Терновая Т.А.,
воспитатель МБДОУ д/с № 8, станица Старощербиновская Щербиновского р-на Краснодарского края
Познавательное занятие для старших дошкольников
Задачи:
- знакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба;
- рассказывать о труде хлеборобов в настоящее время, сравнить с тем, как это делали в старину;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить, уважение к труду механизатора, тракториста;
- обогащать словарь пословицами и поговорками, новыми словами.
Словарная работа: конструкторы, пахота, тракторист, сеялки, сорные травы, комбайнер, комбайн, обмолачивать, копна, мукомольный завод.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин о труде хлеборобов на Кубани, картины «Жатва» Г. Мясоедова, альбома «Сельскохозяйственные машины»; разучивание поговорок, пословиц, стихотворений о хлебе; беседа о том, «как хлеб на стол пришел».
Оборудование: пособие «Хлеб всему голова»: карточки с изображением колосьев ржи и пшеницы, зерна пшеничные или ржаные, мука, хлеб ржаной и пшеничный, каравай, изображения мельницы, трактора, комбайна; репродукции картины «На пашне» М. Клодта, «Сеятель» Г. Мясоедова.
* * *
Воспитатель. Ребята, давайте отправимся в путешествие на вертолете над пшеничными полями Кубани. Проходите, рассаживайтесь, взлетаем.
Дети с воспитателем садятся на коврик и имитируют взлет.
Воспитатель. Что мы видим внизу?
Дети. Огромные поля, засеянные пшеницей.
Воспитатель. Как выращивали хлеб в старину, вы уже знаете. А как происходит это сейчас?
Дети. В наше время убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Воспитатель. Да, придумали эти машины конструкторы, а рабочие на машиностроительном заводе их собрали. Что происходит весной на полях?
Дети. Когда земля оттает, трактора начинают пахать землю.
Воспитатель. Правильно. Начинается пахота. А чем вспахивали землю в старину?
(Загадывает детям загадки)
Ходит полем из края в край,
Режет черный каравай.
(Плуг)
Дети. Плугом.
Воспитатель. А чем пашут в наше время?
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит.
(Трактор)
Дети. Трактором.
Воспитатель. А кто им управляет?
Дети. Тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Воспитатель. И вот земля уже стала мягкой, рыхлой. Что же дальше?
Дети. Начинают сеять пшеницу.
Воспитатель. Правильно. К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья!
(Зернышко)
Воспитатель. А как сеяли раньше, покажите?
Дети имитируют.
Воспитатель. Вот пшеница и взошла! Но ведь с ней взошли и сорняки. Что же делать?
Дети. Вырывать их.
Воспитатель. Конечно! И вновь на помощь людям приходит машина, точнее самолет. Он разбрасывает над посевами химические вещества, которые уничтожают все сорные травы. И наша пшеничка спокойно созревает.
Был крупинкой золотой,
Стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило
И стрелу позолотило.
(Колосок)
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Что это?
(Колосок)
Воспитатель. А что же дальше?
Дети. Люди пшеницу убирают.
Воспитатель. Правильно, ребята, начинается жатва. А чем убирают пшеницу?
Он идет, волну сечет —
Из трубы зерно течет.
(Комбайн)
Дети. Комбайнами. А управляют ими комбайнеры.
Воспитатель. Молодцы, комбайн — это очень интересная машина, которая выполняет сразу несколько операций: сначала срезает пшеницу, обмолачивает ее (отделяет зерна), потом высыпает зерна в кузов машины и затем собирает солому в копны. А как собирали и жали хлеб в старину? Покажите?
Дети имитируют.
Месяц-новец днем
на поле блестел,
К ночи на небо слетел.
(Серп)
Воспитатель. Ну вот мы и собрали урожай. И, по-моему, прилетели в бригаду к хлеборобам. Устали при перелете? Давайте разомнемся!
Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Дети, проходите и садитесь за стол. Нет здесь никого, наверное, все в поле. Посмотрите, что это? Мука! А как она получилась?
Дети. Из зерен, перемолотых на мельнице.
Воспитатель. Затем нашу муку отвезут на хлебозавод или пекарню и испекут нам хлеб, булочки, батоны — все, что мы так любим, без чего не обходятся ни один завтрак, обед и ужин!
Посмотрите, вот вам и белый хлеб, а вот и ржаной. Хлебом надо дорожить! Хлеб надо беречь! Хлеб — наше богатство! Кто знает пословицы о хлебе? Или расскажете стихотворения?
Дети вспоминают выученные ранее пословицы и стихотворения.
- Не потрудиться, так хлеб не уродится.
- Нет хлеба, нет обеда!
- Хлеб — мое богатство!
- Хлеб — всему голова!
- Вырос он под синим небом, и пришел на стол он хлебом.
- Хлеб народное богатство — береги его!
- Гречневая каша — матушка наша, хлебец ржаной — отец родной.
- Сколько ни думай, а лучше хлеба ничего не придумаешь!
Воспитатель. Молодцы, много знаете пословиц. Помните, ребята, сколько труда и сил хлеборобов вложено в хлеб. Относитесь с любовью и уважением к нему и к тем, кто трудится, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб!