У нас в гостях Ванькова Ирина Владимировна

Ванькова Ирина Владимировна, заведующий МДОУ д/с № 12 «Яблонька» комбинированного вида, руководитель Академической площадки Академии социального управления и Инновационной площадки федерального уровня НИИ «Воспитатели России». Призер Всероссийского конкурса «Современный детский сад — 2015» в номинации «Лучший руководитель».

Здравствуйте, Ирина Владимировна! Расскажите, пожалуйста, о ваших последних достижениях как руководителя.

В сложный для всей страны период 2020 г. я стала волонтером и помогала жителям нашего города в доставке и покупке лекарств, продуктов питания. А на базе детского сада организовала открытие 4 дежурных групп для детей, родители которых продолжали работать в структурах жизнеобеспечения. Это было очень непростое время для всех. Несмотря на то, что в группе фактически находилось всего 12 детей, все они пришли к нам из разных детских садов. Ситуация осложнялась тем. Что дети были разного возраста — от 1,6 до 7 лет. И воспитателям необходимо было организовать их совместную деятельность, сформировать единую дружную команду. Вместе ребята подготовили плакат с рисунком в благодарность врачам. Вот так мы стали участниками Всероссийской акции «Спасибо врачам» и передали наш творческий подарок медикам, работающим в ковидном отделении больницы.

За активное участие в добровольческой (волонтерской) деятельности по оказанию помощи населению Московской области в период борьбы с эпидемией новой коронавирусной инфекции COVID-19 я награждена Благодарственными письмами Московской областной Думы и Главного управления социальных коммуникаций Московской области.

Какие люди или события повлияли на выбор профессии? Кто был вашим первым наставником?

С выбором своей профессии я определилась еще в 6-летнем возрасте, когда на одном из утренников в детском саду «Солнышко» торжественно всем сообщила, что, когда я вырасту и стану заведующей, то обязательно скажу, чтобы в костюме колобка сделали большую прорезь для рук, чтобы можно было не просто махать руками, а танцевать вместе со всеми. Но, повзрослев, я совершенно забыла об этом смешном случае в моей жизни. А вспомнила лишь, когда мне предложили должность заведующего детским садом. И я подумала — это судьба! Определиться с профессией мне было не сложно. Мне очень нравилось рассказывать всем друзьям интересные истории с захватывающим сюжетом. И моя учительница музыки посоветовала мне подумать о профессии педагога. Я получала огромное удовольствие, работая с детьми. На моей первой работе, тогда мне было всего 19 лет, я была музыкальным руководителем, кроме проведения рядовых занятий, я ставила с детьми музыкальные спектакли, выпускники танцевали настоящий вальс, мои малыши пели и играли в оркестре на различных музыкальных инструментах. И я гордилась каждым из них, каждой нашей маленькой победой и невероятными открытиями талантов своих малышей.

Своим наставником я считаю в то время начальника Управления образования г. Лыткарино — Ирину Артемовну Сушко. Именно она научила меня быть эффективным руководителем. Строгая, но справедливая, заботливая, как вторая мама, но в то же время требовательная. Без поддержки и наставничества Ирины Артемовны мне было бы намного тяжелее в начале своего профессионального пути, ведь руководителем я стала, когда мне было всего 25 лет. Среди своих коллег я была самым молодым сотрудником. Ирина Артемовна учила меня быть внимательнее к своим подчиненным, находить время, чтобы знать, чем живет каждый воспитатель, повар или дворник. Корректировала мои ошибки, учила работе с документацией. С глубоким уважением и благодарностью я вспоминаю время совместной работы с Ириной Артемовной Сушко. Надеюсь, что мои рекомендации вновь пришедшим руководителям тоже помогут уверенно идти вперед.

Каков ваш профессиональный девиз?

