Воспитатель ДОУ №4/2016

Тема номера

О детях и педагогах

Содержание

Редакционный совет 

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • ГКУ Центр содействия семейному воспитанию «Юнона» Департамента труда и социальной защиты населения, Москва
    • Кафедра дошкольного образования и логопедии ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск
    • Кафедра психологии развития личности ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», Москва
    • МАДОУ д/с № 2, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
    • МАДОУ д/с «Золушка», г. Ноябрьск, ЯНАО
    • МДОБУ «Люльпанский детский сад “Радость”», дер. Люльпаны Медведевского р-на, Республика Марий Эл
    • МБДОУ д/с № 4 «Солнышко», г. Урюпинск Волгоградской обл.
    • МБДОУ д/с № 8, станица Старощербиновская Щербиновского р-на Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 30 «Белочка», г. Набережные Челны, Республика Татарстан
    • МБДОУ д/с «Улыбка», г. Ардатов, Республика Мордовия
    • МБДОУ «Ильинский детский сад», с. Ильинка Новокузнецкого р-на Кемеровской обл.
    • МБДОУ ЦРР — д/с № 6 «Колокольчик», г. Луховицы Московской обл.
    • МДОУ д/с № 71, дер. Старниково Раменского р-на Московской обл.
    • МДОУ д/с № 82, г. Саратов
    • МДОУ д/с № 103 «Потешка», г. Вологда
    • СП № 9 ГБОУ «Школа № 285 им. В.А. Молодцова», Москва
    • СП д/с № 20 «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевск Самарской обл.
    • ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
    • ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», Москва

    Авторы:

    • Акименко Ольга Николаевна
    • Бабенко Светлана Геннадьевна
    • Быстрякова Любовь Владимировна
    • Ванина Дарья Сергеевна
    • Вишнякова Елена Юрьевна
    • Волик Инна Георгиевна
    • Волков Борис Степанович
    • Волкова Ольга Васильевна
    • Добрина Марина Владимировна
    • Дубанова Жанна Галимовна
    • Едокова Оксана Владимировна
    • Зимина Татьяна Валерьевна
    • Иванова Александра Ивановна
    • Козлова Инна Петровна
    • Комарова Наталья Владимировна
    • Коновалова Елена Александровна
    • Медведева Юлия Валерьевна
    • Лидовская Ксения Михайловна
    • Локтева Наталия Юрьевна
    • Окочурина Галина Алексеевна
    • Панкратова Юлия Владимировна
    • Пинижина Виктория Алексеевна
    • Решкович Артем Сергеевич
    • Терновая Татьяна Александровна
    • Файзуллаева Елена Дмитриевна
    • Царева Ирина Николаевна
    • Шадрина Анна Викторовна
    • Шишкина Ирина Евгеньевна

Утро

Колонка редактора

На пути к обновлению

  • Файзуллаева Е.Д. Образовательный потенциал среды детского сада: коммуникация взрослого и ребенка

    Представляем вашему вниманию Карту экспертной оценки поведения ребенка при взаимодействии с другими детьми и Карту оценки коммуникативного стиля ребенка (с примерами наблюдений из практики).

    Оценивание проводится при помощи наблюдения за ребенком в разных ситуациях и процессах его жизнедеятельности. Делается суждение о типичных, чаще всего определяемых способах реагирования. Карту заполняют несколько взрослых, близко взаимодействующих с ребенком.

    В качестве экспертов могут выступить воспитатель, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, помощник воспитателя, родители и родственники воспитанника. В Карте оценки коммуникативного стиля ребенка по каждому показателю «открытости»/«закрытости» фиксируется балл. Если ребенок проявляет «открытый» вариант, по данному показателю выставляется 1 балл, если «закрытый» вариант, 0 баллов. Данные суммируются.

    По зафиксированным данным выводятся средние показатели, которые станут результатом экспертной оценки и будут указывать на проявляющиеся тенденции в области коммуникации ребенка с другими людьми. На основании этих данных взрослые (педагоги и родители) смогут сформулировать образовательные задачи по развитию конкретных социально-коммуникативных умений ребенка.

    Таблицы см. в журнале «Воспитатель ДОУ» № 3, №4/2016.

