Тема номера
«Ранняя помощь детям с ОВЗ»
Содержание
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- ГБОУ «Гимназия № 1512», Москва
- ГБОУ РОЦ № 20, Москва
- ГБС(К)ОУ школа-интернат № 2, г. Жигулевск Самарской обл.
- ГБУ ЦССВ «Благодарение», Москва
- ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», Москва
- ГКУ ЦССВ «Центральный» Департамента труда и социальной защиты населения, Москва
- КГБУЗ ККПД № 5, г. Норильск Красноярского края
- МАДОУ д/с № 57, г. Казань
- МБДОУ д/с № 1 «Аленушка», г. Октябрьский, Республика Башкортостан
- МБДОУ д/с № 1 им. Ю.А. Гагарина, г. Анива Сахалинской обл.
- МБДОУ д/с № 3, пос. Емельяново Красноярского края
- МБДОУ д/с «Светлячок», г. Волгодонск Ростовской обл.
- МБДОУ «Чертковский д/с № 2», пос. Чертково Ростовской обл.
- МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева», с. Верховажье Вологодской обл.
- МБОУ «Средняя школа № 16», г. Ачинск Красноярского края
- МКДОУ д/с № 4 «Сказка», г. Малмыжа Кировской обл.
- МКДОУ д/с № 88, г. Новосибирск
- Центр развития «Детский Университет», Москва
Авторы:
- Ахмадеева Зульфира Рашитовна
- Базарова Нонна Николаевна
- Брусилова Лариса Анатольевна
- Гальцева Наталья Анатольевна
- Григорьева Екатерина Сергеевна
- Данилевич Татьяна Александровна
- Зобенко Светлана Микзякиновна
- Кайдан Ирина Николаевна
- Корсакова Елена Николаевна
- Леонова Ольга Анатольевна
- Матвеева Светлана Николаевна
- Матушевская Анна Анатольевна
- Пищагина Нина Алексеевна
- Пономарева Анастасия Васильевна
- Рязанцева Галина Владимировна
- Семенкова Татьяна Васильевна
- Смирнова Елена Борисовна
- Солдатова Лариса Юрьевна
- Судак Ирина Анатольевна
- Телегина Татьяна Юрьевна
- Хисматова Лиана Робертовна
Колонка главного редактора
- Танцюра С.Ю. Ранняя помощь детям с ОВЗ
Гость номера
Мастер-класс
Исследования
Матушевская А.А. Организация системы ранней профилактики нарушений речевого развития у младших дошкольников
В данной статье предлагается проект новой образовательной технологии инновационной деятельности специалистов ДОО (учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога по физическому воспитанию) по профилактике нарушений речевого развития детей 3—4 лет.
Новые формы работы
Гальцева Н.А., Корсакова Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ в условиях социально-образовательной среды учреждения
Дети с ОВЗ, ЗПР и ОНР составляют значительную часть воспитанников дома ребенка. В основе этиологии ЗПР лежат хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и/или функциональная недостаточность ЦНС. Подобные неоднородность, разнообразие дополнительных стресс-факторов обусловливают значительный диапазон нарушений: от уровня состояния, приближающегося к возрастной норме, до умственной отсталости. Поэтому необходимо создать определенные, специальные условия воспитания и обучения детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации, состояния и ресурсов. Также важны психолого-педагогические, лечебные и другие факторы.
Базарова Н.Н. Альтернативные средства коммуникации в работе дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению. Умение выражать свои желания, предпочтения, попросить о помощи и отреагировать на слова говорящих с ним людей ему поможет адаптироваться в обществе и окружающем мире, научиться жить в нем.
Предлагаем обсудить
Методическая гостиная
Григорьева Е.С. Формирование простого предложения у детей 3—5 лет с ментальными нарушениями
Данная статья посвящена адаптированной программе по развитию речи «Формирование простого предложения и развитие понятийного словаря у детей с ментальными нарушениями младшего и среднего дошкольного возраста» (далее Программа).
