У нас в гостях
заведующий кафедрой начального и дошкольного
образования Академии повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников
образования, канд. пед. наук, доцент
ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ДЯДЮНОВА
Реформы дошкольного образования достигли своего апогея. Каковы положительные изменения и какие трудности Вы видите?
Современная система образования России создает самый главный ресурс — человеческий потенциал, выступающий как основной фактор обновления страны, поэтому от модернизации сферы образования, в частности дошкольного, напрямую зависят успехи в социально-экономическом развитии государства. Ни при каких условиях Россия не сможет занять достойное место в мировом сообществе, если у нас не будет соответствующей потребностям, тенденциям времени национальной модели образования. Реформы современного дошкольного образования характеризуются интенсивными поисками путей обновления его содержания, созданием оригинальных методов и средств развития, воспитания и обучения дошкольников, поскольку именно в этом возрасте закладывается фундамент личности, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром.
Сегодня как никогда необходимо объединение усилий науки и практики по преодолению негативных тенденций в решении проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования, сложившихся в последнее время. Современное дошкольное образование находится на этапе серьезных реформаций системы: приняты федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), федеральные государственные требования к условиям ее реализации, новые СанПиН. Создаются новые виды и формы ДОУ. Разнообразие, вариативность образовательных программ, на мой взгляд, способствуют повышению его качества. Основной задачей всех программ, реализующихся сегодня в ДОУ, остается обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Выбор программы, по которой работает или будет работать детский сад, должен оставаться за коллективом ДОУ.
Могут ли семейные детские сады действительно решить проблемы дошкольного образования?
Могут и должны. Они появились в связи требованиями времени. И дело не только в очередности. Система дошкольного образования в России имеет долгую историю. Семейный детский сад (СДС) в его сегодняшней интерпретации — новация в сфере дошкольного образования, но я бы не сказала, что это альтернатива обычному ДОУ. Скорее, к этому подтолкнула нас ситуация, сложившаяся в стране с детскими садами.
Ребенок вырастет, ему будет тесно в рамках родительского дома, да и маме пора выходить на работу. Вот и торопятся наши родители записаться в заветную очередь в детский сад, едва выйдя из родильного дома. А есть ли другие варианты? Не так много, но есть. Один из них — семейный детский сад — особая форма поддержки многодетных семей государством и удобная форма организации жизни дошкольников, совмещающаяся с трудоустройством матери. Мама оформляется по трудовой книжке и получает заработную плату воспитателя. У нее идет трудовой стаж и отчисления в пенсионный фонд. В детском саду, к которому она прикреплена, можно получить помощь у методиста. Мама сама решает, как и чем ей заниматься с детьми, составляет режим дня, знает, что едят ее дети и как. Ей не приходится переживать и думать о том, как себя чувствуют дети в детском саду, поскольку она постоянно находится с ними. У детей отсутствует процесс адаптации и стресс от перемены обстановки. Все это решает часть проблем сегодняшнего дошкольного образования. Это плюсы. Но есть и минусы. Мама работает круглосуточно. Она — мама, и воспитатель, и повар, и медсестра, и т.д. Нет ни выходных, ни личного времени. А за ту зарплату, которую она получает как работающая женщина, должна представить результат. Почитайте требования к мамам, работающим в рамках СДС. Она «и жнец, и швец, и...». Какие у нас требования к воспитателю детского сада за практически ту же зарплату? Мне кажется, что именно в этом случае в рамках семейного детского сада требования должны быть более мягкие. Все же основной для воспитателя СДС предполагается работа по уходу, присмотру за детьми и их развитию до определенного возраста. А хватает ли у мамы времени на занятия и т.д. — это индивидуальный вопрос для каждого семейного детского сада. Где-то мама одна на всех, а где-то и папа поможет, и бабушка поддержит.
В одном только я убеждена, что готовить к школе в условиях СДС сложно. В выпускной год ребенок должен находиться среди своих сверстников и под руководством педагогов пройти путь подготовки к обучению в начальной школе.
Вы работаете в системе повышения квалификации. Что может предложить система ПК сегодняшнему дошкольному образованию?
