У нас в гостях
кандидат политических наук, доцент,
руководитель Департамента образования
и молодежной политики Правительства
Орловской области
Галина Анатольевна Казначеева
Уважаемая Галина Анатольевна! Расскажите немного о дошкольном образовании Орловской области. Есть ли уникальные отличия, существующие только у вас и связанные с традициями региона?
По мнению мирового сообщества, дошкольное образование России признано уникальной и неповторимой системой раннего образования. Безусловно, в каждом субъекте РФ оно имеет «региональное» лицо — накладывают отпечаток культурные и исторические традиции, быт, климатические особенности. Орловская область сочетает в себе особенности развития образования в малых городах с преобладанием сельских детских садов с разветвленной сетью малокомплектных дошкольных организаций, а значит и разновозрастных групп. По статистике, их доля составляет более 57% от общего числа детских садов области.
В настоящее время на территории Орловской области услуги дошкольного образования предоставляют 222 ДОО, в том числе одна негосударственная.
Какие образовательные проекты разрабатываются в регионе?
Дошкольные организации Орловской области давно активно и успешно участвуют в формировании инновационного потенциала образовательной системы региона. На сегодняшний день педагогические коллективы детских садов различного вида работают в составе нескольких региональных инновационных площадок по разным направлениям и апробируют следующие инновационные проекты.
«Разработка вариативных форм организации предшкольного образования» — широкомасштабный проект, получивший федеральный статус. В его рамках прошли апробацию различные формы организации дошкольного образования, такие как районный центр дошкольного образования, дошкольная образовательная группа на базе детского оздоровительного пришкольного лагеря или пришкольной площадки, семейная дошкольная группа и др. Научно-педагогической общественностью многие из них признаны уникальными, не имеющими аналогов в системе образования России.
«Реализация Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в условиях системы дошкольного образования региона». Ключевые направления развития общего образования в РФ были обозначены еще в 2009 г. в Послании Президента России Федеральному Собранию под названием «Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”».
В эпоху быстрой смены технологий речь идет о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни закладываются в дошкольном возрасте. Его значимость для развития и формирования личностных качеств человека, подготовки его к дальнейшему обучению в школе неоспорима. Дошкольное образование обеспечивает переход от семейного воспитания к осознанному обучению, а в дальнейшем — к выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. Именно поэтому мы не могли оставаться в стороне, и данный инновационный проект считаем особенно актуальным в свете современной ситуации.
«Повышение профессиональной компетентности педагога ДОО». Этот проект осуществляется при поддержке Педагогического общества России. Его задача — оказание научно-методической помощи педагогам ДОО, особенно необходимой в эпоху перемен, стандартизации дошкольного образования. На данный момент вышло несколько выпусков учебно-методических пособий по актуальным темам.
В 2013 г. в Орловской области стартовал Всероссийский эксперимент кафедры начального и дошкольного образования и Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000……» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Москвы по теме «Апробация и внедрение примерной основной общеобразовательной программы “Мир открытий” в практику дошкольного образования». Экспериментальная апробация программы осуществляется на базе 41 дошкольной организации г. Орла и Орловской области.
Какова роль негосударственных ДОО в дошкольном образовании области? Какая помощь им оказывается?
В целях развития альтернативных форм дошкольного образования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Правительством региона проведен конкурсный отбор по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, организующим группы дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, и индивидуальным предпринимателям по возмещению части расходов по созданию дошкольных образовательных центров.
Субсидирование части расходов индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми, осуществляется в виде предоставления по итогам конкурсного отбора на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств областного бюджета. Победителями конкурсных отборов признаны три индивидуальных предпринимателя.
Растет ли оплата труда в Орловской области? Есть ли региональные механизмы дополнительного стимулирования?
В области планомерно осуществляются мероприятия по повышению заработной платы педагогических работников, в том числе ДОО. Темп роста задан майскими (2012) Указами Президента — средняя заработная плата в дошкольном образовании должна соответствовать средней заработной плате в общем образовании. В 2013 г. зарплата педагогов детских садов выросла на 156% и составила к концу года 15 815 руб.
Существует ли в области социальная поддержка сотрудников, работающих в детских садах: руководителей, педагогов, учебно-вспомогательного персонала и др.?
