У нас в гостях
Смирнова Екатерина Васильевна, заведующий МДОУ детский сад № 19 «Березка», г. Лыткарино Московской обл.
Здравствуйте, Екатерина Васильевна! Расскажите, пожалуйста, какие люди или события повлияли на выбор профессии? Кто был Вашим первым наставником?
Родилась я и училась в своем родном городе Лыткарино. Активно занималась спортом — легкой атлетикой. Именно спорт научил меня стремиться к победе, быть сильной, не терять самообладания в любых ситуациях. Свою жизнь я связала с педагогикой. Окончила педагогическое училище по специальности дошкольное образование с правом обучения детей иностранному языку. В начале 1990-х гг. пришла работать в дошкольное учреждение воспитателем, а спустя некоторое время перешла на должность инструктора по ФИЗО.
Огромную роль в моей судьбе сыграла начальник Управления образования г. Лыткарино Московской области Ирина Артемовна Сушко. Именно ее поддержка и помогла мне стать хорошим руководителем.
С 2006 г. — заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 19 «Березка» комбинированного вида. Общий стаж работы 36 лет, в должности руководителя — 15 лет.
Награждена грамотами: Управления образования г. Лыткарино (2007); Главы г. Лыткарино (2008); Министерства образования Московской области (2010); почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2016), имею звание «Ветеран труда». Педагоги нашего детского сада неоднократно участвовали и побеждали в профессиональных конкурсах, что, конечно, является важным, серьезным опытом.
Каков Ваш профессиональный девиз?
Каждый ребенок рождается со своим внутренним особенным потенциалом и во многом это зависит от среды, в которой он находится. Ребенок — другой! Это значит, что он впитывает жизнь целиком, совсем не так, как мы, взрослые! Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия, чувства, ощущения. В наш детский сад каждый год приходят малыши. Для них это огромный мир открытий, и мы помогаем им открывать этот мир. Наш профессиональный девиз:
«В нашем доме круглый год
Счастье с радостью живет,
Если спросите — ответим:
Счастье, радость – наши дети!»
Назовите три важнейших качества современного руководителя?
Я бы назвала такое качество, как креативность, т.е. способность руководителя к творческому решению задач — очень важная черта личности, особенно для педагога и осуществления исследовательской, инновационной деятельности. Это способность быть творческим самому, но и видеть задатки и проявление творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их. Еще одно качество — способность к саморазвитию. Когда ты можешь ставить перед собой серьезные цели и достигать их, при этом обогащаясь профессионально, духовно, творчески. Ну и, конечно, доброжелательность, забота о людях, которые создают твою команду и помогают достигать целей.
Каковы условия эффективности управления образовательной организацией?
Детский сад сегодня — сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям.
В современных условиях реформирования образования МДОУ д/с № 19 «Березка» представляет собой открытую и развивающуюся систему, где ребенок рассматривается как субъект в собственном образовательном процессе, на развитие которого он активно влияет.
Условиями эффективности управления образовательной организацией являются:
— привлечение внебюджетных средств на оснащение и развитие материальной базы МДОУ;
— взаимодействие с общественными организациями, родителями, педагогами других дошкольных учреждений;
— сплоченный и высококвалифицированный педагогический коллектив.
Кроме того, это обеспечение целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий в соответствии с ФГОС ДО и учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов педагогов в построении образовательно-воспитательной работы в ДОО. Руководитель должен создать условия для более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка.
Расскажите, пожалуйста, о своем инновационном опыте работы и как удалось сплотить и вдохновить коллектив на решение таких сложных задач?
Развитие дошкольной образовательной организации невозможно без внедрения и применения современных педагогических технологий, освоения новых программ работы с дошкольниками, изменения взаимодействия педагогов с детьми и родителями, обновления содержания предметно-развивающей среды.
В связи с этим основная задача педагогов дошкольного учреждения — выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Педагогический коллектив нашего детского сада реализует на практике инновационную педагогическую технологию — метод проектирования и ИКТ. Формирование благоприятного психологического климата коллектива — одно из важнейших условий для достижения целей в условиях ДОО.
Коллектив детского сада стабилен, педагоги обладают достаточно высоким уровнем профессионализма, образования. Как я уже отмечала, педагоги нашего дошкольного учреждения принимали участие в городском конкурсе «Воспитатель года» и трижды становились победителями. На базе дошкольного учреждения в период с 2015 по 2019 г. функционировал Ресурсный центр по теме «Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО», а с 2021 г. начал работу Ресурсный центр «Развитие личности дошкольника в процессе дополнительного образования в дошкольном учреждении».
