Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета
Уважаемая Ольга Леонидовна! Спасибо, что приняли приглашение и согласились дать интервью журналу. Как Вы пришли в профессию? С кем из учителей Вам посчастливилось работать?
В профессию я пришла не случайно. Всегда интересовалась педагогикой, моя мама работала воспитателем в детском саду, и я «помогала» ей воспитывать детей. Прошла длинный путь, начинала работать музыкальным руководителем в детском саду, окончила педагогическое училище, педагогический институт в Ростове-на-Дону с отличием. С теплотой и благодарностью вспоминаю декана факультета Лину Владимировну Компанцеву, которая дала мне путевку в науку, а может быть и в жизнь.
По окончании института я была направлена в аспирантуру НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, куда мне давала рекомендацию Роза Семеновна Буре. Мне посчастливилось попасть в лабораторию формирования личности в условиях общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста, которой руководила известный исследователь проблем семейного воспитания Татьяна Александровна Маркова. Повезло с научным руководителем — Ларисой Владимировной Загик, ученицей и последователем Т.А. Марковой.
Я всегда мечтала о преподавательской деятельности, хотя была возможность продолжать работу в научно-исследовательском институте. По окончании аспирантуры и защиты кандидатской диссертации меня пригласили на работу в МГПИ им. В.И. Ленина на факультет дошкольной педагогики и психологии. В 2017 г. исполнилось 30 лет моей работы на факультете. Это второй дом для меня, где царит особая атмосфера, трудятся профессионалы и единомышленники. Я посещала лекции Веры Иосифовны Ядэшко, Ирины Михайловны Кононовой, Эммы Константиновны Сусловой. Конечно, очень тепло вспоминаю Людмилу Васильевну Поздняк — декана факультета, мудрого человека, высокого профессионала.
Вы учите студентов — будущих педагогов. Именно им мы передадим дошкольное образование. Скажите, каков профессиональный потенциал молодежи? Что им интересно в профессии?
Современная молодежь — интересная, активная, творческая. Некоторые студенты продолжают семейные династии, у нас учатся и мамы, и дочки, а иногда даже и внучки педагогов, бывших студентов. Студентам интересно в профессии то, что знания, полученные на факультете, пригодятся им в воспитании собственных детей. Они отмечают: интерес в профессии для них представляет общение с детьми, студенты могут способствовать их развитию. В работе педагога есть возможности творческого роста, самообразования. Педагоги, как считают студенты, влияют на будущее страны, поскольку воспитывают будущих граждан.
Прослеживаются ли связи между особенностями современных детей и запросами по их воспитанию у педагогов детских садов?
Да, такая связь прослеживается. Современные дети отличаются от детей прошлых лет. Сегодня проводятся сравнительные исследования по методикам 80—90-х гг. прошлого века. Дети ориентируются в электронных устройствах, их даже называют «аборигенами» в мире ИКТ, они более самостоятельны, любознательны, активны. Безусловно, педагогам нужно самим овладеть информационно-коммуникационными технологиями, хорошо разбираться во многих вопросах познавательного развития ребенка.
Вы долгое время занимались педагогикой молодой семьи. Каков современный родитель?
Современный родитель на первое место сегодня ставит интеллектуальное развитие ребенка, или когнитивную сферу, водит его на разные курсы, кружки, занимается дополнительным образованием, готовит к поступлению в элитную школу. Создается впечатление: родители боятся, что не успеют развить ребенка, они озабочены его ранней акселерацией, хотят, чтобы дети с раннего возраста говорили на иностранных языках, решали задачи, работали с различными гаджетами и т.д. Следует отметить, что современный родитель очень занят, он иногда перекладывает воспитание детей на гувернеров, нянь или бабушек, других родственников. Ребенок же испытывает воздействие сразу нескольких взрослых, порой несогласованное между собой.
В силу этих причин в семье не всегда реализуются задачи всестороннего воспитания ребенка. Воспитание — субъективно, т.е. каждый родитель занимается с ребенком так, как считает нужным. В семье отсутствуют какие-либо стандарты и программы воспитания, как, например, в детском саду, и родители руководствуются собственными убеждениями и опытом, опираясь порой на то, как воспитывали их в детстве, а иногда и с точностью до наоборот. Случается, что родители стремятся создать условия в первую очередь для себя, например, пренебрегают соблюдением режима дня, дают детям престижные установки и т.д. В то же время в семье не приучают в книге, не формируют у детей читательские интересы.
У всех родителей разные педагогические запросы. Например, некоторых беспокоит физическое развитие ребенка, состояние его здоровья, но порой они забывают о нравственном и особенно трудовом воспитании детей. Часто родители не знают психологические особенности дошкольников, без чего невозможно осуществлять полноценное воспитание. Безусловно, имеется и положительный опыт семейного воспитания, который необходимо изучать, обобщать и распространять.
