Гришина Г.Н.,
канд. пед. наук, директор Центра дошкольного образования;
Майер А.А.,
д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево Московской обл.
На базе Гуманитарно-технологического университета (ГОУ ВО МО ГГТУ) Министерством образования Московской области создан Московский областной центр дошкольного образования «Содружество». Объединение научного и методического потенциала в сфере дошкольного образования региона позволило осуществлять психолого-педагогическое сопровождение педагогических коллективов ДОО и распространять инновационную практику. Взаимодействие с муниципальными органами управления дошкольным образованием, руководителями и педагогами ДОО реализуется по широкому кругу вопросов.
Центр принимает непосредственное участие в решении комплексных задач:
- институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора организационных форм, их преемственности и индивидуализации;
- оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения;
- формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования в Московской области;
- развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования как государственного, так и частного сектора;
- развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.
В соответствии с основными задачами Центр реализует свою деятельность по следующим направлениям:
- научно-методическое сопровождение педагогических коллективов ДОО Московской области;
- научно-методическая поддержка по разработке и внедрению программ дошкольного образования (программа развития, основная общеобразовательная программа, программы дополнительного образования):
— создание стажировочных площадок,
— поддержка распространения лучших образовательных практик,
— создание банка инноваций, профессиональная экспертиза инновационных продуктов;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и руководителей ДОО:
— организация деятельности клуба «Воспитатель Подмосковья», объединяющего победителей и участников муниципальных и региональных конкурсов,
— организация и проведение мероприятий просветительского, конкурсного и информационно-учебного назначения, включая постоянно действующие семинары, научно-практические конференции, круглые столы, мастер-классы по вопросам реализации инновационных подходов в системе дошкольного образования,
— организация деятельности Школы руководителей дошкольных образовательных учреждений на базе Московского областного центра дошкольного образования,
— разработка и внедрение программ (модулей) повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в условиях введения ФГОС ДО,
— сопровождение деятельности профессиональной Ассоциации педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области,
— организация консультативной помощи индивидуальным предпринимателям в сфере дошкольного образования (частно-государственное партнерство);
- информационно-аналитическая деятельность:
— обеспечение информационной поддержки образовательного сообщества в Московской области в электронных и печатных СМИ и информационных сетях, ресурсах профессиональной деятельности,
— содействие информационной открытости и сетевому взаимодействию ДОО Московской области.
С 2014 г. Центр является региональным оператором по обеспечению и сопровождению введения ФГОС ДО в образовательных организациях региона и решает задачи организационного, кадрового и информационного обеспечения внедрения Стандарта.
В рамках модернизации дошкольного образования региона в МО ЦДО разработаны и реализуются научно-исследовательские проекты:
- по предоставлению услуг дошкольного образования детям с ОВЗ и развитию консультационной поддержки родителей;
- разработке программ дополнительного профессионального образования для управленческих кадров ДОО в соответствии с ФГОС ДО;
- созданию нормативного правового, финансово-экономического и научно-методического сопровождения модели стажировочной площадки, внедряющей ФГОС ДО;
- разработке нормативного правового и методического обеспечения развития моделей вариативных форм получения дошкольного образования, создания и реализации программ развития ДОО Московской области в соответствии с ФГОС ДО;
- формированию моделей системы просвещения и консультационной поддержки родителей в развитии и воспитании детей (в том числе раннего возраста).
Структурные подразделения Центра позволяют сложить самые разнообразные аспекты системы в единое целое: «Школа Руководителей ДОО Московской области», клуб «Воспитатель Подмосковья», «Площадка международного сотрудничества».
Так, «Школа руководителей ДОО» повышает профессиональную управленческую компетенцию руководителей образовательных организаций. На базе Школы работают постоянно действующие семинары по вопросам внедрения ФГОС ДО, которые проводятся на разных территориях Московской области, среди них «Правовое и программно-методическое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования», «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования», «Электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе ДОО в соответствии с ФГОС ДО».
Современное дошкольное образование нуждается в компетентных специалистах, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Профессиональное сообщество педагогов дошкольного образования Клуб «Воспитатель Подмосковья» объединил более 200 талантливых педагогов из 40 муниципальных образований Московской области.
Деятельность Клуба имеет широкий резонанс среди педагогов детских садов Подмосковья, в ее основе — традиция послеконкурсного движения. Однако в Клуб желают вступить не только талантливые и инициативные педагоги, участвующие в профессиональных конкурсах, но и те, кто стремится, чтобы профессия воспитателя развивалась, была интересна как педагогу, так и детям, с которыми он работает.
Много было сделано за три года, но самым ярким событием стал творческий проект «Фестиваль мастеров» — демонстрация лучших мастер-классов воспитателей, музыкальных работников, логопедов, социальных педагогов, инструкторов по физкультуре на разных территориях Подмосковья. Это запоминающийся праздник для всех членов Клуба «Воспитатель Подмосковья», который дает возможность познакомиться с лучшими педагогическими практиками, обмениваться опытом для дальнейшего профессионального развития. Главная цель фестиваля — создание пространства для творчества и профессионального общения, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию педагогов дошкольного образования. В течение полутора лет в фестивале приняли участие более 150 педагогов Московской области.
