Волков Б.С.,
канд. биолог. наук, профессор кафедры психологии развития личности ГОУ ВО «Московский государственный областной университет», Москва
Родители — первые люди, которые задают начала программы освоения окружающего мира и себя в нем, показывая на собственном примере: что можно делать, а что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.
• Уверенность у человека должна быть развита, воспитана с раннего возраста.
Вопрос. Какова роль родителей в развитии уверенности своего ребенка?
Ответ. Поскольку дети копируют поведение родителей, им невольно приходится быть уверенными.
Родители должны поддерживать чувство собственной значимости ребенка, ориентируя его на достижение успеха. Не забывайте развивать ребенка и хвалить, создавать ситуации, в которых бы он ощутил себя героем. При таком воспитании ребенок постепенно станет все более уверенным человеком.
Хорошо, когда ребенок чувствует, что умеет что-то делать: завязывать шнурки на ботиночках, прыгать с поворотом, что-либо нарисовать по памяти и др. «Я сделал это сам!» Положительный опыт укрепляет веру в себя, в свои силы и возможности.
Осознание собственной уверенности — первый шаг на пути к успеху.
Успешный человек должен обладать рядом положительных качеств и прежде всего оптимизмом, целеполаганием, ответственностью, уверенностью, психологическими качествами, положительными привычками.
• Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.
Ваша задача как родителя заложить основу успешной личности — высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих и не пытаются доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и уважает себя, тем лучше он относится к другим и тем выше их мнение о нем.
Говорите ребенку о своей любви. Чаще обнимайте его. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить, что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите. А наказываете только за недостойные дела. Вернее, помогаете ему стать воспитанным человеком в соответствии с требованиями нравственных норм общества.
Не шантажируйте своей любовью. Не говорите ребенку: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я перестану тебя любить». Дети, испытавшие в детстве страх потерять любовь матери, вырастают нерешительными людьми.
Уважительно относитесь ко всему, что делает ребенок. Если пришло время спать, а он еще играет, помогите ему закончить игру (например, построить гараж для машинки, где игрушка сможет поспать). Игра для ребенка имеет такое же важное значение, как для вас ваша работа. При критике ребенка обращайте внимание не на него самого, а на его действия. Например, лучше сказать «ты плохо поступил» вместо «ты плохой».
• Учите оптимизму.
В жизни всегда более успешны оптимисты. Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты. Сделайте из этого игру: кто найдет больше положительных сторон в плохой ситуации. Приучайте верить в лучшее.
Неудача — это опыт, который необходим для достижения будущих целей. Например, ребенок долго готовился к соревнованиям, но не победил. Объясните, что его временная неудача послужит хорошим уроком для достижения лучших результатов в будущем.
Скажите ребенку, что в жизни бывают и радости и трудности, счастливые моменты и плохие ситуации. Невозможно постоянно побеждать и всегда все делать правильно. Но нужно стремиться к этому. Так что если что-то не получается, надо приложить больше усилий, все продумать и тогда обязательно все удастся.
• Конкретизируйте цели, это приносит успех.
Как только у ребенка появляется определенная цель, она сразу же вступает с подсознанием в связь. Именно цель руководит ребенком, помогая выбрать способы продвижения к ней. Она учит всему: заставляет читать нужные книги, дружить с успешными людьми, принимать верные решения.
Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того, что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится. Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для ее достижения и добиваться результата.
Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте его стремление довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача — это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.
Наградой за труд будет счастливая жизнь вашего ребенка. И, конечно, ваше собственное самосовершенствование.
• Учите ответственности.
Сегодня чувство ответственности больше ассоциируется с умением ребенка держать слово, а также принимать решения, при котором он действует не только в собственных интересах. Ответственность, как и самокритичность, — неотъемлемое качество, которое должно быть присуще любому лидеру. Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы в полной мере быть ответственным за свои действия?»
С ранних лет приучайте ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Он должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и должен приобрести свой опыт, основанный на них. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.
Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать, убирать за ним, кормить его. Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере — всегда выполняйте то, что обещали. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же, как вы, научится держать свое слово.
• Учите иметь собственное мнение.
Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать что и почему он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением других.
• Приучайте постоянно делать выбор.
По сути, вся жизнь зависит от того, что мы выбираем. Каждый выбор действий (или бездействий) имеет свои последствия, из которых и складывается наша жизнь. Так что очень важно, чтобы человек с ранних лет приучался делать выбор.