Чаще всего я внутренне произношу фразу: «Верь в себя, и все получится!» Я не могу сказать, что у меня есть профессиональный девиз, который ведет меня в верном направлении. Но есть фразы великих людей, которые помогают мне найти выход из любой ситуации. Есть тексты песен, вдохновляющие меня в самые трудные моменты. Например, в последнее время меня вдохновляет песня группы «Азбука Хит» «Этот мир»:

  1. ...Открывая заново это мир,

Будь самим собой, иди вперед и с песней

Полюби его и ты поймешь, что так интересней

Ведь мир совсем другой...

Нам всем иногда не хватает оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. Но надо помнить, что каждый человек «продюсер» своей жизни, способный достичь своих целей и реализовать свои идеи.

Три важнейших качества современного руководителя?

Целеустремленность. Стремление к саморазвитию и новым достижениям, выдержка и оптимизм в любой ситуации, умение работать в режиме многозадачности, ну и, конечно, доброта и любовь к людям.

Каковы условия эффективности управления образовательной организацией?

В первую очередь руководителю необходима команда, способная поддерживать своего идейного вдохновителя. Вместе преодолевать трудности, стремиться к новым открытиям и радоваться успехам в достижении целей. Очень способствуют эффективности управления и мотивация, грамотное распределение стимулирования и поощрений, создание материально-технического оснащения, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса. Организация «невидимого» контроля за всеми направлениями деятельности организации с помощью распределения функционала и делегирования полномочий — тоже важный аспект, но в том случае, если коллектив понимает зачем. Людям нужно достигать цель, определенную руководителем, они с большей вероятностью выполнят ее хорошо, чем просто будут работать по приказу.

Расскажите, пожалуйста, о своем инновационном опыте работы, как удалось сплотить и вдохновить коллектив на решение таких сложных задач?

Однажды мы собрались творческой группой педагогов и создали свой проект по реализации модулей «Этно-Родина-Семья» во всех областях образовательной деятельности дошкольного учреждения. Мотивацией послужил интерес к реализации нестандартных форм организации образовательного процесса. Мы подали наш проект на Региональный конкурс и победили. Таким образом, впервые с 2015-го по 2018 г. наш детский сад носил статус «Инновационная площадка Московской области».

Начинать реализацию нашего проекта было, конечно, непросто. В первую очередь я проанализировала наши ресурсы: профессиональный уровень педагогов, развивающую предметно-пространственную среду и готовность родителей стать активными участниками образовательного процесса. Моя творческая группа смогла вдохновить всех педагогов на реализацию уникального образовательного процесса в детском саду. Первая трудность, с которой мы столкнулись, — компьютерная грамотность части педагогов. Когда пришло время подведения итогов работы по первому модулю, оказалось, что педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста более 20 лет, имеющие уникальный опыт работы и желающие им поделиться, не готовы его представить лишь потому, что не умеют создавать презентации и не привыкли фотографировать процессы своей работы.

И тогда я приняла решение о видоизменении наставничества: я попросила подготовить совместное выступление педагога с опытом и молодого специалиста в паре, где один из выступающих будет делиться реализацией модуля, а другой — помогать в создании и управлении презентацией. По окончании работы по второму модулю инновационной работы пара педагогов должна поменяться местами. Таким образом, все педагоги получили не только навыки компьютерной грамотности, но и практиковались в публичных выступлениях. На подведение итогов мы приглашали педагогов других детских садов, после каждого выступления звучали бурные аплодисменты, и я видела гордость в глазах у каждого своего воспитателя, вместе с ними радуясь прорыву своих педагогов в области применения инновационных технологий.

А сейчас мы с удовольствием и вдохновением работаем в статусе Инновационной площадки федерального уровня НИИ «Воспитатели России» в рамках модуля «Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников». Очень интересно работать в инновациях, изучать новые форматы работы с использованием дистанционных технологий и электронных ресурсов, создавать свои веб-квесты, использовать в работе с детьми скрайбинг. Новые методы и технологии помогают вовлечь в образовательный процесс всех: детей, педагогов и родителей.

Какую роль играет информационная компетентность в развитии профессионализма педагога?