На заседаниях Клуба педагоги определяют интересные формы взаимодействия в рамках послеконкурсного движения, актуальные темы для рассмотрения при проведении круглых столов, обсуждают волнующие их проблемы. Педагоги знакомятся с новыми творческими проектами для детей, такими как «КидБург» — детский город профессий, развивающими технологиями проектирования игровой развивающей среды «Использование игровых наборов Фрёбеля в игровой среде детского сада» и другими инновациями.
На базе Центра в рамках изучения и апробации «Методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» (ФИРО) организованы мастер-классы компаний — производителей оборудования для детских садов и постоянно действующие выставки ЗАО «Элти-Кудиц», ОАО «Весна», группы компаний «Active Education», компании «ErichKrause», ООО Учебно-методический центр «Ребус».
Центр изучает интересные педагогические практики не только своего региона, но и занимается организацией площадок международного сотрудничества. Наиболее активное взаимодействие сложилось с баварским Институтом ранней педагогики (г. Мюнхен). Стало традицией участие членов Клуба в международных круглых столах вместе с представителями немецкой делегации: «Поликультурное воспитания детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования» (2013), «Диалог культур о воспитании детей младшего возраста» (2014). В ходе общения с учеными воспитатели получили ответы на вопросы, связанные с профессиональной деятельностью их коллег из Германии.
Традиционным стал и ежегодный выпуск информационного альманаха по итогам конкурса «Воспитатель года Подмосковья» и сборника творческих работ лауреатов этого конкурса «Мастерство. Творчество. Успех».
Центр обеспечивает научно-методическое и организационное сопровождение региональных конкурсов:
- дошкольных образовательных организаций муниципальных образований на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области (2013—2015);
- «Педагог года Подмосковья» в номинации «Воспитатель года Подмосковья» (2014—2015);
- «Лучший детский сад» среди образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования (2015).
Творческие конкурсы поддерживают стремление участников показать наилучшие результаты, продемонстрировать умения и профессионализм, вдохновляют на реализацию новых идей.
Деятельность региональных инновационных площадок ориентирована на внедрение и реализацию ФГОС ДО:
- создание условий для обновления содержания образовательного процесса;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогов;
- расширение сетевого и межведомственного взаимодействия в рамках работы стажировочных площадок;
- распространение лучших образовательных практик в сфере дошкольного образования региона.
Самые яркие проекты победителей конкурса 2015 г.:
- «Технология “Портфель проектов”» (МБДОУ д/с № 55» го Электросталь);
- «Детская научная лаборатория “Познавай-ка” — как условие развития личностного интеллектуально-творческого потенциала ребенка» (МДОУ ЦРР — д/с № 18, го Реутов);
- «Создание центра поддержки, развития и сопровождения одаренных детей дошкольного возраста» (МДОУ д/с № 1 Клинского муниципального р-на);
- «Психолого-педагогическая поддержка и повышение компетенции родителей (законных представителей) как ресурс развития родительской компетенции» (МБДОУ д/с № 43, го Балашиха);
- «Детский сад без границ» по работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (МАДОУ д/с № 18 Щелковского муниципального р-на).
Конкурсное движение — очередная ступень к вершине, ключ к успеху. Победительница регионального конкурса «Воспитатель года Подмосковья —2014» — Н.В. Деркаченко (воспитатель МБДОУ ЦРР — д/с № 1 «Журавушка», г. Королев) приняла участие в шестом Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года — 2015» и вошла в десятку лауреатов конкурса. В Год литературы она представляла на конкурсе свой опыт работы «Формирование читательской культуры в полисубъектном пространстве развития ребенка».
Московский областной центр дошкольного образования включен в деятельность экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Тема экспериментальной работы: организация ресурсного центра по сопровождению деятельности стажировочных площадок на базе ДОО Московской области, реализующих программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Модель повышения квалификации педагогов и управленческих кадров ДОО Московской области обеспечивает персонификацию, вариативность и оперативность в организации повышения квалификации и позволяет опираться на потенциал инновационных образовательных организаций, получивших статус стажировочных площадок.
В связи с введением ФГОС ДО реализуются новые программы дополнительного образования:
- «Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения ФГОС ДО»;
- «Современные стратегии реализации дошкольного образования. Внедрение ФГОС дошкольного образования»;
- «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»;
- «Развитие профессиональных компетенций педагога ДОО (в условиях реализации ФГОС ДО)»;
- «Создание условий реализации ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации»;
- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в условиях вариативных форм дошкольного образования».
Центром созданы и поддерживаются региональные информационные ресурсы: «Вариативные формы дошкольного образования», «Сады Детства» для профессионального общения педагогов дошкольного образования, информирования родителей, иных заинтересованных лиц по вопросам, связанным с особенностями различных видов организаций дошкольного образования, а также для организации и координации консультационной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Данные ресурсы используются также в качестве системы дистанционной информационно-образовательной поддержки и методического сопровождения педагогов.
Центр дошкольного образования развивает активное взаимодействие с социальными партнерами и выражает благодарность за плодотворное сотрудничество издательствам «ТЦ Сфера», «Педагогическое общество России», «Русское слово», «Просвещение», «Академкнига / Учебник», «Национальное образование», «Ассоциацию Фрёбель-педагогов», которые способствуют продвижению инновационных идей и востребованных продуктов в области дошкольного образования.
Сегодня Центр — инновационная площадка для обучения, профессионального общения, научного поиска, развития творческих идей педагогов и руководителей ДОО Московской области.