Веселова Я.С., заведующий МДОУ д/с № 55, г. Электросталь Московской обл.
Исходя из задач, поставленных перед дошкольной организацией ФГОС ДО и государственными программами, в том числе программой Московской области «Образование Подмосковья» на 2014—2018 гг., нам необходимо решить стратегические цели:
— переход на новую образовательную модель, отвечающую требованиям ФГОС ДО;
— создание условий для внедрения современных образовательных технологий, обеспечение эффективности образовательного процесса;
— обеспечение условий для профессионального роста педагогов и создание атмосферы здоровой конкуренции;
— создание образовательного пространства ДОО, способствующего полноценному развитию каждого воспитанника;
— более активное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Наиболее актуальной проблемой конкретно для нашего детского сада стал поиск эффективных педагогических технологий, обладающих новым содержанием, оригинальными подходами, направленными на развитие личности ребенка.
Общение с родителями, сотрудничество со школой, маркетинговые исследования показали, что основная тенденция последних лет — возрастающая потребность общества в подготовке креативных, всесторонне образованных, гибко мыслящих, ориентированных на успех личностей.
Мы пришли к выводу, что из множества технологий, используемых в образовательном пространстве, именно проектная деятельность открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, максимально позволяет организовать целенаправленную деятельность для решения поисковых, исследовательских, практических, творческих задач по любому направлению содержания образования.
Кроме того, с 2001 г. Управление образованием, школы и детские сады успешно используют технологию проектов как ресурс повышения качества образования в нашем городе.
В нашем детском саду имеется положительный опыт разработки и реализации разного рода проектов. Однако практика показала, что наибольший эффект достигается в случае систематической реализации нескольких проектов в различных направлениях образовательного процесса одновременно.
Хотелось бы отметить что многообразие и совокупность проектов — это еще не залог успеха качественного образования, нужна целостная система, включающая в себя организационный механизм управления проектами. Поэтому перед нами встала необходимость углубления работы по проектной деятельности и применения инновационной технологии, условно названной «Портфель проектов».
Портфель проектов — группа проектов, объединенных для достижения более эффективного управления и обеспечения выполнения стратегических целей ДОО. Это организационный механизм, позволяющий интегрировать образовательные проекты в систему. Уникальность его состоит еще и в том, что это могут быть системы разного уровня (от глобальных, например: «Портфель проектов по внедрению ФГОС», до узконаправленных, например: «Портфель проектов по приоритетному направлению» или «Портфель проектов по образовательной области»).
В 2014 г. наш детский сад стал городской базовой площадкой для разработки и апробации технологии «Портфель проектов», которая привлекла внимание и других дошкольных организаций городского округа Электросталь. К разработке и реализации проекта присоединились МДОУ №№ 1, 26, 54, 56. Впервые инициативной группой руководителей совместно с МОУ ДПО «Методический центр» в ноябре 2014 г. был организован и проведен городской конкурс проектных работ педагогов «Вектор успеха».
Представленные на конкурс работы педагогов города изучались, систематизировались и были рекомендованы к использованию. Это дало нам прекрасную возможность пополнить «Портфель проектов» нашей организации.
Сейчас можем утверждать, что нам удалось создать эффективный управленческий механизм системной организации образовательной деятельности, отвечающей требованиям ФГОС ДО на основе портфельного управления.
В данном механизме мы видим ряд преимуществ:
— участники проектов, взаимодействуя в рамках конкретных мероприятий, обеспечивают обмен опытом, объединяют свои новейшие разработки, что создает условия для формирования единого ресурсного центра;
— совместное использование ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых, интеллектуальных) ведет к экономии затрат, исключает дублирование. За счет разделения работ согласно наилучшим успехам повышается качество реализации проектов;
— согласование сроков исполнения отдельных проектов ведет к значительному выигрышу во времени.
Таким образом, средствами формирования проектной культуры всех участников педагогического процесса в детском саду создается единое открытое инновационное образовательное пространство, которое отражает основные положения ФГОС и обеспечивает:
— личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
— построение образовательной деятельности, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития;
— поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
— возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;
— вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Проектную деятельность можно считать гарантом инвестиций в образование. Мотивация педагогов к аттестации на более высокую категорию, стимулирующие надбавки ведут к повышению заработной платы. Увеличилось количество родителей, желающих оказать помощь детскому саду. Грант Министерства образования Московской области позволяет совершенствовать передметно-пространственную развивающую среду детского сада.
Сейчас мы можем говорить о конкретных результатах, хотя еще находимся на завершающей стадии реализации:
— создана нормативная база учреждения, соответствующая законодательным актам и положениям ФГОС;
— разработано более 40 нормативных и локальных актов, регулирующих образовательную деятельность, разработаны общеобразовательная программа и программа развития ДОО;
— созданы эффективный управленческий механизм системной реализации образовательной деятельности, модель управления портфелем проектов.
Проектом охвачены до 80% педагогов, до 90% воспитанников, до 60% родителей.
Обеспечен рост качества образовательных услуг:
— создана новая модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС и применением технологии проектной деятельности;
— показатели мониторинга качества образовательного процесса дают стабильную положительную динамику (10%);
— на 35% увеличилось число воспитанников, участвующих в интеллектуальных, творческих конкурсах, смотрах и фестивалях различных уровней;
— на 17% возросли показатели по удовлетворенности качеством услуг ДОО.
Значительно улучшена предметно-пространственная развивающая среда:
— приобретена полифункциональная трансформируемая мебель;
— значительно увеличилось количество развивающих игр и дидактических пособий;
— группы укомплектованы мультимедийным оборудованием для показа обучающих презентаций;
— приобретена интерактивная доска;
— участки для прогулок укомплектованы малыми формами.
Создано открытое образовательное пространство:
— активность сотрудничества между родителями и ДОО выросла за счет проведения мероприятий на 30%;
— в практику внедряется положительный передовой опыт ДОО города (10 проектов);
— налажено тесное взаимодействие с социальными партнерами на основе договоров о сотрудничестве;
— повышаются профессиональные рост и компетентность педагогов, растет число (до 35%) педагогов, аттестующихся на более высокую категорию; число (до 60%) педагогов, участвующих в конкурсах, проектах, конференциях различных уровней;
— увеличилось число (до 100%) педагогов, прошедших курсы повышения квалификации;
— увеличилось число (на 80%) педагогов, включенных в проектную деятельность.
Создано единое открытое информационное пространство. На сайте организации постоянно обновляется информация о реализации образовательной деятельности.
Кроме того, реализовано более 30 педагогических образовательных проектов; восемь педагогов стали участниками городского конкурса «Вектор успеха», четверо — лауреаты данного конкурса; пятеро представляли опыт проектной деятельности на Всероссийских интернет-конкурсах педагогического мастерства, трое из них стали лауреатами. Три проекта выдвинуты на соискание премии губернатора «Наше Подмосковье».
И главное — по итогам работы с проектами мы получили статус региональной инновационной площадки Московской области.