В системе повышения квалификации я работаю уже почти 20 лет. И все эти годы аудитории, которые наполняют дошкольники, не бывает пустыми. Вероятно, это та категория нашего работающего населения, для которой фразы «образование в течение всей жизни», «образование через всю жизнь» являются образом жизни. Для истории 20 лет не срок. Но многое изменилось: руководитель современного ДОУ становится не просто заведующим, а управленцем, в самом прямом смысле этого слова. Не освобождая от прежних обязанностей, сегодня к руководителям этого уровня предъявляются скорее не повышенные, а конкретные требования. Руководитель должен разбираться в ведомственных документах, финансовых и юридических вопросах, ему должны быть известны все программы, предлагаемые в дошкольном образовании, и понятны новые педагогические технологии. Заведующий всегда в курсе проблем, обсуждающихся в педагогическом сообществе, ему должны быть понятны директивы Минобрнауки России. Сегодня к нему предъявляются требования как к руководителю достаточно большой организации, в подчинении у которого находятся десятки людей.
Что важно для руководителя сегодня? Собственная компетентность, широкий кругозор, умение разобраться в пространстве новаций и выбрать то, что будет отличать его учреждение от других. Ведь они очень трепетно относятся к имиджу своего «Солнышка», «Кораблика» и т.д. Руководитель должен быть стратегом и тактиком. У него практически нет времени на собственное самообразование, поэтому сегодня краткосрочные модульные курсы, веб-семинары, практические конференции наиболее удобны для них. Мы предлагаем для этой категории слушателей очно-заочное обучение, курсы переподготовки в пролонгированном варианте.
Очень важно, чтобы все, что предлагает сегодня наука и практика, попадало на стол руководителя не спустя месяцы, а то и годы. Но у каждого из них есть свои «правые руки» — заместители, старшие воспитатели. Для этой категории, мы считаем, необходимо глубокое погружение в обучение. Пусть это будет неделя, но с отрывом от работы. И в этом плане удачно обучение, проводящееся авторскими коллективами различных УМК, по которым работают ДОУ. Есть и еще одна категория наших слушателей, требующая особого подхода, — воспитатели ДОУ. Это выпускники, как правило, различных вузов и колледжей России, а то и ближнего зарубежья. И если педагогика и психология дошкольного возраста, изучаемая в этих учебных заведениях, — классические науки, и для них не новы, то требования, предъявляющиеся к дошкольному образованию сегодня, наиболее полно могли быть раскрыты для них именно на курсах ПК по направлениям и образовательным областям, заложенным в ФГТ.
Как изменилась современная семья, отношения между ее членами, поколениями?
Изучение семьи всегда было очень сложным процессом, поскольку это уникальное явление, играющее особую роль в жизни общества. Это основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколение в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно она призвана формировать черты характера, взгляды, мировоззрение ребенка.
Семья — основа всех социальных институтов. В то же время это сложная многофункциональная система, выполняющая ряд взаимосвязанных функций: экономическую, хозяйственно-бытовую, психологическую, репродуктивную, воспитательную. Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба.
В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и ее функции. Ведущей в историческом прошлом была экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные, сегодня она не отмерла, но изменилась. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Теперь трудно выделить, кто кого главнее. Отмечается такой негативный факт в институте семьи, как увеличение числа разводов, первый пик которых приходится на детей дошкольного возраста, ставя перед ребенком непосильные для его возраста задачи. Но, несмотря на то, что сегодня число неполных семей довольно значительно, роль ее в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Она постепенно вводит ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно его природе и культуре страны, где он появился на свет.
Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, традициям своего народа — прямая функция семьи как социального института. Но динамика жизни такова, что родитель едва успевает подрастить своего малыша, как он уже в школу готов, а там и ее окончание не за горами. И слышишь от родителей иногда: «не успел», «не научил», «знаний не хватило». Назрела острая необходимость соответствующего систематического просвещения воспитателей и родителей по различным проблемам, а особенно в вопросах подготовки детей к школе, осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. Многие родители в этом отношении нуждаются в конкретной помощи, и ее источником может стать ДОУ, при условии установления между воспитателями и родителями доверительного сотрудничества и взаимодействия.
Каждая страна заинтересована в том, чтобы обеспечить оптимальный уровень готовности младшего поколения к школьному обучению и тем самым подготовить благоприятный прогноз для успешного школьного старта. Можно сказать, что эта проблема носит международный характер, и сегодня ее решение возможно только совместными усилиями семьи и ДОУ.