Формулировка «младшего и среднего дошкольного возраста» довольно формальна, так как учитывается не возраст ребенка, а уровень его речевого развития.
Работаем с дошкольниками
Приглашаем на занятие
Смирнова Е.Б. Загадки Зимушки-зимы. Занятие для старших дошкольников с ОНР
Задачи
Образовательные:
- развивать синтаксический контроль (чувство грамматической правильности высказывания);
- формировать навык анализа логико-грамматических конструкций;
- закреплять умение определять принадлежность слов к части речи, навык анализа состава предложения и звукобуквенного анализа слов.
Коррекционная: развивать слуховое внимание и память, зрительное восприятие; общую и мелкую моторику, логическое мышление.
Воспитательная: формировать умение работать в коллективе, навыки взаимопроверки.
Досуги и развлечения
Пономарева А.В., Солдатова Л.Ю. Урок для Тараторки. Речевой досуг для детей 5—7 лет
В детском саду № 1 им. Ю.А. Гагарина, г. Анива Сахалинской области, учитель-логопед и музыкальный руководитель разработали цикл музыкально-речевых досугов. Залог их успеха — систематичность, планомерность и согласованность.
Частая смена действий и упражнений позволяют расширить объем внимания и преодолеть гиподинамию. В досугах присутствует рациональное сочетание статических и динамических заданий, что особенно важно для детей с нарушениями речи.
Игры и оборудование
Хисматова Л.Р. Речевая полянка. Многофункциональное логопедическое пособие
По результатам мониторинга в последнее время нарушения произношения у детей увеличиваются как количественно, так и качественно. Опыт работы показывает, что у воспитанников с нарушениями речи внимание неустойчиво, и они быстро устают. Поэтому в ходе работы мы стараемся разнообразить игры, наглядный и раздаточный материал.
Для дошкольников работа по автоматизации звуков бывает зачастую трудна и однообразна. На этапе автоматизации главная цель — добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, словах, предложениях и свободной речи. Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях.
Материал для автоматизации звуков не только нацелен на закрепление правильного звука, но и вводит дошкольников в игровую ситуацию, эмоционально приобщает к процессу приобретения знаний, ориентирует на самостоятельное решение игровых задач, развивает речь, фонематический слух, обогащает и активизирует словарь, устраняет грамматические недостатки речи, закрепляет звуковой анализ и синтез слов.
В работе с дидактическим пособием «Речевая полянка» дошкольники учатся понимать и употреблять термины «звук», «слово», «предложение», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, устанавливать последовательность звуков в слове, дифференцировать звуки по твердости и мягкости, звонкости и глухости, осознают звуковой и слоговой состав слов.
Взаимодействие с семьей
Леонова О.А. Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Консультация для родителей
Профилактика — система мер по предупреждению речевых нарушений. Это одна из главнейших задач образовательного учреждения и важное направление логопедической работы.
Ахмадеева З.Р. Детско-родительский клуб «Академия звука»
Важная и неотъемлемая часть работы по устранению речевых нарушений у детей — тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, свидетельствуют о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Помощь родителей чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своими детьми.
С целью эффективного взаимодействия с родителями в детском саду № 4 «Сказка», г. Малмыжа Кировской области, на протяжении нескольких лет в каждой группе эффективно работают детско-родительские клубы.
Работаем со школьниками
Методика коррекционной работы
Пищагина Н.А. Дифференциация звуков (о) и (а) и букв О и А. Логопедическое занятие для младших школьников с ОНР
Введение ФГОС ДО определило новое содержание работы школьного логопеда. Вся коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию данных нарушений, но и на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Предлагаем вниманию коллег технологическую карту занятия, где обозначены его этапы, задачи в деятельности обучающихся, сама деятельность логопеда, учащихся, формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе.