В 2021 г. мы стали Академической площадкой Академии социального управления по теме «Развитие информационной компетентности педагога дошкольного образования». Уровень профессиональной компетентности педагога служит определяющим фактором в получении обучающимися качественного образования.

Понятие «информационная компетентность» в соответствии с положениями Профессионального стандарта «Педагог» рассматривается как способность к сбору и структурированию информации, необходимой для реализации профессиональных задач; а также умение педагога применять в работе электронные технологии и образовательные ресурсы. Компетентный в данном направлении педагог должен осознавать и постоянно реализовывать собственную потребность в поиске, анализе и обобщении информации, связанной с профессиональной деятельностью, учитывая высокий темп информатизации общества, характер происходящих глобальных изменений в современной системе образования. Реализуя образовательные задачи, педагог может сталкиваться со спонтанно возникающими ситуациями, в которых требуется способность оперативно найти недостающую информацию. В такой ситуации специалист должен не только четко определить информационный дефицит, но и выбрать из громадного потока нужную, адаптировав ее к ситуации и участникам.

Процесс поиска информации требует достаточно длительного времени и труда, поэтому педагог должен владеть также навыками отбора информации. Данные навыки подразумевают грамотную работу с библиотеками, библиографическими списками и справочниками, всевозможными архивами, различными базами данных, а также умение пользоваться различными технологиями информационного поиска. Дополнительными характеристиками являются: критичность мышления, позволяющая анализировать и адекватно оценивать достоверность и правомерность найденной информации, возможность ее применения для решения текущих задач; умение перерабатывать и систематизировать информацию, отобрав для этого оптимальные способы; понимание важности соблюдения авторских прав.

Какие условия необходимо создать для обеспечения преемственности между детским садом и школой? Какие формы сотрудничества, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

Преемственность детского сада и школы должна состоять в единстве требований и целей в реализации образовательных программ. В этом нам помогает ФГОС. Но зачастую мы сталкиваемся с проведением «собеседований-тестирований» при поступлении ребенка в первый класс школы, где смотрят: умеет ли ребенок читать, как развиты графическое письмо, логическое мышление и т.д. Насколько он готов к школе. А между тем, почему не оценить, как он усвоил программу дошкольного образования в детском саду, какие у него были успехи, как развита устная речь, каков его кругозор, насколько он всесторонне развит и замотивирован на успешное школьное обучение.

Поэтому в нашем детском саду организовано взаимопосещение образовательной и учебной деятельности учителями начальной школы и воспитателями детского сада. Воспитатели старших и подготовительных к школе групп посещают открытые уроки в школе, на которых они могут не просто увидеть требования учителя к школьному обучению, но и проанализировать готовность к нему детей из подготовительных к школе групп. А к нам на открытые занятия мы приглашаем учителей начальных классов с последующим обсуждением качества организации образовательного процесса 6—7 лет. Затем проводится родительское собрание, на котором педагоги рассказывают об уровне развития ребенка и факторах, способствующих успешному обучению в школе.

Опыт такого взаимодействия показывает ежегодно стабильные успешные результаты наших выпускников в общеобразовательных учреждениях города.

Как сделать родителей своими партнерами? Какие формы работы с родителями вы считаете наиболее эффективными?

Современные родители все больше и больше хотят активно участвовать в жизни своего малыша. Начитавшись информации на просторах Интернета, родители начинают воспитателям давать рекомендации не только по ведению образовательной деятельности, но и по организации режимных моментов. Такая активность и заинтересованность родителей наших воспитанников сподвигла нас на организацию активного вовлечения их в образовательную деятельность детского сада. Все чаще мы стали организовывать совместные детско-родительские конкурсы, проведение нетрадиционных родительских собраний в форме тренингов для формирования единого заинтересованного и грамотного коллектива единомышленников. А проведение воспитателями мастер-классов различной направленности с детьми и родителями позволило нам не только обучить родителей интересным формам взаимодействия со своими детьми, но и сделать каждого ребенка чуточку счастливее от такого времяпрепровождения в детском саду. И, конечно, стало доброй традицией ежегодное проведение акции «Золотой ключик» или «Неделя доброты», где каждый день имеет свое название и призыв к действиям. В «День добрых слов» родители пишут на листочке добрые пожелания, которые затем воспитатель зачитывает каждому ребенку. В «День объятий» не только дети обнимаются, но и каждый родитель обнимает своего ребенка в обозначенном в виде сердечка месте. «День добрых дел», «День 1000 поцелуев», «День мирилок»… Эта неделя для всех насыщена теплом, добротой и любовью. Она позволяет нам остановить мгновение нашей стремительной жизни для проявления нежных чувств, добрых слов, тепла для своих близких и друзей.

