У нас в гостях
Президент Удмуртской Республики
Александр Александрович Волков
Забота о юных гражданах — дело чести для любого уровня власти.
А.А. Волков
Александр Александрович, в последние годы Удмуртская Республика часто упоминается в средствах массовой информации России в связи с заметным улучшением демографической ситуации. Об этом шел разговор в августе 2012 г. на Вашей встрече с президентом страны, одобрившим инициативы по строительству школ и детских садов, поддержке семей и др. Удмуртия — регион с динамично развивающимся дошкольным образованием. Как сегодня обстоят дела у дошкольников республики, их родителей и воспитателей?
Позвольте для начала рассказать об изменениях, происходящих в нашей республике. Я уверен, что именно по показателям демографической политики можно судить в целом о развитии региона. Хочу привести несколько цифр, которые беспристрастно и красноречиво характеризуют перемены.
В 1990 г. в Удмуртии родилось 24,3 тыс. детей. Необдуманные реформы 90-х гг. привели к тому, что люди потеряли уверенность в своем будущем. Результат — падение рождаемости до 14,8 тыс. человек в 1996 г. Ситуация стала выправляться лишь в начале XXI в. В 2009 г. впервые за последние 17 лет был отмечен естественный прирост населения. И с тех пор Удмуртская Республика удерживает первое место по рождаемости в Приволжском федеральном округе.
В 2012 г. в Удмуртии родилось 21 538 детей, что на 1497 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Если в 2011 г. на 1 декабря естественный прирост населения составлял 1187 человек, то в 2012 г. данный показатель достиг 3363 человек.
Эта статистика еще раз подтверждает: заявления о том, что демографические процессы стихийны и не поддаются регулированию, не соответствуют действительности. Как видно из приведенных цифр, когда государство оставляет семью на произвол судьбы, рождаемость стремительно падает. Но как только власть начинает системно заниматься семейной политикой, увеличивается и рождаемость.
Правда, очень трудно вернуть людям веру в государство, в то, что власть поможет молодой семье встать на ноги. Укрепление этой веры — интегрированный результат состояния экономики, социальной сферы, уровня и качества жизни, политической стабильности.
За последние годы Удмуртия существенно приумножила свой экономический потенциал, радикально изменила ситуацию на селе, добилась серьезных результатов в модернизации образования, здравоохранения, строительстве спортивных объектов.
В итоге в 2008 г. мы переступили рубеж в 20 тыс. новорожденных. И здесь нужно было не упустить момент, когда количество уже имеющихся детских садов и ясельных групп начнет отставать от реальных потребностей. Мы вовремя поняли это и стали наращивать количество дошкольных учреждений и мест в них. С 2007 по 2011 г. количество мест составило 6902.
Произошло это и за счет того, что мы вернули в систему 18 зданий детских садов, перепрофилированных в «бездетные» 90-е гг., и в результате строительства новых ДОУ. Сегодня у нас на 24 ДОУ больше, чем в 2006 г. Охват дошкольным образованием составил 78,1% — это лучший показатель в Приволжском федеральном округе. В будущем году планируем открыть 30 дополнительных зданий, что позволит повысить коэффициент посещаемости детских садов и яслей.
В 2012 г. мы сделали и еще один важный шаг — в гг. Ижевске и Глазове была создана электронная очередь в детские сады, позволившая точнее прогнозировать и отслеживать реальную потребность в местах. И что немаловажно, делает саму очередь «прозрачной» для родителей и общественности.
С этого года электронная очередь будет действовать по всей республике.
Можно ли говорить, что в Удмуртии проблема с местами в детских садах закрыта?
Очередь за путевками в детский сад для детей от 3 лет практически ликвидирована в г. Ижевске и в северной столице Удмуртии — г. Глазове, а также в ряде сельских районов. Думаю, оставшаяся общереспубликанская очередь доживает последние недели. На начало 2012 г. нам в целом по региону не хватало 2000 мест, чтобы принять в детские сады всех детей старше 3 лет. Картина за год сильно изменилась в лучшую сторону. Сейчас мы полностью ликвидируем очереди для этой категории детей.
