Григорьева Л.А.,
заведующий МБДОУ д/с № 106 «Кораблик», г. Чебоксары, Чувашская Республика
«Все начинается с детства» — эта крылатая фраза как нельзя лучше раскрывает суть нравственно-патриотического воспитания. Еще В.А. Сухомлинский утверждал, что детство — это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В современных условиях, когда интенсивно изменяется жизнь общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В последние годы происходит переосмысление сущности нравственно-патриотического воспитания: идея воспитания гражданственности приобретает все больше общественное значение.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» подчеркивается значимость российского патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое страны, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского государства.
В обществе идет активный поиск эффективных форм и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В России стала нарастать популярность учреждений кадетского образования, которые демонстрируют пример создания условий для возрождения лучшего опыта российского образования и культуры, народных и воинских традиций, воспитания и обучения в целях разностороннего и полноценного развития молодежи.
Основу кадетского движения России составляют региональные объединения кадетов. В настоящее время в Чувашской Республике действуют 64 кадетских класса и 3 кадетские школы, в них обучается более трех с половиной тысяч детей, утверждена «дорожная карта» развития кадетского образования на 2014—2017 годы.
Осознавая уникальную роль кадетского движения в деле воспитания подрастающего поколения на идеалах патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству, осуществляя преемственность звеньев дошкольного и начального образования, в 2013 г. в нашем детском саду на педагогическом совете был утвержден проект «Юные кадеты» и принято решение об открытии кадетской группы для детей старшего дошкольного возраста.
Проект ориентирован на решение задачи воспитания будущего гражданина-патриота. Объект исследования — создание модели кадетской группы. Предметом деятельности служит процесс организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Цель: разработка и реализация модели кадетской группы в ДОО для организации работы по воспитанию будущего патриота.
Задачи:
- сформировать концепцию кадетской группы в ДОО;
- разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие деятельность программы «Юный кадет»;
- разработать кадетский компонент в содержании основной общеобразовательной программы;
- освоить и внедрить новые формы и технологии взаимодействия участников проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в системах «педагог — воспитанник — родитель», «детский сад — социум»;
- обеспечить материальными и кадровыми ресурсами процесс внедрения и реализации модели кадетской группы в детском саду;
- определить критерии и показатели эффективности программы «Юные кадеты».
При воспитании патриотизма педагоги придерживались следующей эффективной цепочки, раскрывающей основные принципы работы с дошкольниками: от близкого к далекому, от малого к большому, систематичности, опоры на собственный опыт детей, реальные события в семье, детском саду, городе, стране; взаимодействия с семьей и социумом.
Предполагаемый результат:
- общественное признание кадетской группы как модели реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- расширение социальных связей кадетской группы детского сада с кадетскими классами школ города, другими учреждениями образования и культуры;
- повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных), проектных и модульных методов обучения, обеспечивающих готовность воспитанников кадетской группы к обучению в кадетской школе;
- социальная активность педагогов и воспитанников кадетской группы (участие в различных конкурсах и социальных проектах);
- удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг в кадетской группе;
- повышение рейтинга детского сада средствами трансляции педагогического опыта в СМИ, в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.
На организационном этапе мы провели беседы с воспитанниками, чтобы определить объем знаний о родословной семьи, родном городе, Чувашской Республике, России. Низкие результаты нас не удивили, поскольку возраст детей еще не позволял оперировать словами: «Родина», «кадет», «патриот», «Отчизна», но мы смогли вызвать интерес к созданию кадетской группы как среди воспитанников, так и со стороны педагогов, заручились поддержкой родителей.
Творческая группа изучила нормативную правовую и методическую литературу, которая позволила с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям нашего детского сада.
Были разработаны:
- положение о кадетской группе;
- проект «Юные кадеты»;
- рабочая учебная программа кадетской группы;
- план дополнительного образования в кадетской группе.
Основной этап — самый продолжительный.
На основном этапе педагоги разработали диагностическую карту по нравственно-патриотическому воспитанию, позволяющую отслеживать динамику познавательного развития ребенка по данному направлению.
На протяжении двух лет отбирался и систематизировался материал в рамках образовательной области «Познавательное развитие», который затем был представлен в тематических блоках: «Путешествие в историю», «Моя малая родина — Чувашия», «Широка страна моя родная», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Древо моей семьи».
Постепенно в кадетской группе стала вводиться определенная атрибутика: парадная форма, барабаны, флаг, проводиться ритуал поднятия флага под гимн России, перекличка, утренний сбор, формировались традиции: посвящение в кадеты, проведение кадетского бала, спортивной игры «Зарница», участие в Вахте Памяти, сотрудничество с кадетскими классами.
Дошкольники вместе с родителями, педагогами участвовали в социальных акциях: «Твори добро» по поддержке детей, воспитывающихся в детских домах, «Радуга цветов» (разбивка розария), «Аллея памяти» (посадка аллеи можжевельника в честь годовщины Победы), парад 9 Мая, «Зарядка со звездой».
Особая роль в нравственно-патриотическом воспитании в нашем детском саду отводится специально организованной среде, что дает возможность детям познакомиться с гимном, флагом и гербом, городами России, Чувашской Республикой, столицей Чувашии, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны, республики и города.
В каждой группе организованы мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край». В двух групповых помещениях имеются флагшток для поднятия флага, аудиозапись гимна России, Чувашии, г. Чебоксары; стенд с государственной символикой; предметы народно-прикладного искусства; аудио-видеотехника, медиатека, подборка музыкального репертуара патриотического содержания; зоны для игровой, интеллектуальной и творческой самореализации (игры, книги; интерактивный кабинет «Смайлик», кабинет ОБЖ, спортивная площадка, автогородок).
В реализации нравственно-патриотического направления мы отводим большую роль тесной взаимосвязи с социумом. Подписаны договоры о сотрудничестве с МБОУ: «Средняя общеобразовательная школа № 17», «Средняя общеобразовательная школа № 36» (кадетские классы), «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» (кадетский класс), ГИБДД УМВД России по г. Чебоксары, Отделом полиции Ленинского района г. Чебоксары, Республиканской детско-юношеской библиотекой.
Мы понимали, что формирование патриотических чувств эффективно только во взаимосвязи с семьей. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения к государству демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и общество, вся страна.
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие — залог успеха всей нашей работы.
На родительских собраниях педагоги отчитываются о проведенных мероприятиях, дают рекомендации с использованием информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются буклеты для родителей, которые знакомятся с передовым опытом семейного воспитания. Лучшие семьи отмечаются грамотами и благодарностями. Заслуживает внимания опыт работы с родителями — «Виртуальный консультационный пункт», «Клуб счастливых родителей».
Дошкольники кадетской группы неоднократно участвовали в городских, республиканских мероприятиях, занимали призовые места в творческих конкурсах. Детский сад занял 2-е место в номинации «Будущее делаем сегодня» в городском конкурсе на присуждение премии «Общественное признание — 2014». На всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи «Патриот России» проект «Юные кадеты» отмечен золотой медалью.
В 2015/16 уч. г. проект получил одобрение родительской общественности. У нас есть последователи, в городе открываются кадетские группы, наши выпускники продолжают обучение в кадетских классах и школах.
План реализации проекта вы можете увидеть оформив подписку на журнал "Воспитатель ДОУ".