализованное мероприятие по сказке «Теремок»
Автор приводит сценарий речевого мероприятия в подготовительной к школе логогруппе детского сада, позволяющего реализовать сразу несколько логопедических задач: формирование фонематического восприятия, грамматического строя речи, диалогической речи, навыка работы в коллективе, работы над интонацией и силой голоса. Занятие проходит в форме театрализованной игры, что значительно повышает заинтересованность и вовлеченность детей в процесс.
Игры и оборудование
Климова О.Ю. Нейроковрики в логопедической работе с детьми
Недостатки развития детей наилучшим образом поддаются исправлению в дошкольном возрасте. Авторы статьи, ссылаясь на исследования ученых, отмечают, что развитие речи невозможно без двигательного развития, и представляют конкретные описания авторских игр с использованием нейроковриков, относящихся к числу наиболее эффективных средств коррекции и помогающих добиться максимально возможных успехов в преодолении речевых затруднений дошкольников.
Каплина Н.А., Соколова М.Б., Кабанова Е.М. Подвижная игра «Ловкий калейдоскоп» для детей с ДЦП и ТМНР
«Ловкий калейдоскоп» — авторская игра для детей с ограниченными возможностями, развивающая координацию, внимание и ловкость. Участники ловят намагниченные тканевые геометрические фигуры с помощью удочек. Игра улучшает физические и когнитивные навыки, включает соревнования и командные задания. В статье приводятся методические рекомендации и иллюстрированные варианты организации игры.
Рыжикова Д.С. Авторская дидактическая игра «Четыре брата» для детей с ОВЗ
В настоящее время, по мнению автора статьи, формирование представлений о величине предметов окружающего мира и ее признаках становится для детей проблемой. В статье представлено описание занятия, на котором дети в игровой форме учатся дифференцировать и вербализировать качественные прилагательные по противопоставлениям, определять предмет по набору признаков и ассоциациям, производить качественное описание заданного предмета. Использование автором фигурных изображений также активно включает в работу моторику детей.
Взаимодействие с семьей
Степанова К.С. Консультативная работа учителя-логопеда, педагогов и родителей
Совместная работа всех специалистов ДОО очень важна для гармоничного развития дошкольников, а также для наиболее эффектив ного решения проблем их развития. Не менее важно вовлекать в процесс родителей. В статье описывается практическое взаимодействие учителя логопеда с педагогами ДОО и семьями обучающихся в рамках консуль тативной работы.
Методика коррекционной работы
Бобровская Н.И. Фразеологизмы как средство развития речи и коммуникативных универсальных учебных действий. Для детей с ЗПР
Подчеркивая взаимосвязь развития речи и мышления, коммуникативных навыков, автор описывает использование в своей работе фразеологизмов и устойчивых сочетаний. Даны рекомендации, с чего стоит начать, также пред ставлен сборник упражнений с описанием задания и речевым материалом.
Молодому логопеду
Баратова М.С. Автоматизация звука л в слогах и словах. Логопедическое занятие с элементами биоэнергопластики
В статье представлен сценарий занятия в подготовительной к школе группе на автоматизацию звука [л] с применением биоэнергопластики. Автор подробно описывает упражнения, использует дыхательную и пальчиковую гимнастику.
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"