Какие вопросы воспитания детей сегодня волнуют родителей? Нуждаются ли они в консультациях педагогов ДОО?
Сегодня родителей волнуют вопросы организации досуга ребенка, подготовки его к школе, и в частности, специальной подготовки. Они форсируют события, развивая умение читать, писать, ускоренно проходить программу и т.д.
Общая проблема семейного воспитания сегодня — дефицит общения взрослых и детей. Родители мало общаются с детьми по разным причинам: в силу занятости, нежелания общаться, неумения установить контакт с ребенком и т.д.
Современные родители активно взаимодействуют в своих сообществах на разных форумах, в Интернете. Но порой именно там кроется недостоверная информация. В консультировании родителей особую роль должен играть воспитатель ДОО или другие специалисты, которые знают особенности конкретного ребенка, организацию педагогического процесса в группе, цели и задачи воспитания. Педагогам нужно еще не только это все знать, но и уметь общаться с родителями воспитанников, заинтересовать родителей и мотивировать их консультированием.
Какие компетенции по работе с семьями воспитанников должны иметь педагоги?
Безусловно, для взаимодействия с родителями, а сейчас используется именно этот термин, педагогу необходимы следующие компетенции в соответствии со стандартом высшего образования: общекультурные, например, способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Педагогу необходимо владеть ораторским искусством, уметь убеждать, слушать и слышать собеседника. Не зря говорят, что хорошим собеседником считается тот, кто умеет слушать.
Важной компетенцией выступает способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности. Например, педагогу необходимо знать нормативную правовую базу дошкольного образования, в частности, статью 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что родители являются первыми педагогами, полноправными участниками педагогического процесса.
Также педагогам необходимы общепрофессиональные компетенции: владение основами профессиональной этики и речевой культуры, а также готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса.
Какие компетенции по взаимодействию с семьями нужны руководителю ДОО?
Конечно, для осуществления взаимодействия с семьями воспитанников руководителю необходимы общепрофессиональные компетенции: способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды, готовность использовать знание нормативных правовых документов и предметной области в культурно-просветительской работе. Профессиональная компетенция — способность взаимодействовать с семьей, педагогами и психологами образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
Просветительская работа может осуществляться в самых разных формах. В истории отечественного дошкольного воспитания накоплен богатый опыт педагогического просвещения родителей, о чем я писала в своей монографии. В то же время, по сути необходимо учитывать запросы современных родителей в знаниях, их уровень образования, использовать нетрадиционные формы взаимодействия. И главное — строить общение на диалоге, рефлексивной основе, а не на монологе.
Руководитель должен составить социальный портрет семей воспитанников, выявить их педагогические запросы, пути их реализации, продумать «визитную карточку» учреждения, формы и методы взаимодействия с родителями в соответствии с ФГОС ДО, а именно: сочетать просветительскую деятельность и вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО. При этом использовать разнообразные формы взаимодействия, в том числе ИКТ, методы активизации родителей, осуществлять индивидуальный подход.
Когда-то, на заре советского дошкольного воспитания, педагог виделся родителям воспитанников «небожителем». Сегодня он оказывает услугу, и к нему все чаще относятся как к обслуживающему персоналу. Как найти равновесие, убедить родителей, а вместе с ними и чиновников, что дошкольное воспитание — это больше чем уход и присмотр? Как поднять престиж профессии?
Да, изучая литературу 1920—30-х гг. прошлого века по работе с родителями, можно увидеть уважительное отношение к профессии педагога. Причина заключается в том, что воспитатель был более образован по сравнению с родителями, мог их многому научить. Воспитатели посещали семьи и давали родителям советы по воспитанию. Те их слушали, исправляли указанные недостатки, отчитывались перед воспитателем и другими родителями на родительских собраниях и т.д. Возможно, это объяснялось и тем, что ведущим в СССР признавалось общественное воспитание по идеологическим и экономическим причинам.
Сейчас позиция педагога изменилась. На это имеется несколько причин. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Также возрос уровень образования среди населения, доступ к информации. Если раньше педагог один владел необходимой информацией, то сейчас каждый может получить ее в Интернете.
Конечно, это и социальный аспект проблемы. Низкий социальный статус педагога, его зарплата, недостаточная образованность играют не лучшую роль в данном случае. Порой сами родители отмечают ошибки в речи воспитателя, его некомпетентность. Эти факты не могут не сказаться на отношении к педагогам.
Поднять престиж профессии могут сами педагоги своим отношением к делу, своей культурой. Ранее в профессиограмме воспитателя отмечали сочетание личностных и профессиональных качеств. Много лет назад в исследовании В.М. Ивановой отмечалось, что для родителей более значимы не наличие диплома или наград у воспитателя, а такие качества, как заботливое, материнское отношение к ребенку, обеспокоенность его неуспехами или радость за его достижения.