Какая проблема самая сложная в сегодняшнем дошкольном образовании?
Убеждена, что самая главная сегодня — кадровая проблема. Уходят те, кто сохранил дошкольное образование в это сложное двадцатилетие. Они вырастили три поколения дошкольников. На смену приходят новые молодые кадры. Не все приходят по велению сердца. Не секрет, что воспитатели до сих пор воспринимаются многими как те, кто только кормит и спать укладывает. Престиж профессии не соответствует душевным и физическим затратам педагогов-дошкольников.
Парадоксальная ситуация. Когда мы хотим отдать ребенка в детский сад, нам чаще всего не важно, новая мебель в нем или нет. В первую очередь надеемся, что там будет добрый и отзывчивый воспитатель, который станет, если и не любить нашего ребенка, как мы, то хотя бы понимать. Но когда мы слышим, что кто-то собирается поступать в педагогический вуз, колледж, то реакция наша, как правило, скептическая. Почему? Ведь мы все хотим, чтобы рядом с нашими детьми был хороший воспитатель, учил хороший учитель.
Новому поколению дошкольников сложнее. Практически на всех потоках курсов мы проводим опросы слушателей. И один из вопросов звучит так: «Как вы пришли в дошкольную педагогику?». Стабильно третья часть из них — те, кто пришел по велению сердца, осуществляя мечту, продолжая династию. Те, кто обязательно останется навсегда. Этого мало? Нет, не мало. Сегодня, когда, по мнению социологов, человек в течение жизни будет менять свою профессию 5—6 раз, мы уже в выигрыше. Но есть те, кого мы можем обратить в свою веру — веру в то, что дошкольное детство — начало начал. Я, воспитатель, должен постоянно чувствовать, что дело, которое я делаю, — самое важное. И слышать это не только по праздникам, но и каждый день от руководителя и родителей. Только от нас и родителей наших детей зависит, каким станет завтра наш воспитанник.
Каким Вы видите детский сад будущего? Что можно пожелать педагогам-дошкольникам?
Детский сад — не просто дом для детей. Это место работы большого количества взрослых. Радость и счастливая усталость от этой деятельности может обеспечиваться только взаимопониманием всех тех, кто находится рядом с ребенком. Подумайте, что наших детей не так уж много. И кто стоит лицом к ним? Мама, папа, родные, близкие и педагог, которому мы доверяем. А если не доверяем? Какие муки испытывает мама, когда ребенок цепляется за нее, уже бегущую на работу. Кого она не любит в этот момент? Всех. И как она благодарна воспитателю, которому малыш доверчиво протягивает руку и слышит слова: «Не волнуйтесь, у нас все будет хорошо». Хочется красивых, удобных зданий для ДОУ, в котором есть большие групповые комнаты и уютные спальни, светлые залы и бассейны, комната отдыха для воспитателя и гостиная для родителей. Придумать можно много.
Говорят, что как только в отрасли появляются деньги, туда устремляются мужчины. Хотелось бы, чтобы в дошкольном образовании появилось и то и другое. Действительно, в ДОУ не хватает мужской составляющей именно в воспитании, а не в руководстве. За всю историю российского образования у нас никогда представительница слабого пола не была министром образования, хотя все дошкольное детство лежит на их плечах. Но самое главное — это люди, с которыми мы вместе растим наших детей. Хочется, чтобы вспоминали о них не только в День дошкольного работника или перед очередными выборами. Ведь это на самом деле государственные люди, потому что в их руках наше будущее.
Дошкольное образование пережило много потрясений вместе со страной, но двери детских садов никогда не закрывались — они ждали детей. Мы и сейчас их ждем.
Хотелось бы пожелать разумной наполняемости групп, но не по списку, а в реальности. Это значит, что наши дети будут меньше болеть, поскольку мы сохраняем и укрепляем их здоровье. Хотелось бы, чтобы на праздник к нам приходили все, кого ребенок считает своей семьей, а уходил домой, держа одной ручкой мамину руку, а другой папину. Хотелось бы, чтобы на родительское собрание приходили родители, поскольку именно так оно и называется. Мы рассчитываем, что дошкольное образование будет первой ступенью образования, поскольку все начинается с нас. Не забудьте, двери детского сада открываются рано утром. Мы ждем вас.
Беседовала Е.В. Боякова