У нас в гостях
доктор педагогических наук,
директор Центра «дошкольное детство»
им. А.В. Запорожца, академик РАЕН,
председатель Российского национального
комитета по ОМЕР
Лариса Алексеевна Парамонова
Расскажите, пожалуйста, о себе и своей профессиональной деятельности
Я начала работать в детском саду, как только мне исполнилось 18 лет, потому что очень любила и люблю детей. Одновременно училась в Московском педагогическом институте на дошкольном факультете. После его окончания более трех лет работала методистом детского сада. Затем сразу же вошла в замечательное научное сообщество, созданное великим детским психологом Александром Владимировичем Запорожцем в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
В институте проводились исследования на междисциплинарной основе — люди разных специальностей (психологи, педагоги, врачи, физиологи, художники, музыканты и др.) в комплексе изучали механизмы развития маленьких детей (от рождения до 7 лет). Это была новая и очень серьезная научная школа, которой мы верны в организации работы, проводимой в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Его Величеству Детству я отдала 52 года своей жизни. Я счастлива и горжусь этим.
Каковы направления исследования Вашего Центра?
К основным направлениям деятельности Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца можно отнести следующие:
— изучение проблем развития детского творчества;
— разработка концептуальных основ развивающей дошкольной дидактики;
— педагогической поддержки самостоятельной игровой деятельности детей;
— психолого-педагогических основ создания интегрированной программы художественно-эстетического цикла для дошкольников;
— механизмов интеграции содержания разных видов детской деятельности, и на их основе новых педагогических технологий;
— диагностики умственного развития старших дошкольников;
— вариативных моделей организации развивающей предметной среды детского сада;
— определение условий успешной социализации ребенка в детском саду и семье;
— выявление основ создания развивающих занятий с детьми раннего возраста;
— обучение старших дошкольников устной и письменной формам речи;
— формирование профессиональной компетентности педагога в освоении новых подходов воспитания детей;
— разработка и апробация здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста;
— разработка основ экологического воспитания детей дошкольного возраста;
— методика реабилитации глухих и слабослышащих детей и их интеграции в общество слышащих и др.
Каковы, на Ваш взгляд, главные проблемы дошкольного воспитания в настоящее время? Пути решения этих проблем? Что, по Вашему мнению, недопустимо в процессе дошкольного образования? А что наиболее важно?
Многообразие программ и технологий, порой концептуально альтернативных и часто содержательно не связанных друг с другом, а значит, не способствующих полноценному развитию ребенка.
В современном дошкольном воспитании часто не осознается основная цель воспитательно-образовательного процесса. Какова она?
На наш взгляд, это создание комфортных условий, способствующих «присвоению» ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания и порождения нового.
Такая цель достигается благодаря специфически детским видам деятельности (игра, рисование, конструирование и др.), субъектами которых являются дети, а сами виды деятельности интересны и значимы для каждого из них.
В настоящее время происходит их замена «упражненчеством», направленным на специальную подготовку детей к школе (письму, чтению, математике), которое является бессмысленным и не вызывает у них никаких положительных эмоций.
В противопоставление теории интенсификации А.В. Запорожец выдвинул теорию амплификации (обогащения) развития ребенка, подчеркнув важность специфически детских видов деятельности, характеризующихся эмоционально-смысловой значимостью для каждого ребенка.
Другое важнейшее условие достижения главной цели — обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском саду и прежде всего душевного комфорта, проявляющимся во внутреннем спокойствии, отсутствии разлада с самим собой и окружающим миром. Комфортное самочувствие ребенка как психологическая категория, на наш взгляд, должна занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.
Одним из главных нарушений внутреннего спокойствия ребенка является неудовлетворение его основных потребностей, прежде всего в признании, общении, познании, движении, активности и самостоятельности. И тут особое значение имеет признание игрока как партнера по игре. Встраивание ребенка в играющее детское сообщество имеет важное значение для осознания своего статуса, факта признания как основы для возникновения чувства комфортности. Поэтому основная задача педагогов на сегодня — формирование играющего детского сообщества.
Общение ребенка со взрослым — второй важный фактор обеспечения комфортности, но при условии, что оно строится с учетом развития потребностей самого ребенка в общении со взрослым на протяжении дошкольного возраста, что диктует изменение форм общения.
В связи с этим необходимо выделить еще одну важную педагогическую задачу — формирование обучающегося детского сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, уверенным в том, что может справиться с любым заданием, как самостоятельно, так и при помощи других детей и понимающего его взрослого, что способствует развитию, раскрепощенности и открытости детей.
Иначе говоря, комфортное проживание ребенком дошкольного периода — это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность ребенка, предстающая перед ним во взаимосвязи с другими видами деятельности, что способствует расширению ассоциативного поля, углубленному осмыслению происходящего, благодаря чему полноценно и целостно развиваются дети этого возраста, формируется важная для дальнейшего обучения в школе потребность к познанию.
Недопустимо «овзврослять» детей, передавать им только свое мироощущение; необходимо «выращивать» их собственное.
Все вышесказанное в совокупности и составляет счастливое детство на основе любви, жизнерадостности, защищенности, удовлетворенности всех детских потребностей.
Беседовала Т.В. Цветкова