- Матвеева С.Н. Дидактические игры в системе коррекционно-развивающего обучения младших школьников с ОВЗ
Брусилова Л.А. Дифференциация звуков (б)-(п) в слогах и словах. Занятие для учащихся 2 класса с ЗПР
Данное логопедическое занятие разработано с учетом особенностей школьников с ЗРП и направлено на дифференциацию акустически близких звуков. Это первое занятие в цикле дифференциации звуков [б]-[п]. Учитель-логопед применяет наглядные алгоритмы при составлении характеристики звуков, что способствует лучшему пониманию детьми сходств и различий данных звуков.
Судак И.А. Логопедическое домино по теме «Безударные гласные в корне слова» для учащихся 3—5 классов
Мы предлагаем дидактическое пособие «Логопедическое домино» в виде карточек, составленное по теме «Безударные гласные в корне слова» с несколькими вариантами, сгруппированными по способам проверки. Работа с логопедическим домино организуется индивидуально, в паре и с небольшой группой учащихся.
Актуально
Молодому логопеду
Зобенко С.М. Ранний возраст: кризис трех лет
Раннее детство — особый период в жизни. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, определяющими развитие психики, служат овладение телом и речью, развитие предметной деятельности.
Преобразования, претерпеваемые ребенком в первые три года, очень значительны. Некоторые психологи считают возраст трех лет серединой психического развития человека. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, и вы, уже немного отдохнув от бессонных ночей, начали ощущать всю радость материнства (или отцовства), как вдруг перед вами новое испытание — ребенка будто подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или указать на то, что нужно делать.
Приблизительно к трем годам начинают формироваться память, восприятие, воображение и внимание. В этом возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Он открывает для себя то, что все в мире людей имеет свое название. Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.
Секреты профессии
Данилевич Т.А. Организация и проведение праздника как одна из форм взаимодействия детей в инклюзивном пространстве
Сегодня очень актуальна проблема социализации детей с особенностями развития (нарушение речи, слуха, эмоционально-волевой сферы и т.д.). Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают потребности в общении и взаимодействии с окружающими людьми, особенно со своими сверстниками, реализующиеся в ДОО, школах, общественных местах и нередко сопровождающиеся определенными трудностями.
Существуют разные формы преодоления трудностей в инклюзивном пространстве. Одна из эффективных форм взаимодействия детей — праздник, на котором формируются положительные эмоции, способствующие преодолению сложностей в общении.
Это интересно!
Кайдан И.И. Приемы формирования речи у детей с аутизмом
В коррекционной помощи логопеда в психоневрологическом диспансере нуждаются дети с нарушением речи при ЗПР и олигофрении различной степени тяжести.
Отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития, в состав которых входит ранний детский аутизм (РДА). Наличие аутизма в клинической картине приводит к появлению особых трудностей в построении стратегии и тактики коррекционного процесса. Дети не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Нарушение коммуникации — основное препятствие для развития ребенка. Необходима длительная систематическая работа с детьми с РДА разных специалистов (психиатра, логопеда-дефектолога, психолога, воспитателя, музыкального работника), начинать ее нужно как можно раньше.
Даже при слаженности, целенаправленности действий специалистов очень трудно сформировать речь у неговорящего ребенка. Реабилитация должна охватывать физиологически благоприятные для развития ребенка сроки: в возрасте 2—7 лет несмотря на то что коррекционные мероприятия необходимы и в последующие годы.
Автор хочет поделиться некоторыми приемами развития речи у детей с РДА.
Литературные странички
Великие слова о детстве
Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Дайте детству созреть в детстве. Ж.-Ж. Руссо
Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Л.Н. Толстой
Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст. В. Гюго
Чудеса случаются только в детстве. В. Гжегорчик
Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство. А. Ривароль
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. Н. Шелгунов
Если вам непременно хочется использовать свое детство в назидательных целях, то пусть оно послужит скорее предостережением, чем примером. Дж. Шоу
Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство. А. Ривароль
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. Н. Шелгунов
Источник: www.tvoyrebenok.ru/aforizm-detstvo.shtml
Великие о детях
Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. П. Пикассо
Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей. М. Горький
Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. А. Чехов
Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира. Д. Писарев
Вы говорите: дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь! Не оттого мы устаем, а оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. Я. Корчак
Дети должны — пока они остаются детьми — быть руководимы родительской властью, но в то же время должны быть готовы к тому, чтобы не всегда оставаться детьми. К. Виланд
Источник: www.tvoyrebenok.ru/aforizm-detstvo.shtml
Знаете ли вы?