Только у нас

  • Терновая Т.А. Занятие по ознакомлению с кубанской культурой «В гости в казачий курень»

    Занятие для старших дошкольников

    Задачи:

    • выявлять знания детей о жилище кубанских казаков;
    • знакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук);
    • развивать эстетическое восприятие, любознательность;
    • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, любовь к родной Кубанской земле;
    • обогащать словарь народными пословицами, поговорками и загадками;
    • учить красиво расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).

Страницы природы

  • Локтева Н.Ю. и др. Проект «Тайны живой природы»

    Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

    Тип: информационный, практико-ориентированный.

    Продолжительность: долгосрочный.

    Цель: разработка и апробация модели взаимодействия ДОО с семьей в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.

День

На занятия с радостью!

  • Козлова И.П., Волкова О.В. Сегодня будет день воспоминаний...

    Познавательное занятие в подготовительной к школе группе

    Цель: формирование у детей более глубокого, эмоционального и уважительного отношения к событиям Великой Отечественной войны, ее участникам, труженикам тыла.

  • Зимина Т.В., Бабенко С.Г. Бизнес кота Матроскина

    Познавательное занятие в подготовительной к школе группе

    Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду. Он соприкасается с социальной действительностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов. Учитывая интерес детей к различным экономическим ситуациям, мы решили познакомить их с некоторыми экономическими понятиями через сказку. Сказочные персонажи помогают детям в усвоении многих экономических терминов.

    Представляем вашему вниманию занятие для детей подготовительной к школе группы «Бизнес кота Матроскина», где они окунутся в мир бизнеса, узнают, что такое бюджет и его составляющие, смогут его правильно рассчитать и тем самым сэкономить деньги на покупку нужного товара. Дети научатся создавать рекламу и самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи, вступая в диалог.

    Цель: ознакомление с элементарными экономическими понятиями через сказку.

  • Акименко О.Н. В гости к первоцветам

    Занятия по экологии в старшей группе

    Вот и снова пришла весна. Снова дождались долгих солнечных дней. Почувствовалось в воздухе первое дыхание весны... С ее наступлением оживает и расцветает вся природа. Зеленое царство просыпается и подносит нам свои первые, хотя и скромные на вид дары. Вот и пришла пора первоцветов!

    Авторы предлагают вашему вниманию занятие в старшей группе.

Играем вместе с детьми

  • Дубанова Ж.Г. Игры для развития речи по теме «Весна»

    Представляем вашему вниманию здоровьесберегающие технологии, которые с успехом используются в группах для детей с речевыми нарушениями. Описанные игры могут проводиться с дошкольниками как в детском саду, так и дома под руководством родителей.

    Они позволяют не только развивать голос, дыхание, вырабатывать у детей четкую артикуляцию, правильное произношение, но и расширят представления ребенка об окружающем мире, разовьют его воображение и мышление.

    Предложенные игры объединены по лексическим темам, изу­чаемым в детском саду. Кроме артикуляционных упражнений представлены мимические игры и упражнения для развития речевого дыхания, силы и высоты голоса. Наряду с ними даны задания с элементами су-джок терапии, игры пальчиковые и на координацию речи и движения, зрительная гимнастика, которые естественным образом сочетают­ся с речевыми упражнениями. И наконец, приводятся игровые задания, позволяющие воздействовать на познавательную и эмоционально-личностную сферу ребенка.

Вечер

Праздники

  • Добрина М.В. Праздник, посвященный Победе в Великой Отечественной войне

    Задачи:

    • формировать основы патриотизма и прививать любовь к Родине;
    • воспитывать уважение к героям и ветеранам ВОВ, чувство гордости за свою Родину;
    • поддерживать интерес к истории своей Родины и ее героическим страницам.
  • Едокова О.В. и др. В кругу семьи

    Досуг, посвященный Международному дню семьи, для детей старшей группы и их родителей

    Задачи:

    • оптимизировать детско-родительские отношения;
    • поддерживать благоприятный психологический климат в семье;
    • создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности, сплачивать коллектив;
    • развивать коммуникативные навыки участников.
  • Медведева Ю.В. Выпускной праздник в детском саду

    Задачи:

    • создавать положительную эмо­циональную атмосферу;
    • поддерживать чувство радости от участия в празднике, желание поступить в школу;
    • воспитывать чувство благодарности сотрудникам детского сада за заботу;
    • раскрывать творческие спо­соб­ности детей.