Если покупаете продукты для ребенка — попросите помочь выбрать. Если собираетесь гулять — спросите, в чем он хочет пойти на улицу. Например: «В чем ты пойдешь гулять — в каких ботиночках? Что с собой возьмешь — лопатку или совок?» Постоянно приучайте ребенка делать выбор: из какой тарелки есть, с какой игрушкой сегодня засыпать, какую книжку читать и т.п.
Чаще разговаривайте с ребенком, спрашивайте его мнение, советуйтесь, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы, фильмы и увиденные ситуации.
• Учите ценить время.
С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если он не знает чем заняться, обязательно придумайте что-нибудь интересное. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в его характере, а это необходимое качество успешного человека.
Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день, например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.
• Развивайте общительность.
Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и ту же мысль разными словами. Наконец сказать: «Нет!», выражая свое отношение к затронутому вопросу.
Поддерживайте его желание больше общаться. Посещайте развивающие группы.
• Развивайте мышление и воображение.
С ранних лет формируйте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство, чаще наводите на мысль: «а что, если...».
• Найдите ребенку «дело всей жизни».
Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься «делом всей жизни», тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками. Найти «дело всей жизни» в самом детстве очень сложно, но нужно. Так что ваша задача — показать и дать попробовать ребенку как можно больше особенностей каждой профессии. Рассказывайте о том, как можно зарабатывать (на примере знакомых людей), смотрите вместе обучающие фильмы, читайте книги о профессиях, играйте в сюжетно-ролевые игры и т.д.
Начинайте с самого раннего возраста. Давайте малышу задания и присматривайтесь, что ему нравится больше всего. Если какое-то определенное занятие его увлекает и он готов заниматься этим чаще и больше, начинайте развивать именно это направление. Обеспечьте его необходимыми материалами, пособиями, инструментами для совершенствования в этой обрасти деятельности.
Задание. Какие качества помогут стать ребенку успешным?
Из списка качеств, выберите три самых на ваш взгляд главных, которые необходимо развивать, чтобы воспитать ребенка успешным. Пронумеруйте их по степени значимости.
Качества: трудолюбие, аккуратность, исполнительность, организованность, вежливость, дружелюбие, справедливость, настойчивость, целеустремленность, умение общаться со сверстниками и взрослыми, дисциплинированность, хорошие память и внимание, инициативность, самостоятельность, креативность (творческий подход к работе), уверенность и др.
Ситуация. Леша (4 года) собирал из деталей конструктора модель бульдозера. Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.
Оцените действия отца. Как выходить из данной ситуации?
Решение. Нельзя упрекать ребенка в бестолковости, поскольку это может стать его путем развития. В данном случае бестолковость проявил отец. Он, по всей вероятности, не читает книг по воспитанию, поэтому не знает, как разрешать такую ситуацию.
Ситуация. Особенность возраста 3 лет — формирование установки «Я могу все сделать сам, я уже взрослый». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. Именно в возрасте 3 лет через игру, помогая консервировать огурцы или подметать пол, маленький человек закладывает будущее собственного поведения, коммуникативных навыков.
Ребенок готов все делать сам! Но делать он все будет очень медленно, еще не владея многими навыками. Родителям надо проявить большое терпение. Например, при сборах на прогулку ребенок будет медленно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.
У родителей два выбора: или ждать, помогая ребенку, или сказать: «Дай сюда, я сделаю это лучше. После тебя придется переделывать, ты неумеха».
Что родители должны предпочесть: развивать самостоятельность ребенка или быстро делать самим?
Решение. Родители не должны демонстративно переделывать то, что ребенок сделал с большим трудом, да и ругать его за это. Полезно предложить ребенку ориентировочную основу действий (по П.Я. Гальперину). И ребенок будет быстрее осваивать разные действия. Например, нарисованные последовательно элементы одежды ориентируют ребенка на очередность их освоения.
Задание. Осваивайте демократический стиль воспитания. С этой целью:
— поощряйте любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогайте, учитывайте нужды и потребности;
— выражайте ребенку свою любовь, доброжелательность, играйте с ним в интересные игры;
— позволяйте принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывайте их мнение при принятии решений;
— учите осмысленному поведению (сначала думать, а потом делать, а не наоборот).
• Проходите с ребенком путь от «Я хочу» до «Я должен».
Все другие стили воспитания развивают у ребенка много нежелательных качеств, например тревожность и беспомощность и др.
Вот так просто и одновременно очень сложно воспитывать успешных детей. А корень их успеха заложен во взрослых: родителях и воспитателях. Если взрослые сумели избежать ошибок, дети смогут в будущем заниматься собой и своими детьми. Плохо, когда детям приходится чувствовать себя одинокими или неуверенными в себе из-за комплексов, которые развились в детстве.