Такое взаимодействие с родителями позволяет нам быть единой командой не только в минуты счастья, но и когда детскому саду нужна помощь. Например, в прошедшую зиму после сильного снегопада невозможно было не только войти в детский сад из-за сугробов, но и проезд машин с продуктами питания стал затруднительным. И тут на наш призыв в выходной день пришли родители и всего за час смогли расчистить все подходы и подъезды. А в подарок на прогулочных участках создали для ребят настоящую зимнюю снежную сказку со снежными горками и сказочными героями.

Какие дополнительные программы реализуются в ДОО? Чем обусловлен выбор этих программ?

У нас в ДОО дополнительное образование осуществляется по художественно-эстетическому, техническому, физкультурно-оздоровительному и познавательному направлению. Занятия выходят за рамки основной образовательной программы дошкольного образования. Самый большой интерес ребята и их родители проявляют к занятиям на степ-платформах и детских тренажерах под руководством инструктора. Выбирая направление работы по дополнительному образованию, мы ориентируемся на уровень развития детей и пожелания родителей.

Посоветуйте, как не ошибиться при приеме на работу нового сотрудника?

Если было бы возможно проводить «сканирование» личностных особенностей, профессиональных качеств, умений и навыков нового сотрудника, я думаю, этим бы пользовался каждый руководитель. Но мы получаем человека, который понимает, как себя нужно преподнести в момент прохождения собеседования при трудоустройстве. Все мы знаем, что первое впечатление может быть обманчиво. Поэтому законодательство нам дает возможность посмотреть на сотрудника в период первых трех месяцев работы. За это время руководитель может получить наиболее полную характеристику на нового члена коллектива. Не нужно бояться ошибиться. Не ошибается тот, кто ничего не делает. У самого невзрачного, на первый взгляд, человека могут быть уникальные скрытые таланты и способности, которые, раскрываясь, дают руководителю нового перспективного сотрудника.

Что можно посоветовать начинающему руководителю?

Любите то, что вы делаете. Уважайте тех, кто рядом с вами. Вдохновляйте всех своей энергией. Стремитесь к успеху. Гордитесь своим коллективом — от дворника, который создает красоту и чистоту уже при входе в детский сад, до воспитателя и ребенка, делающих вместе первые шаги к новым достижениям и открытиям.

Какие интересные традиции сложились в детском саду за многие годы?

Давняя традиция нашего детского сада может быть кому-то покажется совсем обычной. Но мы гордимся тем, что вот уже более 20 лет каждую осень проходит «Посвящение в воспитанники детского сада». В этот день мы показываем малышам, чему научились ребята из «Яблоньки», как легко они справляются с трудностями, какие они дружные и ловкие. А в конце мероприятия к детям выходит заведующий в образе Королевы прекрасных наук и проводит церемонию посвящения новых ребят в воспитанники детского сада «Яблонька».

Ваша формула успеха?

Формула успеха проста. Вспоминайте слова Уолта Диснея: «Что бы вы ни делали, делайте это хорошо». От себя могу сказать, важно желание достигать профессиональных успехов, поставленных целей и развиваться самому. Спокойная жизнь — очень быстро станет скучна не только для вас, но и для ваших сотрудников и малышей.

Прочитано 477 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868