Гость номера — Волосовец Татьяна Владимировна

У нас в гостях

кандидат педагогических наук, профессор,
директор Учреждения Российской академии
образования «Институт психолого-педагогических
проблем детства», академик МАНПО

ВОЛОСОВЕЦ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Татьяна Владимировна, расскажите, пожалуйста, о деятельности института, который Вы возглавляете.

Современная программа деятельности Института психолого-педагогических проблем детства предполагает проведение междисциплинарных и комплексных фундаментальных и прикладных исследований. Фиксация положения дел в образовании чрезвычайно значима при определении ориентиров современных исследований Института, но это не проблема научного исследования, скорее — задача государственной политики, однако научные проблемы должны формулироваться в рамках социально-политического контекста.

Какая проблема дошкольного образования на сегодняшний день стоит наиболее остро?

Конечно, структурный дефицит мест в ДОУ: в городах, особенно крупных, мест в детских садах недостаточно, в сельской местности наблюдается их избыток. По данным Росстата, показатели очередности в ДОУ составляют на сегодняшний день около 1 млн детей.

Вместе с тем проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан Российской Федерации решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм до­школьного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

С 1999 г. в практику работы ДОУ активно внедряются группы кратковременного пребывания, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть ГКП развивается не вопреки и не вместо традиционных ДОУ полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования ДОУ (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 г. используются также 10- и 14-часовой.
Во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный. Это повышает доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Какие меры необходимо предпринять для повышения качества дошкольного образования?

Для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Следующая проблема, которую необходимо разрабатывать, — воспитание и образование детей дошкольного возраста в полиэтнических группах. Нерусскоязычные дети в детском саду, где их родной язык не основной, чувствуют себя некомфортно. Задача детского сада — обучить таких детей русскому языку, помочь освоить программу и подготовиться к обучению в школе. К сожалению, специалистов для работы с дошкольниками в полиэтнических группах детского сада нет. Для подготовки таких специалистов нужно разработать специальные программы и обеспечить их обучение.

Есть ли проблемы в кадровом обеспечении ДОУ?

Говоря о кадровом обеспечении системы дошкольного образования, нельзя не упомянуть о штатном расписании. В дошкольных учреждениях до сих пор пользуются нормативами, определенными еще в 60-е гг. XX в. Необходимо пересмотреть штатные расписания и ввести на нормативно-правовой основе должности воспитателя по физическому воспитанию, воспитателя по изобразительной деятельности, педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования. Не секрет, что сейчас в ДОУ приходят работать все, кроме воспитателей (технологи, инженеры и т.п.). Таким работникам нужна профессиональная переподготовка, которую наш институт готов проводить по заявкам учреждений.

Для обеспечения качества дошкольного образования важен и профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях. Низкий уровень заработной платы педагогов системы до­школьного образования (в среднем по России он в 1,5 раза ниже, чем у учителей) ведет к текучке кадров ДОУ, не позволяет в должной мере обеспечить указанные учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами. На сего­дняшний день даже страшно назвать эту цифру — только 26—28% работников дошкольного образования имеют высшее образование. В это число, помимо воспитателей, входят педагоги-психологи, логопеды, дефектологи и заведующие. Непосредственно воспитатели имеют очень низкий образовательный уровень. Оно и понятно, ведь заработная плата воспитателя — 44% от средней по экономике, а в каждом втором субъекте и того меньше, т.е. ситуация беспрецедентная.

Какие инновационные изменения можно уже сегодня констатировать в дошкольном образовании?

В разработанной под руководством В.И. Слободчикова научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» зафиксированы различные уровни инновационных изменений в дошкольном образовании. Так, на социальном уровне зафиксирована трансформация статуса некогда единого «общественного дошкольного воспитания» в весьма неоднородное понятие — «дошкольное образование». В рамках дошкольного образования сложилась сеть негосударственных ДОУ, могущая оперативно реагировать на запросы родителей и общеобразовательной школы. На финансово-экономическом уровне произошло фактическое свертывание поддержки дошкольной образовательной системы со стороны федерального бюджета, делегирование ответственности региональным и местным бюджетам, появление многоканального финансирования, увеличение числа платных образовательных услуг. На организационном уровне унифицированный «детский сад» сменили разные виды и типы дошкольных учреждений, четко обозначились попытки обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования за счет создания учебно-воспитательных комплексов «Школа — детский сад», «Центров развития» и др. На программно-методическом уровне изменения связаны с заменой типовой программы вариативными, широким использованием инновационных вариантов программного, управленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, включением в учебный план новых занятий («Экология», «Иностранный язык» и др.), разработкой интегрированных программ и образовательных технологий, развитием системы психологического сопровождения образовательного процесса.