Начатый в регионе еще в 2008 г. переход на отраслевую систему оплаты труда позволил заложить базовые принципы новых норм оплаты, избежать «уравниловки», сохранив при этом социальные гарантии как молодым специалистам, так и ветеранам педагогического труда. Каждая организация принимает свое Положение «О порядке установления выплат компенсационного и стимулирующего характера» для работников, что дает возможность учесть индивидуальный вклад в общее дело, стимулируя профессиональный рост, индивидуальную работу с детьми и родителями, достижения воспитанников и т.д.
Широко применяется поощрение педагогов — участников профессиональных конкурсов, присуждение грантов губернатора Орловской области, глав муниципальных образований.
Это делается только в рамках федерального законодательства или есть дополнительные региональные льготы?
Постановлением Правительства Орловской области от 25.09.2013 № 328 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Орловской области» внесены изменения в Постановление Правительства Орловской области от 12.08.2011 № 267 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Орловской области» в части переработки системы выплат стимулирующего характера для руководящих работников образовательных организаций, которая связывается, в первую очередь, с эффективностью их работы. В частности, показателями для стимулирования руководителей определены:
— достижение размера заработной платы педагогических работников, соответствующего заданному уровню в соответствии с указами Президента РФ;
— привлекательность образовательной организации для населения, работа с социумом;
— развитие предпринимательской деятельности учреждения и т.д.
Как обстоят дела с подготовкой молодых кадров? Приходят ли в ДОО молодые специалисты? Остаются ли работать или уходят в другие отрасли?
В Орловской области существует система подготовки кадров для дошкольных организаций: бакалавров и магистров готовят на факультете педагогики и психологии Орловского государственного университета, воспитателей детей дошкольного возраста — в Мезенском педагогическом колледже Орловского района. Нас радует, что конкурс на эти специальности в последние годы вырос, молодежи в детских садах становится все больше. Это связано и с повышением внимания к системе образования в обществе в целом, и с поднятием статуса воспитателя в связи с признанием дошкольного образования первым уровнем общего.
Государственная политика поддержки педагогических работников на Орловщине осуществляется в рамках реализации региональной программы помощи молодым специалистам системы образования:
— в течение первых трех лет работы выпускникам педагогических учебных заведений базовая ставка (должностной оклад) заработной платы повышается на 20%;
— трудоустройство выпускников осуществляется через целевую контрактную подготовку;
— молодые специалисты, прибывшие в образовательные организации сельской местности, получают единовременную денежную выплату на обзаведение хозяйством.
Галина Анатольевна, у Вас есть ученая степень. Помогает ли Вам это в работе, ведете ли преподавательскую деятельность, остается ли время на научный рост?
Да, помогает. кандидатскую диссертацию я защитила, еще когда работала директором педагогического колледжа. Степень кандидата наук давала возможность ведения преподавательской работы не только в своем учреждении, но и в высшей школе, куда уходили выпускники колледжа для продолжения образования. И я могла видеть их образовательный и профессиональный рост. И теперь, когда руковожу системой образования области, понимаю, кому из молодых учителей можно доверить руководство школой, кто из воспитателей детских садов сможет представлять область на всероссийских мероприятиях, кого из практиков можно включить в рабочую группу при Департаменте образования по разработке того или иного проекта. Что касается научных интересов, я стараюсь не пропускать научно-практические конференции как регионального, так и межрегионального уровней, руковожу несколькими инновационными площадками при Орловском госуниверситете и Орловском филиале РАНХ, печатаюсь. Конечно, хотелось бы заниматься этим больше, но часто не хватает времени.
Тема Вашей работы касалась политического участия студенчества в жизни страны. Как Вы считаете, могут ли педагоги-дошкольники оказывать влияние на политическую и социальную жизнь в стране? Я имею в виду не выращивание будущих поколений, а собственную активность.
Работать со студентами очень люблю, они заставляют постоянно находиться в поиске, держат в тонусе. При Правительстве Орловской области работает Молодежное правительство. У каждого из нас, членов Правительства, есть дублеры — студенты с активной жизненной позицией. И когда мы вместе с ними проводим Молодежный форум, готовим «Вахту памяти», работаем с волонтерами, смотрим на проблему «под разными углами зрения»: управленческий и жизненный опыт состоявшихся руководителей, организаторские способности и молодежный задор дублеров делают это взаимодействие полезным и функциональным. Например, недавно мы обсуждали тему негативного влияния Интернета на молодежь. Ребята из Молодежного правительства через социальные сети связались со своими сверстниками и привлекли к обсуждению и анализу проблемы несколько тысяч респондентов. В итоге мы смогли получить реальную информацию и обратную связь не только со школьниками и студентами, но и с их родителями, общественными организациями, блогерами.
