Логопед №7/2016

Тема номера:

«Подготовка к обучению детей с ОВЗ»

Содержание

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • ГБУ ЦССВ «Берег надежды» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, Москва
    • ГБУ ЦССВ «Солнечный круг», Москва
    • Коррекционно-образовательный центр, Санкт-Петербург
    • МАДОУ д/с № 9 «Журавлик», г. Великий Новгород
    • МАДОУ д/с № 209, г. Златоуст Челябинской обл.
    • МАДОУ ЦРР — д/с № 33 «Радуга», г. Губкин Белгородской обл.
    • МБДОУ д/с № 1, г. Апшеронск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 39, хутор Братский Усть-Лабинского р-на Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 46 «Надежда», г. Норильск Красноярского края
    • МБДОУ д/с № 61, г. Киселевск Кемеровской обл.
    • МБДОУ д/с № 134, г. Братск Иркутской обл.
    • МБДОУ д/с № 163, г. Краснодар
    • МБДОУ д/с «Надежда», г. Екатеринбург
    • МБДОУ ЦРР — д/с № 41, г. Саров Нижегородской обл.
    • МДОУ д/с № 40, г. Ухта, Республика Коми
    • МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «детский дом “Радуга”», г. Киселевск Кемеровской обл.
    • ОГБОУ «Школа-интернат № 26», г. Рязань
    • СП д/с «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ № 16 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Жигулевск Самарской обл.
    • Студия детского развития, пгт Краскино Хасанского р-на Приморского края

    Авторы:

    • Дрожжина Юлия Сергеевна
    • Егорова Галина Викторовна
    • Елина Юлия Николаевна
    • Жолудь Ирина Васильевна
    • Зайончковская Елена Владиленовна
    • Зяблицкая Алена Андреевна
    • Игошина Мария Александровна
    • Ишкова Наталья Сергеевна
    • Капустина Ксения Викторовна
    • Кокова Екатерина Васильевна
    • Комарова Татьяна Петровна
    • Кулешова Татьяна Анатольевна
    • Кузнецова Елена Александровна
    • Мамина Юлия Владимировна
    • Назарова Ольга Борисовна
    • Негодина Светлана Юрьевна
    • Отводенкова Эльвира Витальевна
    • Охапкина Яна Владимировна
    • Парипса Ольга Богдановна
    • Перепелица Татьяна Васильевна
    • Петрова Галина Васильевна
    • Пугач Ольга Сергеевна
    • Рекунов Сергей Николаевич
    • Сенкова Елена Александровна
    • Смирнова Ольга Владимировна
    • Сорокина Анастасия Александровна
    • Сотникова Валентина Николаевна
    • Филина Татьяна Леонидовна
    • Шлыков Антон Юрьевич
    • Щербакова Наталья Сергеевна

Колонка главного редактора

Гость номера

Мастер-класс

Исследования

  • Шлыков А.Ю. От звука к букве. Упражнения для развития артикуляции младших школьников

    Учебная деятельность в период обучения грамоте начинается с анализа звучащей речи и обозначения ее графическим моделированием.

    Специальные исследования Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Д.Б. Эльконина и других показывают, что недостаточная ориентировка в звуковой действительости языка, даже незначительная несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам в овладении чтением и письмом.

    Анализ работ, посвященных звуковой стороне развития речи ребенка (А.И. Гвоздев, И.X. Швачкин и др.), показывает, что, как правило, формирование фонематического слуха заканчивается очень рано — к двум годам — о чем свидетельствует полное фонематическое различение ребенком всех звуков родного языка.

    Тот факт, что детская речь по своему звуковому составу может отличаться от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями, исследователи объясняют «моторными причинами» (А.И. Гвоздев), т.е. несовершенством детской артикуляции.

    Даже незначительное искажение речевого звука во время произношения приводит к тому, что ребенок, понимая смысл произнесенного слова, не может не только дифференцировать фонемы, но и, искажая звуковой код, выбирать по нему ошибочную букву.

Новые формы работы

  • Филина Т.Л. Воспитательно-образовательная работа с детьми с синдромом Дауна в условиях детского дома

    Целью написания данной статьи послужило желание внести в повседневную жизнь детей с синдромом Дауна какое-то разнообразие и признаки жизнерадостности, с помощью которых они смогли бы раскрыть свои способности и умения, найти общение с другими детьми.

