У нас в гостях
Екатерина Анатольевна Долженко
заведующий МБДУ д/с № 52 «Котенок», член Совета Ассоциации педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области, член Совета руководителей дошкольных образовательных организаций городского округа Химки Московской области, член Всероссийского экспертного совета дошкольного образования «Воспитатели России», лауреат Всероссийского конкурса «Лидер дошкольного образования» 2019 г., победитель конкурса на присуждение премии Губернатора Московской области «Лучший по профессии» в сфере образования в 2020 г. в номинации «Лучшая инновационная практика», двукратный победитель муниципального рейтинга «Эффективность и качество управления образовательными учреждениями» по результатам 2017/18 и 2018/19 учебных лет.
Уважаемая Екатерина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, какие люди или события повлияли на выбор профессии?
Могу честно и откровенно сказать — педагогом я быть не мечтала. Хотела стать врачом-кардиологом, чтобы вылечить маму, которая болела стенокардией. Но недаром говорится — «человек предполагает, а Господь располагает»... От судьбы и предначертания, видимо, никуда не денешься. Ведь я — часть педагогической династии. В детский сад сначала в 1997, а затем в 2006 г. я пришла вместе со своими детьми медицинской сестрой. И если в первый раз не собиралась оставаться в дошкольной педагогике (молодая еще была слишком, неопытная, жизненной мудрости не хватало...), то во второй раз мой руководитель Светлана Юрьевна что-то такое разглядела во мне. И стала оставлять исполняющей обязанности заведующего на время своего отпуска — на все полтора месяца. Конечно, такой опыт не мог пройти бесследно. А потом жизнь сделала неожиданный поворот, и в 2008 г. я с мужем и детьми переехала жить в Химки. Новый строящийся микрорайон, младший ребенок — дошкольник, и детский сад — новостройка под самым окном. Думаю, лишним будет говорить, что тут и произошел тот самый судьбоносный поворот. Дальше все случилось как-то само собой, как будто не спрашивая моего желания и согласия. Начинаю работать медсестрой. При этом достаточно хорошо владею компьютером (в отличие от многих). А в новом, можно сказать, на тот момент инновационном, детском саду есть компьютерный кабинет, оснащенный на самом высоком уровне. Мне предлагают написать программу дополнительного образования детей по обучению компьютерной грамотности. И уже через полгода с начала моей работы в детском саду я становлюсь педагогом дополнительного образования, одновременно поступая в институт и обучаясь по направлению дошкольной педагогики и психологии. Кстати, шесть лет института я закончила за три, сдавая многие предметы экстерном. Помните про судьбу? Через год моей работы педагогом старшего воспитателя нашего садика приглашают в Москву на должность заведующего. И она предлагает именно мою кандидатуру на свою освобождающуюся должность.
Много всего было на новом пути — трудности, успехи, победы моих педагогов в самых разных направлениях... Но становиться заведующим я категорически не собиралась! А потом рамки должности, видимо, стали маловаты и тесноваты, и — опять судьба — в соседнем микрорайоне строится еще один детский сад. А на тот момент меня уже знают, как хорошего организатора и управленца... В общем — случилось то, что должно было случиться. И вот я уже седьмой год руковожу своим любимым «Котенком».
Какие цитаты или высказывания великих людей могли бы стать Вашим профессиональным девизом?
Не знаю, кто сказал, но эта фраза для меня главная: «Никогда не бойтесь пробовать новое: помните! Профессионалы построили “Титаник”. Любитель создал Ноев ковчег». Преподавая свой авторский курс повышения квалификации для педагогов дошкольных организаций, я всегда первое занятие начинаю именно с этих слов.
И еще одно хорошее высказывание (его печатная версия даже висит при входе в мой кабинет): «Возможно все. На невозможное просто требуется больше времени».
В детском саду в рамках Национального проекта «Образование» начал работу консультационный центр «Детский сад для взрослых», какова его цель, как удалось организовать работу и привлечь родителей?
На самом деле «Детский сад для взрослых» начал работать задолго до его включения в реализацию Нацпроекта. Просто с этого момента он приобрел более глубокий смысл и широту.
