Волков Б.С.,
канд. биол. наук, профессор кафедры психологии развития личности ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Москва
Родителей и воспитателей часто интересуют вопросы: почему в одинаковых условиях воспитания и обучения не все дети одинаково успешны? Почему ребенок старается, но желаемого результата не достигает? На успешность, результативность, правильность поведения ребенка влияет тип его нервной системы. Родители и воспитатели должны знать и учитывать особенности детей, помогать им использовать свои сильные стороны и компенсировать слабые.
Понятие «тип нервной системы» ввел русский физиолог И.П. Павлов. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы — сила процесса возбуждения, которая отражает работоспособность нервных клеток и проявляется в возможности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в «запредельное» торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения. Эта характеристика лежит в основе деления типов нервной системы на сильный (подвижный и инертный) и слабый. Они различаются прежде всего работоспособностью, оптимальной только при определенных условиях, что и необходимо учитывать в воспитательно-образовательной деятельности.
Учет индивидуальных проявлений свойств нервной системы при обучении и воспитании ребенка дает возможность выстроить персональный подход к нему. А воспитатели и родители, зная проявления свойств нервной системы, могут использовать приемы, облегчающие взаимодействие взрослых с детьми.
Усвоению нового материала в большей степени способствуют особенности детей со слабым типом нервной системы, которые по правильности понимания и применения знаний чаще превосходят детей с сильным ее типом.
Приемы работы с дошкольниками со слабым и сильным типом нервной системы
Дети со слабым типом нервной системы менее выносливы, поэтому им требуется больше времени на выполнение заданий. Также необходим более продолжительный отдых, чтобы восстановить вовлеченные в работу нервные клетки. Кроме того, детям со слабым типом нервной системы нужна деятельность с недлительными и качественно разнородными действиями. Например, при заучивании текста помогут приемы: «мысленное» рисование картинок к тексту; повторение текста с использованием картинок, расположенных вперемешку (воспроизводя правильную последовательность).
Психологи заметили: ребенок со слабым типом нервной системы, склонный подолгу размышлять над одним вопросом, способен лучше разобраться в различных ситуациях.
Рекомендуется:
- давать ребенку достаточно времени на обдумывание и подготовку к занятиям, игре;
- поощрять в ходе деятельности, формируя чувство уверенности: «хорошо», «молодец» и т.п.;
- осторожно оценивать неудачи, поощряя за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого;
- вовлекать ребенка в более широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности. Узнать, где, в каких видах деятельности они проявляются лучше.
Не рекомендуется:
- ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
- быстро переключать внимание ребенка на другие виды деятельности;
- без необходимости отвлекать ребенка от выполняемой работы (игры, занятия);
- поддерживать переживания ребенка по поводу eго неудач.
Какой должна быть тактика родителей по отношению к детям с сильным типом нервной системы
В целом дети с сильным типом нервной системы хорошо приспособлены к разнообразным условиям деятельности.
Надеясь на свои способности, они:
- недостаточно глубоко и качественно овладевают знаниями;
- менее организованы в самостоятельной деятельности;
- усваивают материал легко, поверхностно и быстро забывают;
- глубоко не вникают в суть окружающих явлений без помощи взрослого;
- не любят повторять им уже известное, чтобы установить новые взаимосвязи.
Что может сделать взрослый, чтобы облегчить детям с сильным типом нервной системы перестройку малоэффективных способов работы, нейтрализовать психологические особенности, затрудняющие обучение?
В ситуации, когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, следует обращать на таких детей особое внимание, по возможности контролировать выполнение требований постепенности, последовательности.
Полезно специально тренировать детей с сильным типом нервной системы, помогая им учиться терпению, которого им часто не хватает, — особенно во время конструирования, когда следует точно выполнять инструкцию, работать по схеме (а это уже доступно детям 5—7 лет). Например, изготовление мебели из бумаги, цветов и использование конструктора типа Лего.
Однако объем работы не должен быть таким, чтобы ребенок уставал. Если деятельность монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, истощение умственных сил, пресыщение детей с сильным типом нервной системы наступает быстрее. Развивая усидчивость, следует разрешать ребенку непродолжительные перерывы, по возможности меняя виды деятельности.
Как отмечают психологи, люди с сильным типом нервной системы обладают необходимыми волевыми качествами для того, чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Основная задача взрослого убедить ребенка в важности этого.
Специальные приемы работы с инертными и подвижными детьми
Детям с подвижным типом нервной системы трудно быть сдержанными. Возникают определенные трудности там, где они должны действовать строго по правилам (дидактические игры), в ситуации учебной деятельности (например, во время занятий). У таких детей может угасать активность, утрачивается интерес к выполняемой деятельности, что выражается в частых отвлечениях, особенно если возникают затруднения в получении ожидаемого результата.
Нужны задания с разнообразием повторений, варьированием, чтобы сохранить заинтересованность (например, если ребенок выкладывает узор из мозаики, усложнение должно быть постепенным: «Выложи одного цыпленка» (по указанию или схеме). Затем предложите самостоятельно выложить второго, «чтобы ему не было скучно».
Необходимо организовывать деятельность ребенка так, чтобы выполнение задания требовало внимательности. Например, дидактические игры: «Перепутанные варежки», «Как найти дорогу зайке, чтобы его не поймала лиса». В этих случаях ребенок внимателен, и от него не надо требовать внимания и дисциплины.
Ситуация. Можно наблюдать, как дети с подвижным типом нервной системы, особенно 5—6 лет, будучи предоставленные сами себе, никак не могут приняться за работу (как дома, так и в детском саду).
Как помочь таким детям включиться в работу?
Решение. Психологи считают, что одним из действенных способов может быть сокращение объема работы на первых порах. Например, отложить только прямоугольники или квадраты, а после того как намеченная часть работы выполнена и оценена взрослым положительно (найдите, за что похвалить), можно предложить продолжить работу (выбрать круги). Но если ребенок отказывается, не настаивать. В таких случаях взрослый включается сам или зовет других детей. Объем надо увеличивать постепенно, чтобы задание выполнялось до конца.
Ситуация. Самую большую трудность дети с подвижным типом нервной системы испытывают при выполнении однообразной работы. Отвлечение — это способ разнообразить свою деятельность, которая стала скучной. Дети начинают отвлекаться, смотреть в окно, рассматривать картинки. Задают вопросы не по существу, а чтобы привлечь к себе внимание.
Как поступать в таких случаях?
Решение. Можно предложить ребенку иные способы выполнения задания. Можно задавать вопросы, чтобы ребенок рассмотрел ситуацию с разных точек зрения. Например, при рассматривании картины «Собака со щенками», предлагать: «Сколько здесь щенков?», «Какой характер у каждого из них?», «Выбери себе щенка и от его имени составь рассказ». Можно использовать так называемые «лже-загадки» (термин О.В. Дыбиной). Например, «Кто быстрее плавает — утенок или цыпленок?», «Что едят крокодилы в Арктике?».
Между «слабыми» и «сильными», подвижными и инертными детьми, т.е. между представителями крайних типов, многочисленную группу составляют дети со средней представленностью этих свойств. Их природные динамические особенности, с одной стороны, и требования взрослых — с другой, чаще всего не вступают в резкие противоречия друг с другом; приспособление к ситуациям происходит относительно гладко.
Следует обратить внимание еще на один момент. Индивидуальный подход может быть успешно применен только в сочетании с учетом возрастных закономерностей психического развития. Другими словами, решая проблему, касающуюся обучения и воспитания конкретного ребенка, нужно принимать во внимание ее возможную типичность для данного возраста.