Конечно, хотелось бы и со стороны властей видеть уважительное отношение к этой профессии, подъем ее престижности. Чтобы быть воспитателем, надо очень многое знать и уметь, а главное — любить детей.
Вы опубликовали в журнале «Управление ДОУ» несколько статей о дошкольном образовании в европейских странах. Почему Вас заинтересовал этот вопрос? Что мы можем почерпнуть из их опыта, а что лучше оставить за границей?
В условиях глобализации изучение передового зарубежного опыта чрезвычайно актуально. К.Д. Ушинский отмечал, что драгоценным наследием для всех является опыт воспитания у других народов. Безусловно, нельзя бездумно перенимать опыт зарубежных стран, но важно выделить его положительные стороны, «переломить в духе своего народа» и использовать его для совершенствования отечественного образования.
Уже несколько лет я являюсь членом Европейской ассоциации преподавателей психологии (EFPTA), общаюсь с коллегами из разных европейских стран. Основное направление деятельности организации — распространение психологических знаний, преподавание психологии на доуниверситетском уровне.
Европейские коллеги любезно предоставляют ссылки на сайты, делятся опытом воспитания. Так появилась статья о дошкольном образовании в Шотландии, Италии. В Шотландии нет дошкольных учреждений, как у нас в России. Представляет интерес популяризация знаний о развитии ребенка в этой стране на государственном уровне. Акцент ставится на понимании потребностей детей в игре, познании, положительных эмоциях. Все, кто занимается с детьми, должны знать особенности их развития. Возможно, такая популяризация знаний для нас наивна, но, вместе с тем, она необходима.
В итальянских детских садах практикуются также интересные формы взаимодействия с родителями, как «Работа в мастерских», совместные праздники, концерты. Мастерские позволяют родителям, детям и воспитателям не только создавать что-то вместе, но прежде всего общаться в свободной, неформальной обстановке, лучше узнавать друг друга.
Дошкольное образование в Болгарии я могла изучать непосредственно, посещая детские сады и общаясь с педагогами в процессе практики студентов. С болгарским дошкольным образованием у нас много сходного. Но что мне особо импонирует, так это обязательная подготовка детей к школе, начиная со старшего дошкольного возраста, именно в детском саду. Дошкольное образование в Болгарии необязательно. Но перед школой дети должны пройти необходимую подготовку для выравнивания стартовых возможностей.
В детских садах Болгарии хорошо поставлено патриотическое воспитание. В каждой группе имеется национальная символика, отмечаются национальные праздники, соблюдаются традиции.
Следует отметить, что зарубежные коллеги также проявляют интерес к российскому дошкольному образованию. Например, на одной из международных конференций редактор журнала из Польши Э. Якцижинь обратилась ко мне с предложением опубликовать статью о дошкольном образовании в нашей стране. В журнале Przedszkolne ABC за май 2016 г. была опубликована работа «Предшкольное образование в России».
По предложению коллег из Великобритании я написала две статьи по вопросам оказания помощи родителям в журнале ATP Today. На сайте EFPTA.org. неоднократно помещала материалы о дошкольном образовании в России, например, по проблемам адаптации детей к детскому саду, об использовании наказаний в воспитании, о воспитании неуверенного ребенка в семье и т.д. Сейчас изучаю материалы о подготовке кадров для дошкольного образования в Северной Европе и отмечаю много общего, например, постановку акцента на практику, самостоятельный выбор студентами кредитов, использование междисциплинарных программ. Существуют и общие проблемы, например создание безопасной развивающей среды в образовательных учреждениях, формы проведения экзаменов, мотивация студентов к обучению и т.д.
Каким Вы видите руководителя детского сада будущего?
Руководитель детского сада будущего должен умело сочетать в себе личностные и профессиональные качества, быть образцом для подражания, очень многое знать и уметь.
Он должен быть справедливым, мудрым, активным, организованным человеком. Этот список можно продолжать. Главное — создать команду единомышленников в ДОО, здоровую социальную обстановку, объединить всех участников образовательного процесса общей целью, общим делом, отмечать успехи и затруднения каждого, уметь во время прийти на помощь. Ему необходимо знать основы менеджмента, социальную психологию и многое другое.
Ваши пожелания читателям журнала.
Желаю каждому руководителю подписываться на журнал «Управление ДОУ», изучать материалы, передовой опыт, распространять полученную информацию среди коллег и родителей воспитанников, поскольку журнал отражает современные направления в развитии дошкольного образования, помогает грамотно построить педагогический процесс.
И конечно, желаю всем читателям хорошего здоровья, сил, энтузиазма, оптимизма!
Беседовала
Е.В. Боякова