А начиналось все с Центра игровой поддержки ребенка и семьи. Помните, в Москве когда-то существовала подобная форма работы? Когда в детский сад на непродолжительное время приходили мамы с малышами и развивались вместе? Потом это направление деятельности можно сказать «заглохло». Но я уже была с ним знакома и понимала, какую пользу такая форма взаимодействия может принести. Как только у меня появилось поле для деятельности и место для внедрения новых идей, я не преминула воспользоваться своими знаниями. В 2015 г., приложив неимоверные усилия, я доказала целесообразность открытия ЦИПРиСа в нашем детском саду. И именно тогда «Детский сад для взрослых» пустил свои первые, еще несмелые, ростки. В ЦИПРиС зачастую приходили мамы с первым ребенком. Выяснялось, что они часто просто «не знают, что делать с собственными детьми» (это, кстати, слова одной из мам). Поэтому игровые сеансы проходили параллельно с консультированием мам по самым разным вопросам. А когда таких консультаций стало не хватать — начали проводить родительские гостиные: сначала по предложенным нами темам, потом по запросам.
Поэтому, когда в конце 2019 г. от Регионального распределенного центра консультирования родителей поступило предложение принять участие в реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в рамках Нацпроекта «Образование» — мы с радостью согласились! Ведь тем самым мы в разы увеличили не только перечень вопросов, на которые наши специалисты — мои замечательные девочки — готовы ответить, но и охват родителей. Теперь к нам могут обращаться родители как воспитанников нашего детского сада, так и детей, не посещающих детский сад, да и вообще любой взрослый, у которого возникают вопросы о воспитании, развитии, образовании или проблемах своего ребенка или даже если этот ребенок только «в проекте». Главное, что важно — у нас они могут получить действительно квалифицированный ответ! Не из сплетен на скамейке или в песочнице, не от спорного специалиста, громко кричащего о себе на каждом углу, а от гарантированного и проверенного профессионала своего дела с квалификацией, подтвержденной не только дипломом, но и опытом работы по профилю, и аттестацией на квалификационную категорию.
Поэтому и проблемы с привлечением родителей никогда не было — они уже о нас знали. А «сарафанное радио» никто не отменял.
Какие формы работы с родителями Вы считаете наиболее интересными?
Сложно сказать... Правильного ответа на этот вопрос не существует... Разные родители требуют разного подхода. Каждый год, с приходом новых детей приходится искать новые пути. Наш «Кошкин дом» (который раньше был ЦИПРиСом) всегда показывает себя с самой положительной и выигрышной стороны. Туда просятся, стремятся всеми силами. Хорошо показали себя Дни самоуправления, когда родитель, изъявивший такое желание, становился на один день воспитателем (конечно, под присмотром настоящего). Вообще любые так называемые интерактивные формы — на сегодняшний день самые лучшие! Вечерние чаепития-посиделки, вечера экспериментов, семейная почитайка... Скучные консультации почти ушли в прошлое. Никому не нравятся сухие лекции и нравоучения. Надо уметь преподнести спорный или сложный вопрос так, чтобы родитель как бы сам захотел что-то сделать. И, конечно, надо не забывать благодарить, даже за самую малость. У нас есть один папа, который благодарностями, полученными в детском саду, хвалится на своей работе. А занимает он не самую низкую должность.
Расскажите о своей работе с опытными педагогами? Какие способы поддержки начинающих педагогов Вы используете?
С самого первого дня работы старшим воспитателем, а затем и заведующим, я всегда говорила — я занимаю свое место, чтобы моим педагогам было комфортно работать, чтобы они с удовольствием шли на работу. Это одинаково относится и к опытным педагогам, и к начинающим.
Когда я только стала старшим воспитателем, без опыта педагогической работы, мне было очень сложно. Сложно доказывать свою компетентность, свое право быть наставником. Но спустя некоторое время я поняла главное: быть мобильной, готовой воспринимать и принимать новое, не бояться чего-то не знать, но при этом стремиться найти ответы на все вопросы.
Наверное, моим подспорьем всегда были внимательность к деталям и умение «правильно читать документы». Часто, задавая мне вопрос и услышав на него ответ, коллеги говорили: «Откуда ты это знаешь?», а я отвечала: «Не знаю, это просто есть в моей голове».
Может быть именно готовность помочь, ответить на любой вопрос (иногда предварительно подготовившись), уважение к коллегам и помогло мне заслужить в ответ их уважение, даже со стороны самых опытных «мэтров».
С начинающими в этом отношении проще... Они чаще всего по определению видят во мне наставника. Когда ко мне в детский сад приходит устраиваться педагог без опыта работы и очень переживает по этому поводу, я говорю: «Я тоже здесь в первый раз заведующий». Это вызывает какое-то чувство сопричастности и позволяет немного расслабиться новичку. А дальше начинается большая работа — все те же ответы на все вопросы, подсказки, и обязательно сопровождение психолога детского сада. Вообще, хороший психолог — это, можно сказать, 80% успеха коллектива! У нас такой есть! Ну и, конечно, грамотный, психологически уравновешенный и готовый выслушать и помочь старший воспитатель. У нас такой тоже есть!