Предлагаем обсудить

  • Петрова Г.В. и др. Развитие коммуникативных навыков как фактор успешной социализации старших дошкольников с ТНР

    Петрова Г.В., Назарова О.Б., Отводенкова Э.В., Дрожжина Ю.С.

    В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

    Представленная система коррекционно-развивающих занятий направлена на коррекцию проявлений эмоционального неблагополучия, развитие грамотной связной речи как средства общения детей с ТНР.

Методическая гостиная

  • Перепелица Т.В. Театрализованные занятия по мотивам русских народных сказок для детей 3—5 лет

    В статье представлены сценарии занятий по мотивам русских народных сказок для детей 3—5 лет.

    В них используются загадки и чистоговорки. Они тренируют подвижность органов артикуляции, способствуют автоматизации поставленных звуков в непринужденной игровой форме, воспитывают звуковую культуру речи, развивают творческие способности, учат правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи, формируют актерские навыки и дикцию. Логопед распределяет роли для детей, учитывая речевые возможности, дети исполняют их.

  • Дрожжина Ю.С., Негодина С.Ю Предметно-пространственная среда как фактор развития и социализации дошкольников с ОВЗ

    В статье описывается опыт работы по организации предметно-пространственной среды в группах для детей с ОВЗ.  Она предоставляет каждому ребенку равные возможности в развитии тех или иных качеств личности, формировании навыков и умения, необходимых для успешной социализации при обучении в школе.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Кузнецова Е.А. Кто как поет. Занятие для детей 4—5 лет с нарушениями зрения

    Занятие направлено на развитие пространственных представлений, слухового восприятия детей с нарушениями зрения.

  • Охапкина Я.В., Пугач О.С., Кокова Е.В. Прогулка в осенний лес. Интегрированное занятие для детей 6—7 лет с ЗПР

    Цель: систематизация знаний по лексической теме «Осень».

    Задачи: Обучающая: обучать нетрадиционным способам изображения предметов.

    Развивающие:

    • развивать общую и мелкую моторику, восприятие целостного изображения, динамический и звуковысотный слух, чувство ритма;
    • продолжать знакомить с музыкальными инструментами.

    Воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки, взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, любовь и бережное отношение к природе.

Досуги и развлечения

  • Мамина Ю.В. День рождения звука. Праздник для детей 6—7 лет с ТНР

    У некоторых детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) звукопроизношение искажено в силу возрастных особенностей или из-за речевого дефекта. При проведении коррекционной работы у них начинает появляться правильное произношение. Этому событию в нашем детском саду посвящается праздник «День рождения звука», который проводится 2—3 раза в год, по мере того как у детей появляются в речи звуки.

    На праздник приходит какой-нибудь гость.  Это может быть клоун, старуха Шапокляк, Веселинка и т.д. Дети помогают герою, выполняют задания и играют в разные игры. Этот праздник предполагает взаимодействие всех участников коррекционного процесса.

Игры и оборудование

  • Зяблицкая А.А. и др. Применение лэпбука при автоматизации звуков у старших дошкольников

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует инновационных ресурсов. Один из них — компетентность педагогических кадров, развитие их способности к решению новых образовательных и педагогических задач. 

    В своей логопедической практике мы начали изучать и использовать совершенно новое интересное незаменимое методическое пособие — лэпбук.

    Лэпбук (от англ. lap — колени и book — книга) — небольшая самодельная интерактивная папка, книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными забавными деталями, в которую помещены материалы на определенную тему.  Ребенок может удобно разложить ее у себя на коленях и за один раз просмотреть все содержимое.

  • Игошина М.А. Звуковые кубики. Авторское пособие для развития звукобуквенного анализа у старших дошкольников

    Основные задачи логопеда, работающего со старшими дошкольниками, — осуществлять профилактику дисграфии и дислексии, формировать и развивать фонематические анализ и синтез. Помимо традиционных графических схем в качестве вспомогательных средств авторы применяют звуковые кубики зеленого, синего и красного цвета.

    Цвета соответствуют характеристикам звука. Красный — гласные, синий и зеленый — соответственно твердые и мягкие согласные звуки.

    Авторами предлагаются несколько вариантов игр с применением звуковых кубиков.