Какую роль играет информационная компетентность в развитии профессионализма педагога?
В настоящее время повышаются требования к уровню информационной компетентности педагога. Это связано с развитием современных компьютерных технологий, применением их в образовательном процессе. В своей работе педагог должен уметь получать и использовать информацию с помощью телекоммуникационных средств. В связи с этим необходимо уделять особое внимание формированию и развитию информационной компетентности педагогических работников. Каждый педагог должен знать, применять в учебном процессе и самостоятельно работать с информационно-коммуникационными технологиями.
В нашем детском саду постоянно обновляются технологические компьютерные средства: приобретаются ноутбуки для работы педагогов, мультимедийное оборудование. Сотрудники проходят обучение на курсах повышения квалификации по использованию в педагогическом процессе информационно-коммуникационных технических средств.
Какие условия необходимо создать для обеспечения преемственности между детским садом и школой? Какие формы сотрудничества, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?
Школа и детский сад — два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и детского сада должна существовать преемственность.
Преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, сохраняющая самоценность дошкольного детства, формирующая фундаментальные личностные качества ребенка, а с другой — школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.
С позиции школы преемственность — опора на знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного уровня развития ребенка.
С точки зрения детского сада — ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
Вопрос подготовки детей дошкольного возраста к школе стоит остро. Почти все дети 5—7 лет посещают обучающие занятия с учителями в школах, кружках дополнительного образования. Сложилось мнение, что, приходя в школу, ребенок уже должен уметь читать, писать и считать. Зачастую подготовка к школе рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений.
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, как развиты у будущего школьника качества, требуемые для получения знаний — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, уверенность в своих силах, способность достигать цели, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.
Как сделать родителей своими партнерами? Какие формы работы с родителями Вы считаете наиболее эффективными?
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей — создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, участие в жизни детского сада.
С этой целью педагоги детского сада проводят беседы с родителями (законными представителями), консультации, родительские собрания, привлекают родителей к участию в праздниках, досугах, развлечениях, родители активно участвуют в выставках, конкурсах, опросах.
Для родителей на информационных стендах размещается информация о работе с детьми в группе, задачах и целях воспитательно-образовательной работы, об особенностях возраста. В течение года проводятся открытые мероприятия в разных возрастных группах.
Какие дополнительные программы реализуются в ДОО? Чем обусловлен их выбор?
Образовательная работа в дошкольном учреждении ведется по образовательной программе, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. В нашем детском саду функционируют четыре группы компенсирующей направленности для детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и тяжелые нарушения речи. В этих группах педагоги работают по адаптированным программам.
Большое внимание уделяется развитию художественного творчества детей.
Какие интересные традиции сложились в детском саду за многие годы?
В нашем детском саду есть традиции — в конце ноября мы проводим конкурс чтецов, посвященный Дню матери. Ежегодно воспитанники старших групп готовятся к конкурсу: разучивают стихотворения о маме, танцы, песни, воспитатели готовят презентацию с фотографиями «Моя мамочка — самая лучшая».
В феврале мы проводим интеллектуальный конкурс по шашкам среди воспитанников подготовительных к школе групп.
В апреле все воспитанники детского сада готовятся к встрече птиц — украшают ленточками деревья, мастерят и вывешивают вместе с родителями скворечники, лепят из теста жаворонков, разучивают песни и стихотворения.
И немного печали в конце учебного года — провожаем в школу выпускников детского сада. Этот праздник и радостный и печальный для всех сотрудников.
Посоветуйте, как не ошибиться при приеме на работу нового сотрудника?
При приеме на работу сотрудника нужно понять, любит ли человек детей, как видит свою деятельность в дальнейшем. Иногда приходят дипломированные специалисты, не представляющие всю сложность педагогического процесса и ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Очень важно в личной беседе при приеме на работу понять стремление человека — быть педагогом.
Что можно посоветовать начинающему руководителю?
Начинающему руководителю могу посоветовать — не бояться трудностей, уважать сотрудников, родителей, любить детей. Быть примером в общении и поведении. Учитесь быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами. Чаще улыбайтесь, ведь улыбка – всегда обязательная часть приветствия.
Умейте заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему.
Ваша формула успеха...
Умение принимать мудрые решения, быть преданной делу, заботиться о людях, быть справедливой, стремиться к победам, реализовывать планы.
Беседовала О.Г. Чугайнова