Таким образом, изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15—20 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Можно констатировать, что все это пока не привело к структурированию системы до­школьного воспитания и разумной реорганизации ее в новую систему дошкольного образования.

На наш взгляд, это и является той точкой роста, где возможен осмысленный реформаторский шаг. Весь этот массив изменений в дошкольном образовании еще не обрел научно выверенной стратегии его действительной модернизации и развития. Такой стратегии, которая бы связывала воедино социальные, организационные, правовые, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические и другие аспекты дошкольного образования, определяя тем самым продуманную программу действий на обозримый исторический срок.

Изменение статуса дошкольного образования — мировая тенденция. Россия здесь обладает тем преимуществом, что дошкольные учреждения, за исключением учреждений для детей от 2 месяцев до 3 лет, уже много десятилетий находятся в ведении органов управления образованием, а не органов социальной защиты или здравоохранения.

Сегодня делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного до­школьного воспитания», превратившуюся в рыхлую совокупность ДОУ с множеством не менее рыхлых форм образовательной деятельности, в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования, а значит — гарантированную государством (на уровне региональной и муниципальной власти (не лучше ли — и федеральной?) для детского населения страны в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе и опеке, но и в воспитании, обучении и развитии.

Очевидно, что система до­школьного образования претерпевает изменения. В чем заключаются риски происходящих процессов?

Первая опасность состоит в том, что дошкольное образование, оказавшись в одной упряжке с такой сильной организацией, как школа, не сможет де-факто отстоять свою специфику и превратится просто в первый этап школьного обучения. Тогда вместо дошкольного образования мы получим уродливый вариант вышедшего из своих законных пределов школьного образования.

До сих пор продолжающиеся попытки форсированной подготовки детей к школе, которые вроде бы должны были обеспечить преемственность дошкольного и школьного (прежде всего начального) образования, являются псевдорешением этой масштабной задачи. Это тем более вероятно, что сегодня даже сами дошкольные учреждения зачастую не удерживают специфику дошкольного возраста так, как этого требует современное понимание детства.

Вторая опасность целиком связана с первой и состоит в том, что это уродливое образование может стать обязательным для детей, притом, что в настоящее время многие родители не в состоянии сами создать для своих детей адекватные условия развития. Это фактически может лишить детей детства, сделав их «как бы учениками» и отняв возможность свободного, игрового, эмоционально насыщенного проживания чрезвычайно важного периода развития человека. Дошкольное образование нельзя автоматически и повсеместно включать в сложившуюся систему школьного образования. Необходимо целевое обеспечение разнообразных моделей сочетания дошкольной и начальной ступеней образования. Главное — создать условия для реализации важнейшего в человеческой жизни принципа развития ребенка, а не только втягивание его в наличные формы обучения, что в основном и делает школа.

Третья опасность. В области охраны и укрепления психического и соматического здоровья детей также возникают сложности. Среди прогнозируемых тенденций в этом случае специалисты отмечают рост заболеваний и увеличение числа детей с задержкой психического развития.

И, наконец, последнее — полный уход федеральных структур управления из этой сферы чреват упадком качества жизни большинства дошкольников, что влечет за собой социальное и культурное расслоение представителей подрастающих поколений уже на уровне дошкольного детства.

Каким Вы видите дошкольное образование через 5—10 лет?

Если удастся избежать тех рисков и решить проблемы, о которых говорилось выше:

—  в России сложится и заработает инновационная система дошкольного (не предшкольного) образования как первая ступень общего образования;

—  будут созданы действительно равные стартовые возможности для дошкольников, что повысит качество образования на последующих его ступенях;

—  осуществится оптимизация деятельности других институтов сферы образования (педагогических вузов, ИПК, НИИ, общеобразовательных школ, ППМС-центров и др.);

—  произойдет консолидация родительской и образовательной общественности, если Министерство образования и науки РФ инициирует общенациональный проект развития дошкольного образования.

Беседовала Е.В. Боякова

Прочитано 2849 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868