  • Капустина К.В. Ознакомление с наречиями старших дошкольников с ОНР в игровых упражнениях

    Условия обучения ребенка с ОНР определяются особенностями речевого развития. Детям с его нарушением требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи. Понимание значения слов во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его значимые единицы, определять родственные слова. Детям с ОНР, как правило, это удается с трудом, что препятствует самостоятельному расширению словаря.  Поэтому особое значение приобретают занятия по формированию умений различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль.

  • Егорова Г.В. «Радужный бассейн». Игровые технологии в работе учителя-логопеда

    Использование новых игровых технологий в работе с дошкольниками значительно улучшает качество образовательной работы. Эффективность применения различных материалов в работе с детьми показали еще работы М. Монтессори.  Ее методика положена в основу создания нового оборудования, которое авторы назвали «Радужный бассейн».

Взаимодействие с семьей

  • Смирнова О.В. Проект «Дневник успеха». Взаимодействие логопеда и родителей в образовательном процессе

    Одно из важнейших направлений в коррекционно-развивающей деятельности логопеда - работа с родителями как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с речевыми нарушениями. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

    Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Актуальность проекта «Дневник успеха» определяется реальными потребностями родителей в повышении компетентности в вопросах речевого развития и оказания коррекционно-развивающей помощи своему ребенку.

  • Зайончковская Е.В. Мы со звуками играем. Мастер-класс для родителей

    Задачи

    Коррекционно-образовательные:

    • проверять прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте;
    • учить применять их в практической деятельности — игре.

    Коррекционно-развивающие:

    • закреплять знания об органах артикуляции, умения различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки в начале слова;
    • развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес к речевым играм;
    • формировать умение работать в команде.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Жолудь И.В. Коррекция невротической формы заикания у младших школьников (начало)

    Заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством ее нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Иными словами, заикание — нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении. Выделяют несколько форм заикания, в том числе невротическую, источником возникновения которой принято считать психогению (испуг или хроническую психическую травматизацию). Анализ работ специалистов в области заикания (Л.И. Беляковой, Л.С. Волковой, Е.А. Дьяковой, С.Н. Шаховской и др.) показал, что анамнез развития детей с данной формой заикания и особенности их характера, а также само протекание невротической его формы схожи.  

    Автор перечисляет методики и приемы, использующиеся для коррекции невротической формы заикания.

  • Комарова Т.П., Кулешова Т.А. Тактильные книги в обучении школьников с нарушениями зрения

    Тактильные рукодельные книги способствуют развитию сенсорных и умственных способностей ребенка, его абстрактного мышления, что ценно для формирования компенсаторных навыков познания окружающего мира.  Кроме того, хорошо выполненная тактильная книга способствует формированию у ребенка с нарушением зрения интереса к книге и при соответствующем обучении «общению» с такой книгой становится для него «своей». Это обретение позволяет ему быть равным зрячим сверстникам, не чувствовать ущемления.

    На сегодняшний день в России созданием рукодельных тактильных книг для детей с нарушением зрения в основном занимаются библиотеки для слепых. Их специалисты широко обсуждают комплекс проблем, связанных с разработкой рекомендаций к изготовлению этих книг, методического обеспечения развивающих занятий с их применением, поиском форм использования и т.д. Автор статьи предлагает несколько видов тактильных книг с подробным описанием.

Актуально!

Молодому логопеду

  • Ишкова Н.С., Елина Ю.Н. Игрушки. Интегрированное коррекционное занятие для детей раннего возраста

    В настоящее время в ЦССВ «Берег надежды» для детей с ОВЗ, оставшихся без попечения родителей, значительно увеличилось число детей 1—3 лет. Их проживание в семьях, где им не уделялось должного внимания, несомненно, негативно сказывается на уровне их развития в целом.

    Поэтому работа специалистов, в частности, учителя-дефектолога и учителя-логопеда должна быть комплексной и направлена на коррекцию, компенсацию, абилитацию и социализацию воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей. Дети с ОВЗ остро нуждаются в своевременном психолого-педагогическом обследовании и систематическом сопровождении специалистами. В связи с этим возникла необходимость создания системы совместной комплексной работы дефектолога и логопеда.

    В настоящее время авторы статьи разработали систему интегрированных коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с ОВЗ.  Она соответствует нормативно-правовым документам, содержание занятий соотнесено с уровнем развития, возможностями и возрастными особенностями воспитанников Центра, с их индивидуальными потребностями.

