Чугайнова О.Г.,
канд. пед. наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного образования, Московский педагогический государственный университет, Москва
Проблема качества подготов ки высококвалифицированного, конкурентоспособного, компе тентного педагога была и остается одной из приоритетных. Про фессионализм педагогической деятельности складывается из совокупности общекультурных, общетеоретических, специаль ных и психологопедагогических знаний, умения передавать их обучающимся, анализировать, исследовать объект и результат труда, формулировать на этой основе педагогические задачи, выбирать возможные способы их решения, устанавливать по ложительные взаимоотношения со всеми участниками образова тельного процесса, осуществлять коррекцию профессиональной деятельности.
Показатель профессионализ ма — высокий уровень компе тентности, компонентами кото рого среди прочих являются:
— система мировоззренческих установок и свойств личности, выражающих ее отноше ние к педагогической деятель ности;
— индивидуальнотипологиче ские свойства личности, обу словливающие реализацию мотивов деятельности и пове дения педагога;
— система умений и навыков, необходимых для организации целостного процесса развития личности, реализации в педа гогической деятельности сво ей личной и профессиональ ной позиции.
Сюда же, по нашему мнению, можно отнести:
— умение соотносить свою дея тельность с лучшими образца ми зарубежной и отечествен ной педагогики;
— умение обобщать и продуктив но использовать опыт коллег, проявлять творчество в созда нии нового в педагогической реальности;
— способность к анализу соб ственной деятельности и своих возможностей.
Все составляющие компетент ности тесно переплетаются, обра зуя идеальную модель педагога.
Как подчеркивают А.А. Пе черкина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Ум никова, особую значимость про фессиональная компетентность приобретает в связи с повыше нием роли инновационной де ятельности в образовании. Педагог, чтобы быть успешным и востребованным, «должен быть готовым к любым изменени ям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым услови ям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно об новлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, про являть толерантность к неопре деленности, быть готовым к рис ку» [2].
Отсюда вытекают критерии, позволяющие оценить уровень компетентности педагога, кото рые также многообразны:
— профессиональные знания, включающие в себя такие по казатели, как знание данных педагогических наук (факты, идеи, понятия, современное состояние проблемы, различ ные точки зрения на проблему, эрудиция, свободное изложе ние материала);
— стремление к профессиональ ному росту, подразумевающее наличие таких показателей, как осознание его необходи мости и значимости, владение методами решения профес сиональных задач, умение до стигать поставленных целей;
— способность к рефлексии, т.е. умение реально оценить себя, выделяя положительные и от рицательные стороны в лич ностнопрофессиональной сфере;
— уровень коммуникативной культуры, включающий в себя следующие умения: выражать мысли в письменной и устной форме, заинтересовать и объ яснить, вести дискуссию, по нимать и выслушивать собе седника, аргументированно, тактично, корректно выска зать свое мнение, конкретно отвечать на поставленные во просы.
Далее остановимся на ха рактеристике коммуникативной культуры педагога как важного компонента компетентности и профессионализма. Коммуни кативная культура — результат нравственного развития и зре лости личности, сопряженный с проявлением ее активности, стремлением к саморазвитию. Развить ее гораздо сложнее, не жели овладеть знаниями, однако это существенно необходимо для построения всех форм коммуни каций в педагогической деятель ности, обеспечения ее успешно сти. При этом можно наблюдать, что коммуникативная культура будущего педагога в вузе фор мируется стихийно, самопроиз вольно, являясь второстепенной задачей профессиональной под готовки.
В этой связи необходимость
целенаправленной культуроло гической подготовки педагога не вызывает сомнений и обусловлена целым рядом факто ров:
— введением профессиональных стандартов и четкостью совре менных требований к педаго гу, уровню его соответствия заданной модели, где пред полагается большая свобода выбора форм, способов и тех нологий деятельности, ориен тацией на исследовательскую компетентность, где предъяв ляются требования к грамот ному научному стилю речи, научной этике;
— большой открытостью совре
менного отечественного об разования и его интеграцией с зарубежным опытом;
— повышением роли культуры общения и этики во взаимо отношениях с обучающими ся, родителями, коллегами как условием успешного взаимо действия: чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них воз можностей для формирования положительных личных и де ловых отношений [1].
Уровень коммуникативной культуры характеризуется степе нью сформированности ее компо нентов, в качестве которых мож но выделить:
— культуру речи, подразумеваю щую владение языковыми нормами, лексическими, сти листическими, правильный выбор и употребление грам матических конструкций со гласно требованиям, умение уместно использовать выра зительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и со держанием;
— соблюдение этических норм, нравственных требований об щества, регулирующих и контролирующих поступки и действия человека, наличие чувства такта, что особенно важно, когда вопрос касается национальных, религиозных, политических вопросов, со циального статуса, здоровья обучающихся, коллег и других участников образовательного процесса.
Говоря как о литературных
нормах, так и этических, важ но подчеркнуть, что педагогу не должны быть свойственны такие крайности, как полное неприятие изменений и новшеств в языке, но и не следует допускать раз мытости языковых нормативов. Особенно это важно в общении с обучающимися, так как педагог выступает носителем норм, тра диций языка, наглядным приме ром.
Соблюдение этических норм — важный спектр качеств, прояв ляющихся в общении педагога со всеми участниками образова тельного процесса, где на первое место должны выступать доступ ность, доброжелательность, ис кренность, культура поведения, такт.
Особенно важно, когда речь идет о подготовке будущих педа гогов, которые часто ориентиру ются на личность преподавателя как на образец идеальной нор мы и далее транслируют и стиль общения, и коммуникативную культуру своим ученикам, воспи танникам.
Воспитание коммуникативной культуры будущего педагога — процесс длительный и весьма сложный, и здесь важно суметь дать объективную и своевремен ную оценку ее сформировнности уже на этапе обучения, оценив также и уровень коммуникатив ной открытости, мотивации к общению, эмпатии, доброжела тельности, что позволит в даль нейшем реализовывать функции профессиональной педагогиче ской деятельности на более вы соком уровне.
Литература
1. Биктуганов Ю.И. Взаимодей ствие педагога с семьей и обществен ностью: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2016.
2. Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессио нальной компетентности педагога: теория и практика: Моногр. Екатерин бург, 2011.