Очень не люблю, когда говорят, что «молодежь не та, мы в их время были другими». Конечно, другими, это нормальный эволюционный процесс. Ребята у нас хорошие, отзывчивые, главное в работе с ними — доверие, честность, открытость диалога. С ними нельзя фальшивить, надо соответствовать тем требованиям, которые сами же и предъявляем к подрастающему поколению. Тогда они и поисковой работой занимаются замечательно (только за весенне-летний сезон 2013 г. подняли и перезахоронили останки более тысячи наших воинов времен ВОВ), и на субботники выходят с огромным энтузиазмом, и в детские дома приезжают, и «трудных» подростков в строительных отрядах воспитывают……
Есть ли у руководителей образования в Орловской области прямая связь с простыми педагогами? Важно ли для Вас их мнение по вопросам будущего устройства системы образования? Какие проблемы они чаще всего поднимают перед руководством региона?
Связь с простыми педагогами, конечно, есть. Наша область небольшая, компактно организованная, поэтому все друг друга знают, тем более за столько лет работы в системе образования. Обязательно бываю на уроках у учителей, стараюсь использовать каждую возможность встреч на курсах повышения квалификации, очень люблю конкурсы профессионального мастерства: «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог», «Классный классный». Конкурс классных руководителей почитаю особенно (наверно, сказывается мое «вожатское прошлое»). Замечательно, когда предоставляется редкая возможность видеть ребят вне рамок урока, заинтересовывать их практической деятельностью. А как на этих конкурсах поддерживают педагогов сами дети! Сразу понятно, какие отношения у учителя с учениками.
Конечно, бываю в педагогических коллективах школ, детских садов, техникумов; стараюсь обсудить с педагогами и новый закон «Об образовании в Российской Федерации», и новую систему оплаты труда, и внедрение ФГОС ДО. Выслушиваю пожелания, критические замечания, профессиональные советы. Одним словом, получаю обратную связь. А проблемы… Их много — судьба сельской школы, привлечение в коллективы молодых педагогов, общественная оценка нашей деятельности, роль родителей как участников образовательных отношений…
В стране становится все больше женщин-руководителей. Им труднее, чем мужчинам, потому что никто не снимает с них женских семейных обязанностей. Поделитесь секретом, как Вам удается совмещать роль начальника, хозяйки и просто красивой женщины. В чем находите источник пополнения душевных сил?
Система образования всегда имела «женское лицо». Мне эта тенденция импонирует, хотя у нас на Орловщине много толковых руководителей-мужчин, даже тех, кто пришел в отрасль из других систем. Мне с ними легко работать. А женщина, которая привыкла наводить порядок в собственном доме, будет содержать в порядке и вверенное ей учреждение. Молодые руководители, приходящие в систему образования, работают интересно, порой предлагают нестандартные решения тех или иных проблем, современный взгляд. Им надо помогать, делиться опытом, учить работать с документами, «подставлять плечо» в конфликтных ситуациях — одним словом, беречь.
Что касается моей занятости на работе, так было всегда. Огромную помощь оказывает семья — мама, муж, дочь, а теперь и внук. Все понимают, чем занимаюсь, всегда в курсе моих дел, стараются взять на себя бытовые нагрузки. Люблю наши семейные праздники в родительском доме, когда собираются родственники, друзья — мои и брата — с семьями, когда, как в детстве, со всеми на «ты» и без отчеств. Люблю бывать на природе: на Орловщине удивительно красивые места. Муж у меня — заядлый рыбак, я с ним с удовольствием езжу на рыбалку, только чаще не с удочкой в руках, а с книгой — любовь к чтению у меня с детства. После таких выездов на природу возвращаюсь и с новыми силами принимаюсь за работу.
Ваши пожелания руководителям детских садов — читателям нашего журнала?
Руководителям хочу пожелать творчества во всем. Каждый день нужно начинать с интересом, каждое дело выполнять с радостью, работать со своими коллективами бережно, хранить и приумножать традиции, не бояться нового, доверять молодым педагогам.