Каких знаний или качеств недостаточно на сегодняшний день начинающему педагогу?
Слишком часто стала встречаться неправильно построенная речь. И дай Бог, если не безграмотная! Очень жаль! Ведь нас слышат дети! И очень быстро перенимают почему-то именно проблемы.
Орфография и грамматика — это вообще отдельная тема. Когда мне приносят что-то прочесть и оценить, я вижу ошибки, то смысл воспринимать не могу до тех пор, пока все не исправлю. А уж когда безграмотные материалы попадают на какой-нибудь конкурс...
Принимая участие в работе жюри различных конкурсов, я с печалью наблюдаю, что многие высылают материалы, не вчитавшись в положение и критерии. Так и хочется провести для всех будущих конкурсантов мастер-класс по изучению всех этапов конкурса. Ведь чаще всего там достаточно подробно пишется, что хотят увидеть члены жюри и как они будут оценивать работы. Все просто! Ваша невнимательность — это ваши низкие баллы! И обижаться в этом случае следует только на себя.
Многим не хватает понимания, зачем они в этой профессии. Часто говорят — главное, любить детей. А я скажу по-другому — главное, уважать детей и ценить каждого как личность. Только с уважения к ребенку начинается педагог.
И еще в детском саду нельзя просто «отсидеться» на работе. Не получится. Дети остро чувствуют равнодушие или отторжение. Дальше — только замкнутый круг совместного неприятия и «сваливание» в депрессию. Нужно искать точки соприкосновения. Не бывает плохих детей! Бывают взрослые, которые не разглядели в ребенке хорошее!
Посоветуйте, как не ошибиться при приеме на работу нового сотрудника?
Я очень долго к этому шла. Конечно, в первый год, когда требовалось срочно открыть детский сад, было не до выбора — набрать бы вообще персонал.
Сейчас, спустя время и на уровне определенного статуса детского сада, мы можем позволить себе выбирать.
Каждые педагог проходит собеседование со мной как с руководителем и со старшим воспитателем как с будущим наставником. Мы всегда предельно честны с кандидатами и рассказываем обо всем, что хотим увидеть в работе нового сотрудника. А учитывая публичность и открытость нашего детского сада, не каждый понимает, что готов к подобным требованиям. Поэтому кто-то отсеивается сам, если понимает, что «не готов». Если же хочет попробовать — есть второй этап: просмотр взаимодействия с детьми, за которым наблюдают старший воспитатель и психолог. При этом мы ни в коем случае не оцениваем сразу и даем кандидату право выбора формы взаимодействия, времени и возраста детей. Нам важен именно момент контакта между педагогом и детьми. А он всегда возникнет, если это хороший педагог, и даже с совершенно незнакомыми детьми.
Иногда бывает такое — беседуешь с человеком и чувствуешь что-то где-то на уровне подсознания... Я научилась доверять таким «звоночкам» — как отрицательным, так и положительным. Главное вовремя прислушаться — и точно угадаешь!
Есть ли в коллективе какие-то интересные традиции?
Наши традиции, наверное, почти семейные. Например, обязательно поздравлять друг друга с днем рождения в общем садовском чате. И обязательно публиковать поздравление на всех наших официальных страничках в соцсетях. Устраивать праздник на день рождения детского сада. Причем праздник не для себя, а для жителей микрорайона. На нашем пятилетии у нас побывало больше двухсот гостей!
А еще мы невероятно счастливы, когда к нам приезжают гости из других городов! Просто в качестве делегаций конференций или на гостевой обмен опытом. Это уникальная возможность показать себя и узнать, как там в Челябинске, Севастополе или Перми? Что там интересного, необычного?
Сейчас, к сожалению, такие мероприятия пока проводить нельзя, но, надеемся на скорейшее изменение ситуации. И готовы снова принимать гостей!
Что дало коллективу участие коллег в конкурсе «Воспитатель года России»? Кто будет представлять вас этом году, и как была организована подготовка к конкурсу?
Про конкурс я могу рассказывать, наверное, бесконечно. Каждый этап — это свои переживания, свой опыт, свои впечатления, эмоции...
Что касается коллектива — конкурс сплачивает. Потому что нужна поддержка абсолютно всех! Кто-то умеет хорошо или артистично говорить и может озвучить ролик. Кто-то может подставить плечо и подменить в проведении занятий, когда у конкурсанта совершенно нет времени на текущую работу. Кто-то просто поддержит морально, сказав, что все будет хорошо. Кто-то подаст интересную идею. А кто-то примет участие в репетиции мастер-класса и выскажет конструктивную критику.