  • Сотникова В.Н. Физкультминутки на занятиях по формированию звукопроизношения для детей 3—5 лет

    Физкультминутки — неотъемлемая часть большинства логопедических занятий.

    Цели этой формы работы: предупреждение и снятие у детей утомления, создание условий для активного отдыха, благоприятного для восстановительных процессов ЦНС.

    На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дети знакомятся с гласными и согласными звуками, учатся выделять заданный звук из состава слова, дифференцировать звуки на слух и в произношении.

    Для них были разработаны физкультминутки, соответствующие изучаемому звуку, которые способствуют снятию мышечного напряжения и помогают детям запомнить слова с изучаемым звуком. Учитель-логопед и воспитатели разучивают физкультминутку до занятий, проводят словарную работу, объясняя детям значение незнакомых слов.

    Предлагаем вниманию учителей-логопедов некоторые из таких физкультминуток.

Секреты профессии

  • Сенкова Е.А. Программа профессионального саморазвития учителя-логопеда ДОО

    Эффективность коррекционной работы в ДОО во многом зависит от профессионализма учителя-логопеда. Повышению его профессионального уровня, развитию педагогической компетентности способствует программа саморазвития педагога. В статье представлены цели, задачи, содержание и основные направления реализации программы профессионального саморазвития учителя-логопеда ДОО.

Знаете ли вы

  • История обучения детей с ОВЗ

    Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 г., в Англии — в 1648 г. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 г. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX в., сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген в США открывал частные школы для слабоумных детей. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори.

    К началу ХХ в. в Европе появились и стали развиваться основные направления коррекционной педагогики в специальных учреждениях:

    • христианско-филантропическое (в приютах, богадельнях);
    • медико-педагогическое (лечение, воспитание и обучение);
    • педагогическое (обучение детей с нарушениями слуха, зрения, умственной деятельности);
    • психодиагностическое (выявление лиц с нарушениями интеллекта).

    Источник: ru.wikipedia.org

Литературные странички

  • Об образовании…

    Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. Ф.И. Янкович де Мариево

    Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Дж. Сантаяна

    Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. Н.В. Гоголь

    Знания, за которые платят, запоминаются лучше. Рабби Нахман

    Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. А.В. Луначарский

    Источник: www.poznaysebia.com/

  • Знаменитые люди о воспитании и обучении

    Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Н.И. Пирогов

    Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые. А.И. Герцен

    Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А.С. Макаренко

    Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В.О. Ключевский

Спутник журнала

  • Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 2

    Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 7)

    Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 2

    Автор — Воронова А.Е.

    Данное издание — продолжение 1-й части книги. Предлагаемый методический комплекс — целостная, логически построенная программа логоритмических занятий. В приложении дается нотное сопровождение.

    Содержание логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста определяется задачами не только преодоления основных нарушений устной речи, но и коррекции и развития тех психофизиологических функций, которые составляют основу для освоения навыков письма и чтения, особенно слухо-зрительно-двигательной координации.

    Найденный автором пособия путь решения указанной задачи продуктивен, адекватен возрасту, специфике сенсорного и моторного развития детей с речевыми нарушениями.

    Пособие адресовано логопедам, психологам и воспитателям ДОО.

  • Учебно-игровой комплект «Звуки»

    Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 7)

    Учебно-игровой комплект «Звуки [м], [м’], [н], [н’]»

    Автор: Бутырева О.А.

    В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для групповых и индивидуальных занятий c детьми 3—5 лет, направленный на автоматизацию произношения звуков [м], [м’], [н], [н’], а также расширение словарного запаса и развитие связной речи детей.

    В комплект входят: 8 листов формата А4 на картоне (5 карт лото, 60 разрезных карточек), инструкция по работе с комплектом и описание игр.

    Развивающие игры по теме «Звуки [м], [м’], [н], [н’]» помогут:

    • научиться различать их в речи;
    • автоматизировать произношение звуков [м], [м’], [н], [н’];
    • согласовывать существительные с числительными, прилагательными и глаголами;
    • расширить словарный запас ребенка.

    Материал идеально подходит для обучения в игровой форме. Красочные рисунки сделают обучение радостным и интересным, а игры превратят занятие в захватывающее соревнование.

Книжная полка

Вести из сети

Как подписаться

Анонс

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Логопед
  • Год: 2016
  • Номер: 7
Прочитано 5310 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868