Творческая мастерская

  • Лидовская К.М. Цветы в изобразительном творчестве детей с особенностями в развитии

    Рисовать и лепить любят все дети. А детям, имеющим особенности в развитии, это тоже очень нравится. Мы хотим поделиться опытом работы по приобщению к изобразительной деятельности особых детей дошкольного возраста, воспитывающихся в Центре содействия семейному воспитанию «Юнона».
  • Шадрина А.В. Ознакомление старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством

    В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Нам кажется, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям, т.е. воспитывать нравственные качества, которые, к сожалению, у многих людей сегодня отсутствуют.

    Вопрос в том, как и какими методами учить нравственности. Перспективный путь — воспитывать детей средствами ознакомления с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью великого народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

    Знакомить детей с народно-прикладным искусством можно практически через все виды непосредственно образовательной деятельности. В развитии речи изделия народных промыслов могут служить основой для составления описательных рассказов, придумывания сказок.

Готовимся к школе

  • Комарова Н.В. Литературная гостиная в развитии речевого творчества старших дошкольников

    Создание собственных реальных и фантастических историй вызывает у детей интерес к литературному чтению и творчеству, формирует навыки грамотной речи, способствует развитию воображения, творческой мотивации к занятиям.

    Предлагаем вашему вниманию сказки, сочиненные детьми на занятиях дополнительного образования в Литературной гостиной «Речецветик».

    Цель: формирование речевого творчества дошкольников.

Психологический климат

  • Решкович А.С., Ванина Д.С. Адаптация дошкольников при переходе из одной ДОО в другую

    Не секрет, что переход в новый коллектив для ребенка является большим стрессом, который может приводить к таким последствиям, как частые болезни, нарушения сна, повышенная возбудимость и т.д. Каким образом психолого-педагогическое воздействие на ребенка может помочь ему адаптироваться в новом коллективе и преодолеть стресс?

    Под адаптацией мы понимаем приспосабливаемость сенсорных органов к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Другими словами, адаптация — способность организма приспосабливаться к постоянным изменениям внешней среды.

    Существует большое количество видов адаптации, но для удобства разграничения адаптационных процессов следует выделить четыре основных вида: биологическую, психологическую, сенсорную, социальную.

    Наибольшее значение для нас представляет именно социальная адаптация, служащая важным механизмом социализации — процесс, по-разному влияющий на личность, побужадющий ее к выбору механизмов действия в определенный жизненный период.

    Исходя из вышесказанного, возникает вопрос — каким образом сотрудники детского сада могут помочь ребенку влиться в новый детский коллектив и найти в нем свое место?

  • Быстрякова Л.В. Обеспечение психологической безопасности и здоровья участников образовательных отношений

    В научной литературе понятие «психологическая безопасность» рассматривается в двух аспектах: психологическая безопасность среды и личности.

    Психологическая безопасность среды представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия, способствующее удовлетворению потребностей тех, кто в ней находится, в личностно-доверительном общении, создающее положительную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].

    Психологическая безопасность личности — способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, способность к сопротивляемости деструктивным внешним и внутренним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности / незащищенности в конкретной жизненной ситуации [2].

    Одна из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п. 1.6). Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в ДОО, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов.

    В детском саду № 82, г. Саратова, данному направлению уделяется достаточно много внимания. Педагог-психолог работает со всеми участниками образовательных отношений:

    • над обучением конструктивному общению, разрешению конфликтов;
    • созданием комфортной среды;
    • сохранением и укреплением психологического здоровья.

Ночь

Профессио­нальный рост

  • Пинижина В.А., Иванова А.И. Познавательно-исследовательское развитие детей средней группы в области математики

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет как самостоятельное направление познавательно-исследовательскую деятельность детей [5; 6]. Данный документ рекомендует начинать эту работу с первого года жизни и реализовать во всех областях знаний, при любых формах непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, повседневной жизни, ДОО и семье.

    Однако к настоящему времени проблема до конца не решена ни в теоретическом, ни в практическом плане. Довольно полно разработаны естественно-научные и экологические эксперименты, объектами которых являются растения, животные, человек, сезонные явления природы [3]. Теоретическое обоснование детского экспериментирования дано в работе А.И. Ивановой «Детское экспериментирование как метод обучения» [1]. В других областях знаний есть только отдельные наработки. В качестве примера можно привести программу Н.М. Крыловой «Детский сад — дом радости» [4], в которой довольно много внимания уделяется экспериментированию при реализации детской изобразительной деятельности.