Победа Анастасии Ивановны Шлемко в конкурсе «Воспитатель года России» принесла нам огромное количество друзей из самых разных уголков нашей страны. А еще — невероятные по своей практической значимости семинары, проводимые ее коллегами — победителями конкурса разных лет. Анастасия Ивановна настолько открытый и искренний человек, что с ней невозможно быть конкурентом, с ней можно только дружить. Поэтому победители областного и Всероссийского конкурса с удовольствием приезжали к нам, чтобы поделиться своим опытом и знаниями, а теперь перевели (надеюсь, временно!) наши встречи в онлайн-формат.
Конечно, гораздо больше самых разных близких и отдаленных последствий конкретно для конкурсанта и его наставника. И они даже не всегда сразу осознаваемы.
В этом году на областном конкурсе наш детский сад и наш город будет представлять победитель муниципального конкурса «Воспитатель года — 2021» — К.Р. Долженко. Да-да! Не только мой педагог, но и моя дочь, продолжатель педагогической династии. Я очень ею горжусь и очень переживаю!
Расскажите коротко об участии в проекте «Россия — страна городов». Что это дает детям и взрослым?
Знаете, Ксения во время последнего этапа городского конкурса на один из вопросов ответила: «Мечтаю, чтобы педагоги всей России объединились. Ведь тогда мы станем целым. А целому легче изменить окружающее, чем части»...
Мне кажется, что это ключевая, почти подсознательная, мысль проекта.
Идея проекта возникла у педагогов из детского сада № 18 г. Красноярска в ноябре 2020 г. Их воспитанники захотели рассказать всей стране о своем городе и услышать в ответ такие же рассказы с помощью виртуальных экскурсий. Для привлечения таких же заинтересованных детей и взрослых использовали социальные сети.
Вначале нас было около двадцати. География проекта ограничивалась Нижнекамском на востоке, Владикавказом на юге, Калининградом на западе и Московской областью на севере. В ходе первого обсуждения целей возникло еще несколько идей. Одна из них — обмен письмами (открытками, фото, рисунками детей). Это интересно и детям, и педагогам, и родителям, а главное — это быстро! Так появился раздел «Посткроссинг» или «Обмен письмами». Кроме того, оказалось очень интересно сравнить погоду в разных регионах России. В рамках этой темы мы обменялись детскими видео о погоде в один и тот же день. Тогда же активисты предложили обменяться идеями любимых игр. И самыми интересными стали ответные видео с освоенной другими ребятами игрой.
Многие участники желали поделиться в социальных сетях успехами проекта. Так появился хэштег #РоссияСтранаГородов. Совсем недавно произошел «бум» присоединения, и в проекте стало уже около 100 человек! Оказалось, что у них есть общие интересы и темы для обсуждения. Так, свою группу создали экологи и хоккеисты (!).
Есть среди нас и те, кто занимается коллекционированием. Например, одни участники просят прикладывать к письму маленькие камешки в качестве сувенира для пополнения коллекции.
Не это ли первый шаг к тому самому «целому»?
Назовите три важнейших профессиональных качества современного руководителя?
Умение принимать решения и нести за них ответственность. Умение не только слушать, но и слышать. Умение воспринимать и принимать новое.
Что для Вас значит быть лидером?
Быть лидером — значит, в первую очередь нести ответственность! За свои решения и действия, за свой коллектив. Уметь в нужный момент сказать «нет», как бы ни было сложно, или поддержать, когда это особенно необходимо. Уметь к каждому найти подход и не требовать того, что человек по определению не может сделать, или того, что не можешь сам. Всегда начинать с себя, требуя что-то от других, и не бояться совершать и признавать ошибки.
Что сегодня доставляет Вам особую радость и вдохновляет на педагогическое творчество?
У меня в ближайшем будущем новый опыт — присоединение еще двух детских садов. Это несколько страшновато, совершенно незнакомо, но очень интересно! А главное, какой простор для деятельности, воплощения новых идей и развития действующих проектов. Потому что вдохновляет — именно неизведанное, неопробованное, то, что еще не ощутил на собственном опыте, не прикоснулся собственной рукой и душой.
А радость приносят успехи моих педагогов. Я всякий раз вместе с ними проживаю каждый конкурс, каждое выступление, каждую победу!
Какие Ваши пожелания нашим читателям и начинающим руководителям?
Относительно недавно я проводила онлайн-лекцию как раз для начинающих и будущих руководителей. Она так и называлась «Как выжить начинающему руководителю в современных условиях?». Вот советы из нее:
Беседовала О.Г. Чугайнова