Шаповаленко Л.О.,
директор, Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, г. Красноярск
В течение 2019—2020 гг. краевое государственное бюджетное учреждение «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее — Учреждение) выступает получателем гранта из федерального бюджета в форме субсидии в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка некоммерческих организаций в целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей» федерального проекта
«Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование».
Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей» направлен на создание в Красноярском крае условий для повышения компетентности родителей, обучающихся по вопросам образования и воспитания детей, в том числе для раннего развития детей в возрасте до 3 лет. Это происходит путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, через создание краевой комплексной системы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей.
Территориальные и социально-экономические особенности Красноярского края, имеющийся в краевой системе образования опыт работы с детьми и их родителями, кадровые и финансовые ресурсы определяют специфику региональной модели организации консультативной помощи.
В состав Красноярского края входят 17 городских округов и 44 муниципальных района, расположенных на территории почти 2,5 тыс. км2, включая населенные пункты, находящиеся на Крайнем Севере. Значительная часть территории края отличается сложной транспортной доступностью, неравномерной плотностью населения, большая часть которого проживает на 1/ площади региона.
При этом мы имеем недостаточные возможности использования Интернета из-за низкой скорости связи.
В связи с этим остро встает вопрос обеспечения доступности услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям и решения задач развития тех форматов оказания услуги, которые бы обеспечили эту доступность, а также информированность населения о возможности получения таковой помощи.
При выстраивании региональной модели психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям мы делаем акцент на трех составляющих:
— обеспечение доступности;
— качества помощи (услуги), в том числе за счет обеспечения профессионализма специалистов;
— широкое информирование населения о предоставляемой возможности получить помощь.
В качестве приоритетных получателей услуги (помощи) определены следующие группы родителей, нуждающихся в психолого-педагогической, методической и консультативной помощи с целью решения возникших проблем в развитии, обучении, воспитании и социализации ребенка, предотвращения возможных проблем в освоении образовательных программ и планировании собственных действий в случае их возникновения:
— родители детей, не посещающих детские сады, в том числе раннего возраста;
— чьи дети находятся на семейном обучении;
— детей с ОВЗ, инвалидностью, в первую очередь раннего возраста;
— граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
— родители, нуждающиеся в помощи при воспитании детей, имеющих различные проблемы в поведении, развитии и социализации.
При построении региональной модели Учреждение выступает оператором проекта и в 2019 г. на его базе была создана краевая служба консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития и образования детей.
Учреждение, территориально располагаясь в г. Красноярске, имеет четыре филиала в городах, расположенных в четырех территориальных округах края: на севере (г. Лесосибирск), юге (г. Минусинск), западе (г. Ачинск) и востоке (г. Канск). В целях расширения деятельности службы созданы дополнительные рабочие места в населенных пунктах с высокой плотностью детского населения (гг. Назарово и Шарыпово).
Организационно-правовая модель реализации Учреждением услуг состоит из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов:
— структурно-содержательного;
— информационного;
— оценочно-результативного.
Что уже сделано и делается в рамках этих компонентов? В части структурно-содержательного компонента:
— за счет средств гранта оборудованы рабочие места для специалистов службы. Все кабинеты полностью обеспечены мебелью, оборудованием, техническими средствами для проведения очных, дистанционных, выездных консультаций, также оборудованы игровые зоны;
— разработан пакет локальных нормативных актов, включающий положение о деятельности службы, порядок обращения за услугой, получения услуги, дорожная карта, медиаплан, журнал регистрации консультаций специалистов службы, график работы службы.
В части информационного компонента осуществляется следующая деятельность:
— разработаны и выпущены информационные буклеты на актуальные темы развития, воспитания и обучения детей, календари-визитки. Печатная продукция распространяется через учреждения образования, медицинской и социальной сферы, включая официальные сайты;
— сотрудники Учреждения регулярно посещают отдаленные территории Красноярского края, осуществляя информационные кампании и выездные консультации;
— проводится постоянное наполнение информации о главных новостях и деятельности службы в социальных сетях Учреждения;
— изготовлены рекламно-информационные ролики, в которых представлена тематика основных запросов родителей (законных представителей);
— создан информационный ресурс «система управления и обработки заявок (обращений)» (сайт Мыпомогаемродителям.рф). Данный ресурс позволяет родителям подать заявку для получения услуги, выбрать форму ее получения, а также специалиста по вопросам содержания обучения и воспитания детей, включая детей раннего возраста, реализации их прав и законных интересов, выбора формы образования и обучения, а также вопросов, непосредственно связанных с образовательной деятельностью.
Оценочно-результативный компонент связан с разработкой критериев оценки удовлетворенности родителей полученными услугами, организацией процесса оценки, мониторинга эффективности системы оказания услуг в Красноярском крае.
Удовлетворенность родителей оценивается двумя способами:
— если родитель предоставил адрес электронной почты. В этом случае ему через Федеральный портал информационно-просветительской поддержки приходит письмо с просьбой пройти небольшой опрос и оценить качество оказанных услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по вопросам образования и воспитания детей;
— в случае, когда родитель не предоставляет адреса электронной почты, ему предлагается ответить на вопросы анкеты, включающей показатели, характеризующие компетентность консультантов, удобство и оперативность оказания консультации, ее доступность для лиц с ОВЗ, открытость и доступность получения консультативных услуг.
Проводится работа по обеспечению службы консультативной помощи специалистами, в том числе педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, воспитателем, методистом, учителем.
Все привлеченные специалисты отвечают следующим квалификационным требованиям:
— опыт работы в сфере образования не менее 3 лет;
— высшее педагогическое или психологическое образование;
— соответствие требованиям, предъявляемым к должности в перечне квалификационных характеристик должностей работников в сфере образования.
Мы отмечаем следующие результаты реализации регионального проекта:
— создана краевая служба консультативной помощи родителям по вопросам развития и образования детей как основа краевой комплексной системы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи;
— создан и функционирует сайт краевой службы консультативной помощи гражданам, имеющим детей;
— повысили квалификацию не менее 80% педагогических и социальных работников по вопросам консультирования родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями, и оказания им информационно-методической помощи;
— проведены информационная кампания в СМИ о региональном проекте, информационно просветительские мероприятия, направленные на пропаганду позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций, семейных отношений;
— интегрированы ресурсы разных ведомств, СО НКО по вопросам консультирования граждан, имеющих детей.