Проблема речевого развития ребенка раннего возраста
Наиболее часто родителей детей раннего возраста тревожит запаздывание появления активной речи (ребенок начинает говорить в возрасте от 2 до 3 лет).
Основные причины задержки речевого развития:
- Недостаточная интенсивность речевого общения с родителями и другими людьми.
- Чрезмерная активность и инициативность взрослого, не оставляющая места инициативе ребенка.
- В отношениях с ребенком в семье на первом плане остается эмоциональное взаимодействие, т.е. для выражения чувств ребенку не нужны слова.
Источник: www.maam.ru/detskijsad
Адаптированная образовательная программа
Адаптированную образовательную программу (АОП) для ребенка с ОВЗ разрабатывают специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др.) с использованием основной образовательной программы образовательной организации, адаптированной образовательной основной программы образовательной организации, учитывая психофизические особенности ребенка. АОП изменяется психолого-медико-педагогическим консилиумом в зависимости от индивидуальных достижений обучающегося.
Целевое назначение адаптированной образовательной программы:
- содействие получению учащимися с ОВЗ качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
- оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям (законным представителям) в освоении основной образовательной программы основного и среднего общего образования;
- социальная адаптация детей с ОВЗ с помощью индивидуализации, формирование их социальной компетентности.
Источник: www.twirpx.com
Книжная полка
Указатель приложений к журналу «логопед» за 2015 г.
Серия «Библиотека Логопеда»
№ 1. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков. Речевые игры на автоматизацию звуков
№ 2. Гальцова П.С., Дудка И.С., Ильина О.В. Логопедические сказки для самых маленьких
№ 3. Рыжикова Д.С. Развитие временны́х представлений у младших школьников. Методическое пособие
№ 4. Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4—7 лет
№ 5. Веселова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4—5 лет с ОНР. Часть 1
№ 6. Веселова Е.И. Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4—5 лет с ОНР. Часть 2
№ 7. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста
№ 8. Танцюра С.Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения для развития речи детей 2—4 лет
№ 9. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ
№ 10. Гуцал И.Ю., Мищенко Г.В. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста
Учебно-игровой комплект «Самые нужные игры»
№ 1. Васильева Е.В. Действия. Часть 2: плывет, ползет, прыгает, висит, лежит. Развивающие игры-лото для детей 3—5 лет№ 2. Фирсанова Л.В., Маслова Е.В. Гласные звуки. Игры для развития фонематического слуха детей 3—7 лет
№ 3. Фирсанова Л.В., Маслова Е.В. Мягкие согласные звуки. Игры для развития фонематического слуха детей 3—7 лет
№ 4. Парфёнова И.В., Филиппова Л.Н. Овощное лото. Интерактивные речевые игры для детей 5—8 лет
№ 5. Парфёнова И.В., Филиппова Л.Н. Фруктовое лото. Интерактивные речевые игры для детей 5—8 лет
№ 6. Парфёнова И.В., Филиппова Л.Н. Ягодное лото. Интерактивные речевые игры для детей 5—8 лет
№ 7. Костылева Н.Ю. Осень. Игры-читалки, игра-бродилка и викторина о временах года для детей 5—8 лет
№ 8. Фирсанова Л.В., Маслова Е.В. Твердые согласные звуки. Часть 1. Игры для развития фонематического слуха детей 3—7 лет
№ 9. Фирсанова Л.В., Маслова Е.В. Твердые согласные звуки. Часть 2. Игры для развития фонематического слуха детей 3—7 лет
№ 10. Костылева Н.Ю. Зима. Игры-читалки, игра-бродилка и викторина о зиме для детей 5—8 лет
Как подписаться
Анонс
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"