Новые (да и «старые») места в детских садах — это не только «квадратные метры». Это еще и детская мебель, игрушки, современный пищеблок, прачечная, система безопасности и т.д. Кто о них должен заботиться — муниципалитеты? По силам ли им такая нагрузка?
На мой взгляд, забота о юных гражданах — дело чести всех уровней власти и федеральной, и региональной, и муниципальной...… Хотя мы понимаем, что на местах возможности ограничены, поэтому нагрузку по детским учреждениям на муниципальные образования и не перекладываем. В прошлом году система дошкольного образования Удмуртии для оснащения вновь создаваемых мест получила 7 млн 191 тыс. руб. из федерального бюджета. На эти деньги было приобретено игровое оборудование и технические средства обучения для детских садов гг. Ижевска, Сарапула, Алнашского, Сюмсинского и Увинского районов.
Из регионального бюджета на детские сады в 2011 г. было выделено 126 млн 104 тыс. руб. Муниципальные образования потратили на них 31 млн 984 тыс. руб. На эти средства обеспечена пожарная безопасность ДОУ и выполнены все мероприятия, предусмотренные республиканской программой «Детское и школьное питание». Сейчас эта работа продолжается.
Не секрет, что рост качества дошкольного образования сдерживается низкой заработной платой тех, кто там работает.
Вы правы, когда связываете воедино увеличение количества мест в детских садах с ростом качества дошкольного образования. А оно действительно в первую очередь зависит от уровня заработной платы и социального самочувствия работников системы.
В апреле 2011 г. на заседании Правительства РФ обсуждался вопрос о доведении средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономики в регионе. Поэтапное решение этой задачи вошло в концепцию проекта «Модернизация образования».
Обращаю ваше внимание на то, что речь шла только об учителях. Мы прикинули свои возможности и решили, что повысить заработную плату можно и нужно всем, кто учит и воспитывает наших детей. В итоге с 1 сентября 2011 г. мы на 30% повысили зарплату не только учителям, но и воспитателям, помощникам воспитателей, медицинскому персоналу детских садов, педагогам дополнительного начального и среднего профессионального образования, школьным врачам.
Еще одной мерой социальной поддержки стало участие сотрудников детских садов в реализации программы «Доступное жилье для молодых семей». По этой программе, аналогов которой нет в России, жилье приобрели более 50 молодых семей сотрудников детских садов.
Хочу еще добавить, что эти семьи при рождении третьего и последующих детей имеют право на получение социальной выплаты на погашение кредита в размере 200 тыс. руб. И вот на днях приняли решение увеличить размер этой выплаты до 300 тыс.
А что в ближайших планах?
Я уже сказал, что в текущем году мы создадим по республике две тысячи новых мест и полностью закроем проблему с устройством в детские сады детей с 3 лет.
Но ведь есть еще очередь из детей с полутора до 3 лет. Есть мамы, которые стремятся отдать своего ребенка в ясельную группу и выйти на работу. Сегодня это вполне естественно: молодые женщины не хотят терять квалификацию, торопятся занять свое место в социальных лифтах, хотят жить активно и эффективно. И в этом их можно и нужно поддержать. Поэтому мы за 2013—2014 гг. введем еще 4000 мест, что существенно сократит очередь в ясельные группы. Мы дадим уверенность каждой молодой семье в том, что их ребенок получит место в муниципальном детском саду и будет под надежным присмотром.
За три предстоящих года в республике будет создано 7000 новых мест для воспитания дошкольников. Это больше наших первоначальных планов. Основанием для того, чтобы мы заметно увеличили объемы строительства и ввода детских садов и ясельных групп, стали многочисленные пожелания жителей республики.
Уверен, что к 2016 г. наши молодые семьи не будут знать такого понятия, как «дефицит мест в детских садах», а рождаемость в республике продолжит расти.
Беседовала Е.В. Боякова