    Материалов по исследовательской деятельности детей в области математики мало. В старых программах математические понятия зачастую преподносились детям в абстрактном виде и были оторваны от реальной жизни. Чтобы уменьшить этот разрыв, мы поставили перед собой цель самостоятельно разработать комплект дидактических игр по теме «Геометрические фигуры». В основе проделанной работы лежит самостоятельная исследовательская деятельность детей, непосредственно участвовавших в разработке пособия.

    Эксперимент ­проводился в разновозрастной группе Иль­инского детского сада, которую посещают 26 детей в возрасте 3—5 лет. Он был организован в рамках функционирующей на базе ДОО районной экспериментальной площадки по теме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».

  • Волик И.Г. Проблемы эмоциональной чувствительности педагогов групп раннего возраста

    Проблеме адаптации детей к условиям детского сада всегда уделялось много внимания в печатных и электронных СМИ, педагогическом и родительском сообществе. Все больше требований предъявляется к программам развития детей раннего возраста, профессионализму и личности педагогов. Несомненно, все это правильно. Ведь тяжелые формы адаптации и дезадаптация ребенка раннего возраста могут не только исказить путь его развития, но и вызвать серьезные психофизические, неврологические, психосоматические расстройства и заболевания.

    В детский сад «Золушка», г. Ноябрьска, детей принимают с полутора лет. На протяжении своей профессиональной деятельности мы периодически замечаем, что в бесконечном круговороте требований программ, указаний администрации, ожиданий родителей воспитатель начинает терять чувствительность к реальному общению с маленьким ребенком.

    Причем мы говорим о педагогах с большим педагогическим стажем, безукоризненно владеющих знаниями о раннем возрасте, методах и примах работы. Обладают они и необходимыми личностными качествами: легкостью в коммуникациях, эмоциональностью, мимичностью, артистизмом, энергичностью, интеллектуальностью, доброжелательностью и пр. Но, тем не менее, проведя очередной набор малышей в группу, мы вновь и вновь становимся очевидцами того, что наши лучшие педагоги перестают быть чувствительными к слезам детей, к их просьбам и проблемам. И к нашему удивлению, в личной беседе педагог недоумевает от полученных рекомендаций, поскольку искренне не замечает своей нечувствительности.

    Нам стало очевидным, что дан­ную проблему извне, т.е. реко­мендательным и образователь­ным способом, решать не получается, так как методику работы воспитатели отлично знают и применяют ее.

    Было принято организацион­ное решение о применении такой практики, которая «погрузила» бы воспитателей в мир адаптирующегося ребенка. Родилась идея о практикумах с элементами тренинга для педагогов, занимающихся с детьми раннего возраста. Одним из таких практикумов мы делимся в настоящей статье.

Чудесный мир детства

Книжная полка 

Спутник журнала

  • Пространство детского сада: музыка, движение

    Пространство детского сада: музыка, движение

    Авторы: Барабанова О.А. и др.

    Книга шаг за шагом показывает, как пространственная организация жизни в детском саду позволяет отказаться от линейного планирования и жесткой регламентации.

    Это близко тем акцентам, которые новый ФГОС дошкольного образования выдвигает относительно характеристик условия развития ребенка:

    • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
    • способы и направления поддержки детской инициативы;
    • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

    Так, под образовательным пространством авторы книги понимают совокупность специально организованных средовых условий, в которую входят окружающие ребенка люди, окружающая культурная среда (или среды) и разнообразие форм определенного вида деятельности, в которую включен ребенок.

    Книга рассказывает о некоторых традиционно принятых и многих непривычных видах деятельности и образовательных событиях.

    В одной части рассказывают об особенностях обживания детьми физкультурных комплексов в группах, об организации занятий на них, о проведении сезонных «спортивных» олимпиад, создании «Панда-парка» на участке детского сада.

    В другой обсуждаются «Детский оркестр», пространство музыкального движения (созданное последователями Айседоры Дункан), «Музей звука» в одной из групп, «Праздник песни», «Концерт» — как особая форма событийной общности детей, родителей и педагогов.

    Соединяет тематику двух частей книги третья, рассказывающая об идеях и практике «Цирка» — необычной, но удивительно адекватной дошкольному детству форме художественно-спортивно-музыкального события, занимающего особое место в ежегодном праздничном календаре.

Знаете ли Вы?

Как подписаться

Анонс

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Воспитатель ДОУ
  • Год: 2016
  • Номер: 4
Прочитано 4356 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868